дело № 2-6138/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 октября 2021 года г. Щелково Московской области
Щелковский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Кудряковой Ю.С.,
при секретаре Зайцевой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Старостиной ФИО9 к МУП «Межрайонный Щелковский Водоканал», Главному управлению Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области», Администрации г.о. Щелково Московской области, Салтанову ФИО10, Юдину ФИО11 о признании решений, принятых общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, проводимого в форме очно-заочного голосования, проводимого в период с 01.07.2021 г. по 16.07.2021 г., по результатам которого оформлен Протокол № от 16.07.2021 г. общего собрания собственников и принято решение о выборе в качестве управляющей организации МУП «Межрайонный Щелковский Водоканал» - недействительными (ничтожными),
Установил:
Истец Старостина ФИО12 обратилась в Щелковский городской суд Московской области с иском к МУП «Межрайонный Щёлковский Водоканал», Главному управлению Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области», Администрации г.о. Щелково Московской области, Салтанову ФИО13, Юдину ФИО14 о признании решений, принятых общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, проводимого в форме очно-заочного голосования, проводимого в период с 01.07.2021 г. по 16.07.2021 г., по результатам которого оформлен Протокол № от 16.07.2021 г. общего собрания собственников и принято решение о выборе в качестве управляющей организации МУП «Межрайонный Щелковский Водоканал» - недействительными (ничтожными).
В обоснование иска указала, что является собственником помещения № в <адрес>. Истцу стало известно от сотрудников МУП «Межрайонный Щёлковский Водоканал» о том, что с июня по август было проведено общее собрание собственников, в результате которого дом по <адрес> перешел в управление МУП «Межрайонный Щёлковский Водоканал». При этом сам МУП «Межрайонный Щёлковский Водоканал» до настоящего времени собственников и предыдущую управляющую организацию о смене УК не известил, приемка МКД не происходила, никакие сообщение не размещались, в системе ГИС ЖКХ, ни Протокол, ни Договор ни размещены, как основание управления спорным домом якобы имеется Протокол ОСС, о котором ранее ни истцу, ни другим собственникам известно не было, якобы, собственники приняли решение, в том числе, об избрании в качестве новой управляющей организации МУП «Межрайонный Щёлковский Водоканал» и иные решения.
В свою очередь, истец, как собственник помещения, не был ни письменно, ни иным установленным законом способом уведомлен о назначении проведения спорного общего собрания собственников, вследствие чего лишился возможности участвовать в общем собрании и выразить свою волю, более того, по мнению истца, многие собственники не принимали участие в обжалуемом собрании, результаты о проведении не были размещены в общедоступных местах дома в установленный законом срок, что также является нарушением. Указанный протокол не может являться надлежащим документом, так как не соответствует обязательным требованиям жилищного законодательства РФ и фактическим обстоятельствам. Истец также считает, что был существенно нарушен порядок проведения Общего собрания, а, соответственно, считает, что кворума, необходимого при принятии решений на общем собрании собственников, не могло быть достигнуто. Отсутствие необходимого кворума на общем собрании собственников также является основанием для признания недействительным такого собрания. Истец считает, что обжалуемый Протокол существенно нарушает права и законные интересы Истца как собственника помещения, находящегося в спорном доме, а именно нарушено право на участие в проведении ОСС, право на распоряжение собственностью и иные права Истца как собственника, которыми он наделен согласно жилищного и гражданского законодательства. Реализация незаконно принятых решений как утверждает Истец, может привести к выставлению незаконных, а также «двойных» платежных документов собственникам помещений многоквартирного дома, «двойной» оплате оказанных жилищно-коммунальных услуг, в связи с чем, не только Истец, но и остальные собственники жилых помещений понесут убытки, соответственно, имеются достаточные основания полагать, что данный Протокол также составлен недобросовестно и с нарушением закона.
