Дело № 2-842/2019
86RS0005-01-2019-001046-26
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
30 мая 2019 года г. Сургут
Сургутский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе: председательствующего судьи Алешкова А.Л., при секретаре Радченко О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сургутского района, действующего в интересах ФИО1 к администрации сельского поселения Нижнесортымский Сургутского района о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма, вне очереди,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Сургутского района, действуя в интересах несовершеннолетнего ФИО1, обратился в суд к ответчику с иском о внеочередном предоставлении жилого помещения для ФИО18 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в порядке ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, мотивируя тем, что прокуратурой Сургутского района проведена проверка по обращению Джуманазарова Авазбека Абдукаримовича о нарушении жилищных прав его несовершеннолетнего ребенка ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В ходе проверки установлено, что семья Джуманазаровых (состав семьи три человека) признана малоимущей и поставлена администрацией с.п. Нижнесортымский на учет, где состоит под номером № с даты подачи заявления от ДД.ММ.ГГГГ в списках очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, на ДД.ММ.ГГГГ год, вставших на учет по месту жительства после ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 1 постановления администрации с.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № за ФИО19 ДД.ММ.ГГГГ.р., признано право на внеочередное получение жилого помещения в связи с тяжелой формой хронического заболевания со дня подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ, составом один человек.
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страдает тяжелой формой хронического заболевания (<данные изъяты> при котором, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ), невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, и, согласно постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ), имел право на дополнительную жилую площадь, что подтверждается справкой врачебной комиссии БУ ХМАО-Югры «Нижнесортымская участковая больница» от ДД.ММ.ГГГГ №.
В силу требований ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п. 4 ч. 1 ст. 51, пп. 3 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 36.10.2003 № 131-03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 6 ч. 1 ст. 5, п. 10 ч. 4 ст. 26 Устава с.п. Нижнесортымский, принятого решением Совета депутатов с.п. Нижнесортымский от 21.11.2005 № 6, а также с учетом положений ч.1 ст. 6 ЖК РФ, согласно которой, акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет в настоящее время право на получение жилого помещения на условиях социального найма вне очереди.
На основании изложенного, прокурор Сургутского района действуя в интересах несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, просил суд обязать ответчика предоставить последнему вне очереди, по договору социального найма жилое помещение, расположенное в черте сельского поселения Нижнесортымский Сургутского района, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам и правилам, общей площадью не менее установленной нормы предоставления (33 кв.м.), с учетом права на дополнительную жилую площадь.
В судебном заседании старший помощник прокурора Сургутского района Литвинцева К.А. настаивала на удовлетворении исковых требований.
Законный представитель несовершеннолетнего Джуманазарова И.А. – Джуманазаров А.А. исковые требования прокурора поддержал.
Представитель ответчика Абдуллаева И.А. в судебном заседании иск не признала.
Выслушав доводы старшего помощника прокурора Сургутского района, объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страдает тяжелой формой хронического заболевания (G40.5), при котором, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ), невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, и, согласно постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ), имел право на дополнительную жилую площадь, что подтверждается справкой врачебной комиссии БУ ХМАО-Югры «Нижнесортымская участковая больница» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Семья Джуманазаровых (состав семьи три человека) признана малоимущей и поставлена администрацией с.п. Нижнесортымский на учет, где состоит под номером № с даты подачи заявления от ДД.ММ.ГГГГ в списках очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, на ДД.ММ.ГГГГ год, вставших на учет по месту жительства после ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 1 постановления администрации с.п. Нижнесортымский от ДД.ММ.ГГГГ № за ФИО20., ДД.ММ.ГГГГр., признано право на внеочередное получение жилого помещения в связи с тяжелой формой хронического заболевания со дня подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ, составом один человек.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В целях реализации названных конституционных положений ч. 2 ст. 49 ЖК РФ предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 названной статьи случаев.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).
В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 названного кодекса перечне.
Такой перечень был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" и действовал до 1 января 2018 г.
Часть 1 ст. 6 ЖК РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
В данном случае, на момент возникновения спорных правоотношений имеющееся у ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заболевание входило в указанный выше перечень, право на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ возникло у него с момента постановки на жилищный учет по соответствующему основанию, то есть до вступления в силу Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного приказом Министерства здравоохранения от 30 ноября 2012 г. N 987н.
Действующее жилищное законодательство (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) не ставит право на внеочередное предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников).
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
Из вышеизложенного следует, что право на внеочередное предоставление жилья у ФИО21 возникло ДД.ММ.ГГГГ, которое не было реализовано ответчиком как в период действия постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378, так и по его окончании, до настоящего времени.
По смыслу Определения Конституционного Суда РФ от 12.04.2011 № 551- О-О, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Кроме того, отсутствие наделения муниципальных органов государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями не может служить препятствием для разрешения спорных вопросов и защиты жилищных прав граждан, нуждающихся в социальной поддержке и обладающих социальными гарантиями в силу закона.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 36.10.2003 № 131-03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В силу части 3 названной статьи, к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
При этом, согласно статье 1 Закона ХМАО - Югры от 26.09.2014 № 78-оз «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Ханты- Мансийском автономном округе - Югре», кроме вопросов местного значения сельского поселения, предусмотренных частью 3 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения также относятся вопросы, закрепленные в пункте 6 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 5 Устава с.п. Нижнесортымский, принятого решением Совета депутатов с.п. Нижнесортымский от 21.11.2005 № 6, к вопросам местного значения поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В силу п. 10 ч. 4 ст. 26 Устава поселения, в целях решения вопросов местного значения администрация поселения предоставляет в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда.
Таким образом, Джуманазаров И.А., имеет право на получение жилого помещения на условиях социального найма вне очереди, а администрация с.п. Нижнесортымский Сургутского района несет обязанность реализовать данное право в соответствии с вышеуказанными нормами. Обеспечение его жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия выделяемых денежных средств, свободного жилого фонда, поскольку жилищным законодательством не установлено очередности при разрешении данного вопроса.
На основании изложенного, суд полагает исковые требования прокурора Сургутского района законными и обоснованными, в связи с чем, подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию сельского поселения Нижнесортымский Сургутского района предоставить ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди, по договору социального найма жилое помещение, расположенное в черте сельского поселения Нижнесортымский Сургутского района, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам и правилам, общей площадью не менее установленной нормы предоставления, с учетом права ФИО1, на дополнительную жилую площадь.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Сургутский районный суд.
Председательствующий судья А.Л. Алешков