Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-184/2024 от 04.04.2024

Дело № 12-21/2024

РЕШЕНИЕ

город Красноярск                                                                            13 июня 2024 года

Судья Кировского районного суда г. Красноярска Резников Ю.Е. с участием старшего помощника Красноярского транспортного прокурора Пелех В.Г. и привлекаемого к административной ответственности лица Соколов Н.Л. , рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении Соколов Н.Л. по протесту прокурора на постановление государственного инспектора труда в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -

установил:

вышеуказанным постановлением от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу об административном правонарушении ввиду отсутствия состава административного правонарушения. В качестве основания для прекращения производства по делу должностным лицом Государственной инспекции труда в <адрес> в постановлении указано на проведение прокурором проверки в отсутствие предусмотренного п. 3 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре) решения о проведении проверки, что влечет признание полученных в ходе такой проверки доказательств недопустимыми.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, прокурор принес в суд протест, в котором указывает, что в постановлении неправомерно указано на отсутствие в материалах проверки решения, кроме того, обжалуемое постановление вынесено без извещения прокурора и в нем не разъяснен порядок его обжалования, что является существенным нарушением.

В судебном заседании старший помощник прокурора Пелех В.Г. протест поддержала по изложенным в нем доводам.

Привлекаемое к административной ответственности лицо – начальник службы аэродромного обеспечения полетов и организации перевозок <данные изъяты>» Соколов Н.Л. , с доводами протеста согласился.

Иные участники не явились, каких-либо ходатайств не представили.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

В соответствии с ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведённой в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Согласно требованиям ст. 30.6 КоАП РФ суд при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Осуществление прокурорского надзора за исполнением законов, в том числе путём организации проведения проверок их исполнения регламентировано упомянутым Законом о прокуратуре.

Согласно абз. 1 п. 3 ст. 21 Закона о прокуратуре решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.

В соответствии с п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -П взаимосвязанные положения п. 1 ст. 6, п. 2 ст. 21 и п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре в действовавшей до внесения в него изменений Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего законодательства, в т.ч. регулирующего осуществление федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций Министерством юстиции Российской Федерации предполагают проведение органами прокуратуры проверок исполнения законов некоммерческими организациями в пределах определенного предмета конкретной проверки, обусловленного наличием сведений, указывающих на признаки нарушений законов в деятельности некоммерческой организации и её должностных лиц, которые нельзя подтвердить или опровергнуть в ходе межведомственного взаимодействия с государственным органом, осуществляющим федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, с вынесением о том мотивированного решения, подлежащего доведению до сведения проверяемой некоммерческой организации, по крайней мере, в момент начала проверки.

Данная правовая позиция Конституционного Суда РФ сохраняет свою актуальность в части установления случаев, когда поступившая в органы прокуратуры информация о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, может быть подтверждена или опровергнута без проведения проверки и после внесения изменений в Закон о прокуратуре.

Согласно п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Как отмечено Конституционным Судом РФ, приведённое законоположение, рассматриваемое во взаимосвязи с иными нормами Закона о прокуратуре, а также с учётом сохраняющего силу Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -П, не позволяет прокурору произвольно требовать представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества «Клинцовский автокрановый завод» на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Пунктом 2 ст. 6 Закона о прокуратуре предусмотрено, что статистическая и иная информация, документы (в том числе электронные документы, подписанные электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации), справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации), а в ходе проведения проверок исполнения законов - в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки.

Таким образом, предусмотренное Законом о прокуратуре полномочие прокурора требовать предоставления ему перечисленных материалов может быть реализовано в зависимости от преследуемых при осуществлении надзора за исполнением законов целей - как в ходе проведения проверок, так и вне такого проведения.

При поступлении в прокуратуру сообщений, содержащих сведения о допущении, в частности коммерческими организациями и их должностными лицами, нарушений закона, которые влекут привлечение виновных в их допущении лиц к административной ответственности, истребование от таких организаций указанных в п. 2 ст. 6 Закона о прокуратуре материалов в целях проверки достоверности поступивших прокурору сведений о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, привлечения виновных лиц к ответственности в случае их подтверждения в отличие от истребования указанных материалов в целях сбора и анализа сведений, характеризующих состояние законности в какой-либо сфере деятельности применительно ко всем осуществляющим такую деятельность лицам, возможно только в ходе проведения проверки, выездной характер которой как обязательный её признак законом не предусмотрен.

Возложение на прокуроров Приказом Генпрокуратуры России от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан» обязанностей осуществлять на постоянной основе сбор, обобщение, анализ и оценку информации, характеризующей состояние законности в сфере трудовых отношений (п.2.1), выявлять организации и индивидуальных предпринимателей, уклоняющихся от оформления трудовых отношений с гражданами, выполняющими трудовые функции, либо заключивших с работниками гражданско-правовые договоры с целью скрыть фактические трудовые отношения (п.2.2), по фактам нарушений, выявленных при осуществлении надзора за исполнением законов, соблюдением трудовых прав граждан, безотлагательно применять необходимые для восстановления законности, прав граждан и привлечения виновных должностных лиц к установленной ответственности меры прокурорского реагирования (п.2.9) правильность приведённого выше, основанного на правовых позициях Конституционного Суда РФ толкования Закона о прокуратуре под сомнение не ставит, что соответствует положениям пункта 1.2.2 принятого взамен упомянутого выше и действующего в настоящее время Приказ Генпрокуратуры России от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан», в соответствии с которыми результаты осуществляемых на постоянной основе сбора, обобщения, анализа и оценки информации, характеризующей состояние законности в сфере трудовых отношений, а также мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», судебных решений о взыскании заработной платы, исполнительных производств на наличие сведений о хозяйствующих субъектах, допускающих системные нарушения трудового законодательства, анализа данных о наличии задолженности по налогам и сборам с целью выявления возможных фактов невыплаты заработной платы приказано использовать в качестве оснований для проведения проверок.