Истец Старостина ФИО15 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассматриваемого гражданского дела извещена надлежащим образом, направила представителя по доверенности Манихину ФИО16, которая исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель истца по доверенности Манихина ФИО17 исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить согласно представленному уточненному исковому заявлению, согласно которому просила привлечь дополнительно в качестве ответчиков Салтанова ФИО18 (кв. № Юдина ФИО19 (кв. № которые указаны в оспариваемом протоколе в качестве инициатора, председателя, секретаря и членов счетной комиссии спорного Общего собрания, оформленного протоколом № от 16.07.2021 г., подлинник которого был представлен по запросу суда Главным управлением Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области», в адрес которого данные документы, в свою очередь, направил Ответчик МУП «Межрайонный Щелковский Водоканал». После исследования приложенных к представленному Протоколу № от 16.07.2021 письменных бланков решений собственников пояснила, что при проведении оспариваемого общего собрания отсутствовал кворум, необходимый для признания такого собрания правомочным. Согласно информации, указанной в Протоколе № от 16.07.2021, Общая площадь жилых и нежилых помещений в доме составляет 4541,4 кв.м., при этом письменные бланки, представленные суду, составляют всего на 2318,41 кв.м., что составляет всего 51,05 % от общего числа голосов собственников помещений в доме. Из подсчета голосов должен быть исключен письменный бланк Истца Старостиной ФИО20 (кв. №), так как она не принимала участие в данном собрании, в связи с чем и обратилась в суд. После исключения письменного бланка голосования Истца Старостиной Л.А. (площадь принявших участие 2318,41 кв.м. (51,02%) – (вычесть) площадь помещения № Истца 61,4 кв.м. (1,35 %) = кворум 49,7 %. Кворум на собрании отсутствовал, собрание неправомочно принимать какие-либо решения. Также Ответчиком МУП «Межрайонный Щелковский Водоканал» в судебное заседание было предоставлено заключение ГУ МО «ГЖИ МО» (Решение № от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которому Ответчику было отказано Госжилинспекцией во внесении сведений об управлении спорным домом в реестр лицензий на основании представленного спорного Протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что решение ОСС о выборе способа управления МУП «Межрайонный Щелковский Водоканал» принято при отсутствии необходимого кворума. Письменные бланки решений собственников не содержат расшифровки подписавшегося лица, в бланке голосования имеется в наличии только личная подпись лица без указания Фамилии подписанта, что не дает возможности в точности определить лицо, подписавшее бюллетень. В представленных документах также отсутствует список лиц, участвующих в очной части собрания, что ставит под сомнение сам факт проведения обязательной очной части спорного Общего собрания, проводимого в форме очно-заочного голосования. Исковые требований поддержала в полном объеме.
Ответчик МУП «Межрайонный Щелковский Водоканал» направил уполномоченного представителя по доверенности Герасимчук С.А., который ходатайствовал об исключении МУП «Межрайонный Щелковский Водоканал» из числа ответчиков, так как считает, что МУП «Межрайонный Щелковский Водоканал» ничьих прав не нарушало, так как в оспариваемом общем собрании участия не принимало, документы не составляло. Протокол общего собрания № г. от 16.07.2021 г. со всеми приложениями им вручили неизвестные физические лица в выходной день через охрану, данные которых представитель МУП «Межрайонный Щелковский Водоканал» в судебном заседании назвать затруднился. Просил отказать истцу в удовлетворении требований в полном объеме, так как Госжилинспекция сделала заключение об отсутствии необходимого кворума на спорном собрании, соответственно, решения, принятые таким собранием, не могут нарушить чьих-либо прав в силу своей ничтожности.
Ответчик ГУ МО «Государственная жилищная инспекция МО» уполномоченного представителя не направил, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Ответчик Салтанов ФИО21 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, письменные возражения не представил.
Ответчик Юдин ФИО22 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил в суд заявление о том, что подпись в документах не его, поддерживает исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации г.о. Щелково Московской области в судебное заседание не явился, извещен.
Третье лицо ООО «Альтернатива» направила уполномоченного представителя, исковые требования поддержала в полном объеме.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Учитывая, что ответчиками, а также третьими лицами не представлены сведения о причинах неявки в судебное заседание, суд, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие указанных лиц.
Выслушав позиции лиц, присутствовавших в судебном заседании, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ответчиком МУП «Межрайонный Щелковский Водоканал» 19.08.2021 г. были направлены в Госжилинспекцию документы по общему собранию собственников помещений МКД, решения повестки дня которого оформлены Протоколом № от 16.07.2021 года. Согласно информации, из Протокола № от 16.07.2021 г. обсуждение вопросов указанной повестки дня первоначально проводилось в форме совместного присутствия на придомовой территории <адрес>. При этом приложения к протоколу не содержит списка лиц, присутствующих на очной части собрания, обязательной к проведению в силу закона. В последующем участие в голосовании проводилось путем заполнения бланков голосования (решений), оригиналы которых представлены в материалы дела ГУ МО «Государственная жилищная инспекция Московской области». Согласно представленным Госжилинспекцией сведениям, результаты общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес>, Щелково, оформлены Протоколом № от 16.07.2021 года. Так, согласно оспариваемого протокола общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома составляет всего 4541,4 кв.м., что составляет 100% голосов. Участие на общем собрании, согласно представленных бланков решений в количестве 23 шт., в собрании приняли участие собственники помещений площадью 2318,41 кв.м., что составляет 51,05 % от общего числа голосов.
Согласно повестке дня на оспариваемом собрании, оформленном представленным Госжилинспекцией в суд Протоколом № от 16.07.2021 г. приняты следующие решения:
Избрание председателя Общего собрания собственников.
Избрание секретаря Общего собрания собственников.
Утверждение счетной комиссии по подведению итогов голосования.
О заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, договоров на холодное водоснабжение и водоотведение; горячее водоснабжение, электроснабжение, отопление с ресурсоснабжающими организациями и с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со статьями 44, 157.2 ЖК РФ.
Расторжение в одностороннем порядке собственниками помещений договора управления многоквартирным домом с ООО «Альтернатива» ИНН №
О выборе способа управления.
Выбор управляющей организации МУП «Межрайонный Щелковский Водоканал» ИНН № с 01 августа 2021.
Утверждение формы и условий договора управления многоквартирным домом.
Утверждение размера платы за жилое (нежилое) помещение по содержанию и ремонту общего имущества
О пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении оговоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, проведение Интернета, телевидения.
О хранении Протоколов общего собрания и решений собственников помещений многоквартирного дома.
О месте размещения уведомлений. Объявлений о проведении или итогах общих собраний собственников.
Суд, анализируя доказательства, представленные в материалы настоящего гражданского дела, а именно Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ и приложения к нему, приходит к выводу, что обжалуемый Протокол не может являться юридически значимым документом, порождающим правовые последствия для собственников помещений многоквартирного <адрес>, в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Согласно ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся:
1) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта;
1.1) принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета в российской кредитной организации, совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете;
1.1-1) принятие решений о размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта), размещении временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете, на специальном депозите в российской кредитной организации;
1.2) принятие решений о получении товариществом собственников жилья либо жилищно-строительным кооперативом, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управляющей организацией и при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме лицом, уполномоченным решением общего собрания таких собственников, кредита или займа на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, об определении существенных условий кредитного договора или договора займа, о получении данными лицами гарантии, поручительства по этим кредиту или займу и об условиях получения указанных гарантии, поручительства, а также о погашении за счет фонда капитального ремонта кредита или займа, использованных на оплату расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и об уплате процентов за пользование данными кредитом или займом, оплате за счет фонда капитального ремонта расходов на получение указанных гарантии, поручительства;
2) принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, а также о заключении соглашения об установлении сервитута, соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу в многоквартирном доме;
2.1) принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке;
3) принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме;
3.1) принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций), на заключение соглашения об установлении сервитута, соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, и о лицах, уполномоченных на подписание указанных соглашений, а также о порядке получения денежных средств, предусмотренных указанными соглашениями на условиях, определенных решением общего собрания;
3.2) принятие решений об использовании системы или иных информационных систем при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования;
3.3) принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на использование системы или иных информационных систем при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования (далее - администратор общего собрания);
3.4) принятие решения о порядке приема администратором общего собрания сообщений о проведении общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, решений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, а также о продолжительности голосования по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием системы;
3.5) принятие решения о порядке финансирования расходов, связанных с созывом и организацией проведения управляющей организацией, правлением товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива общего собрания в соответствии с частью 6 статьи 45 настоящего Кодекса;
4) выбор способа управления многоквартирным домом;
4.1) принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме;
4.2) принятие решения о наделении совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме;
4.3) принятие решения о наделении председателя совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений по вопросам, не указанным в части 5 статьи 161.1 настоящего Кодекса, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;
4.4) принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим Кодексом, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (далее также - договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами;
5) другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании ст. 44.1 ЖК РФ Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может проводиться посредством: 1) очного голосования (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование); 2) заочного голосования (опросным путем или с использованием системы в соответствии со статьей 47.1 настоящего Кодекса); 3) очно-заочного голосования.
В силу требований ч. 4 ст. 45 ЖК РФ собственник, иное лицо, указанное в настоящем Кодексе, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
При этом, согласно ч. 5 ст. 45 ЖК РФ в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны:
1) сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание;
2) форма проведения данного собрания (очное, заочное или очно-заочное голосование);
3) дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения;
4) повестка дня данного собрания;
5) порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться.
Более того, в силу положений ч. 3 ст. 45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Также на основании ч. 2 ст. 46 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня данного собрания.
В силу ч. 3, 4 ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов, за исключением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого по вопросам, указанным в пунктах 4.5 и 4.6 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Собственник, иное лицо, указанное в настоящем Кодексе, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
В силу ч. 1 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1.1, 4.2 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, решения, предусмотренного пунктом 4.5 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, которое принимается в соответствии с частью 1.2 настоящей статьи, а также решения, предусмотренного пунктом 4.6 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, которое принимается в соответствии с частью 1.3 настоящей статьи. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Копии решений и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, также подлежат направлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в срок, указанный в настоящей части, в ресурсоснабжающую организацию, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, будут в соответствии с принятым решением заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно пп. 1.1. ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, управляющая организация, в течение пяти дней с момента получения указанных в части 1 настоящей статьи подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить подлинники указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет. Орган государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания.
Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей.
Таким образом, протокол общего собрания является единственным документом, который порождает определенные юридические последствия, и может считаться легитимным и выражать волю собственников помещений многоквартирного дома в случае если он составлен и оформлен в соответствии с установленными требованиями жилищного законодательства РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 ЖК РФ правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя.
Согласно ч. 2 ст. 48 ЖК РФ представитель собственника помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме действует в соответствии с полномочиями, основанными на указаниях федеральных законов, актов уполномоченных на то государственных органов или актов органов местного самоуправления либо составленной в письменной форме доверенности на голосование. Доверенность на голосование должна содержать сведения о представляемом собственнике помещения в соответствующем многоквартирном доме и его представителе (имя или наименование, место жительства или место нахождения, паспортные данные) и должна быть оформлена в соответствии с требованиями пунктов 3 и 4 статьи 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации или удостоверена нотариально.
При этом положениями ч. 3 ст. 48 ЖК РФ определено, что количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.
В силу ч. 5.1. ЖК РФ при проведении общего собрания посредством очного, очно-заочного или заочного голосования в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, которое включается в протокол общего собрания, должны быть указаны:
1) сведения о лице, участвующем в голосовании;
2) сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме;
3) решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался".
Более того, согласно ч. 6 ст. 48 ЖК РФ при голосовании, осуществляемом посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, засчитываются голоса по вопросам, по которым участвующим в голосовании собственником оставлен только один из возможных вариантов голосования. Оформленные с нарушением данного требования указанные решения признаются недействительными, и голоса по содержащимся в них вопросам не подсчитываются. В случае, если решение собственника по вопросам, поставленным на голосование, содержит несколько вопросов, поставленных на голосование, несоблюдение данного требования в отношении одного или нескольких вопросов не влечет за собой признание указанного решения недействительным в целом.
Суд, исследовав бланки голосования (решений) собственников помещений многоквартирного <адрес>, которые представлены в материалы дела, приходит к следующему.
Согласно представленным бланкам, кворум составляет 51,05 %.
Из содержания Протокола № от 16.07.2021 г. общая площадь жилых и нежилых помещений в доме составляет 4541, 4 кв.м., при этом письменные бланки, представленные суду, составляют всего на 2318,41 кв.м., что составляет всего 51,05 % от общего числа голосов собственников помещений в доме.
Суд исключает из подсчета голосов письменный бланк Истца Старостиной ФИО23 (<адрес>), так как она не принимала участие в данном собрании, в связи с чем и обратилась в суд.
После исключения письменного бланка голосования Истца Старостиной Л.А. (площадь принявших участие 2318,41 кв.м. (51,02%) – (вычесть) площадь помещения № Истца 61,4 кв.м. (1,35 %) = кворум 49,7 %.
Кворум на собрании отсутствовал, собрание неправомочно принимать какие-либо решения.
Суд исследовал представленное Ответчиком МУП «Межрайонный Щелковский Водоканал», в судебное заседание было предоставлено заключение ГУ МО «ГЖИ МО» (Решение № от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которому Ответчику было отказано Госжилинспекцией во внесении сведений об управлении спорным домом в реестр лицензий на основании представленного спорного Протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что решение ОСС о выборе способа управления МУП «Межрайонный Щелковский Водоканал» принято при отсутствии необходимого кворума. Письменные бланки решений собственников не содержат расшифровки подписавшегося лица, в бланке голосования имеется в наличии только личная подпись лица без указания фамилии подписанта, что не дает возможности в точности определить лицо, подписавшее бюллетень.
В представленных документах также отсутствует список лиц, участвующих в очной части собрания, соответственно, Ответчиком не представлено доказательств проведения очной части голосования, что является грубым нарушением порядка проведения общего собрания в очно-заочной форме.
Таким образом, в оспариваемом общем собрании собственников помещений по указанному адресу приняло участие 49,7 % собственников от общего количества всех собственников в многоквартирном доме. В таком случае общее собрание не может считаться правомочным так как необходимый кворум для принятия вопросов по повестке дня отсутствует, а решения, принятые в отсутствие необходимого кворума, признаются ничтожными в силу закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 181.2 ГК РФ решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества. Решение собрания может приниматься посредством заочного голосования.
Согласно ч. 2 и ч. 3 ст. 181.2 ГК РФ при наличии в повестке дня собрания нескольких вопросов по каждому из них принимается самостоятельное решение, если иное не установлено единогласно участниками собрания (часть 2). О принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме. Протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания (часть 3).
На основании ч. 1 ст. 181.4 ГК РФ решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе, в случае, если: 1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; 2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия; 3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении; 4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).
При этом в силу положений ч. 3 ст. 181.4 ГК РФ решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения.
Также законодатель установил, что на основании ч. 5 ст. 181.4 ГК РФ решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
Согласно ст. 181.5 Гражданского кодекса РФ если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно:
1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества;
2) принято при отсутствии необходимого кворума;
3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;
4) противоречит основам правопорядка или нравственности.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Стороны пользуются равными правами на представление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований или возражений.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно ст. 68 ГПК РФ объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
Таким образом, разрешая дело по существу, оценив в совокупности доказательства, собранные по делу, установленные в процессе его разбирательства фактические обстоятельства, суд руководствуясь, в том числе, ст. ст. 181.2, 181.5 ГК РФ, приходит к выводу, что оспариваемые решения собрания собственников помещений многоквартирного <адрес>, оформленные Протоколом № от 16.07.2021 года, являются ничтожными, поскольку указанные решения были приняты в отсутствие необходимого кворума.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Старостиной ФИО24 к МУП «Межрайонный Щелковский Водоканал», Главному управлению Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области», Администрации г.о. Щелково Московской области, Салтанову ФИО25, Юдину ФИО26 о признании ничтожными решений, принятых общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, проводимого в форме очно-заочного голосования, проводимого в период с 01.07.2021 г. по 16.07.2021 г., по результатам которого оформлен Протокол № от 16.07.2021 г. общего собрания собственников и принято решение о выборе в качестве управляющей организации МУП «Межрайонный Щелковский Водоканал», - удовлетворить.
Признать ничтожными решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, проводимого в форме очно-заочного голосования, проводимого в период с 01.07.2021 г. по 16.07.2021 г., по результатам которого оформлен Протокол № от 16.07.2021 г. общего собрания собственников и принято решение о выборе в качестве управляющей организации МУП «Межрайонный Щелковский Водоканал».
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение одного месяца через Щелковский городской суд Московской области путем подачи апелляционной жалобы
Судья Кудрякова Ю.С.