Как следует из материалов дела, после поступления в прокуратуру обращения Шокорев М.А. о нарушении его трудовых прав Красноярским транспортным прокурором в адрес <данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ направлено письмо, из содержания которого усматривается требование в соответствии со ст. 6 Закона о прокуратуре поднадзорному субъекту о предоставлении информации и копий документов, а именно: о трудоустройстве Шокорев М.А., правил внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, сведения о дисциплинарной ответственности Шокорев М.А., о привлечении Шокорев М.А. к работе в выходные и нерабочие дни и другие.

При этом из буквального текста самого обращения (жалобы), поданной Шокаревым М.А. , не следует, что к этому обращению прилагались те документы, которые содержатся в надзорном производстве, представленном прокурором по запросу суда, что подтверждает их появление в деле после направления письма (требования, запроса) поднадзорному субъекту. К своему обращению (жалобе) Шокорев М.А. прикладывает копию паспорта, копию договора об оказании юридических услуг, копию чека.

По смыслу действующего законодательства направление прокурором требования (даже и непоименованного в качестве такового), обусловленного наличием сведений, указывающих на признаки нарушений законов в деятельности <данные изъяты>» и ее должностных лиц, этой же организации является одной из форм взаимодействия с проверяемым субъектом.

Копии приказов о приеме на работу, трудового договора, правил внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, служебной записки, объяснительной, расчетных листков, табелей учета рабочего времени, претензии и ответа, являющиеся доказательствами по настоящему делу об административном правонарушении, были представлены <данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ исх <данные изъяты> по требованию Красноярского транспортного прокурора в связи с необходимостью проверки содержащихся в обращении работника указанной организации конкретных сведений о нарушении работодателем его трудовых прав.

Следовательно, такое истребование, облаченное в форму письма без указания в нем наименования документа как требование или запрос, свидетельствует о фактическом принятии прокурором решения о проведении проверки в отношении <данные изъяты>» в целях выяснения вопроса о соблюдении юридическим лицом требований трудового законодательства по отношению к своим работникам.

Однако решение о проведении проверки, как усматривается из представленных материалов, прокурором не выносилось.

Таким образом, должностным лицом Государственной инспекции труда в <адрес> в качестве основания для прекращения производства по делу в обжалуемом постановлении обоснованно указано на проведение прокурором проверки в отсутствие предусмотренного п. 3 ст. 21 Закона о прокуратуре решения о проведении проверки, что влечет признание полученных в ходе такой проверки доказательств недопустимыми.

Отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Частью 2 ст. 29.4 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 настоящего Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Оценивая доводы протеста о не извещении прокурора о дате и времени рассмотрения дела, прихожу к следующему.

Согласно ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении: устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу, и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела; рассматриваются заявленные отводы и ходатайства.

Частью 2 ст. 29.4 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 настоящего Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Часть 2 ст. 25.11 КоАП РФ предусматривает, что прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.

Как следует из представленных материалов, постановление о прекращении производства по делу вынесено главным государственным инспектором труда в <адрес> на стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 29.4 КоАП РФ.

Определение о назначении времени и места рассмотрения дела не выносилось; каких-либо иных данных, указывающих на то, что должностное лицо фактически приступило к рассмотрению данного дела об административном правонарушении по существу, не усматривается.

Обязательное извещение прокурора о времени и месте проведения подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрено, следовательно, основания для извещения прокурора у должностного лица отсутствовали.

Кроме того, в системе действующего правового регулирования, установленного КоАП РФ, исследование доказательств на стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении само по себе не может свидетельствовать о том, что должностное лицо фактически приступило к рассмотрению дела по существу.

КоАП РФ не содержит нормы, которые не позволяли бы судье, органу, должностному лицу при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении исследовать те или иные доказательства.

При этом проведение подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении без исследования доказательств невозможно.

Иной подход лишил бы возможности судью, орган, должностное лицо на стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении выяснить и разрешить вопросы, предусмотренные ст. ст. 29.1, 29.4 КоАП РФ.

Часть 2 ст. 29.4 КоАП РФ не содержит каких-либо исключений, не позволяющих на стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении вынести постановление о прекращении производства по делу по любому основанию, предусмотренному ст. 24.5 КоАП РФ.

Таким образом, вопреки доводам протеста извещение прокурора на данной стадии не требовалось.

Довод протеста о том, что обжалуемое постановление не содержит указания на срок и порядок его обжалования, не может быть признан состоятельным, поскольку в тексте постановления имеется указание на то, что оно может быть обжаловано в порядке, предусмотренном положениями гл. 30 КоАП РФ, т.е. указана сама возможность обжалования постановления.

Данное обстоятельство право транспортного прокурора на обжалование не нарушило, его протест принят к рассмотрению судом.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья

решил:

постановление государственного инспектора труда в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении Соколов Н.Л. оставить без изменения, а протест прокурора - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Кировский районный суд <адрес> в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья                                                                                                      Ю.Е. Резников

12-184/2024

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Истцы
А.В. Маклаков
Ответчики
Соколов Никита Леонидович
Суд
Кировский районный суд г. Красноярска
Судья
Резников Ю.Е.
Статьи

ст.5.27 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
kirovsk--krk.sudrf.ru
04.04.2024Материалы переданы в производство судье
05.04.2024Истребованы материалы
25.04.2024Поступили истребованные материалы
13.06.2024Судебное заседание
18.06.2024Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
19.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.07.2024Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
14.07.2024Вступило в законную силу
15.07.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее