Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-247/2023 ~ М-118/2023 от 02.02.2023

2-247/2023

10RS0004-01-2023-000172-09

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 мая 2023 года

г. Кондопога

Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Бахориной М.А.,

при секретаре Бахаревой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кондопожского муниципального многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства к Стариковой И.В., действующей в интересах несовершеннолетней С.У.А., администрации Кондопожского муниципального района Республики Карелия о взыскании задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги,

У С Т А Н О В И Л:

Кондопожское муниципальное многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства (далее также по тексту истец, Кондопожское ММП ЖКХ) обратилось в суд с вышеуказанным исковым заявлением к несовершеннолетней С.У.А.., мотивируя требования тем, что ООО «Кондопожское ЖКХ» на основании протокола общего собрания собственников жилых помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме, является управляющей компанией многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Республика ........ На основании агентского договора, заключенного между Кондопожским ММП ЖКХ и ООО «Кондопожское ЖКХ» истец выполняет начисление и выставление счетов собственникам жилых помещений, расположенных в данном многоквартирном жилом доме, осуществляет претензионно-исковую работу по взысканию задолженности. Несовершеннолетняя С.У.А. зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: ........ По указанному адресу не производится оплата коммунальных услуг. Задолженность составляет 19 558, 98 рублей. Определением мирового судьи судебного участка № 1 Кондопожского района Республики Карелия от 27.01.2023 настоящее исковое заявление возвращено истцу, поскольку в спорный период в указанном жилом помещении был зарегистрирован С.А.А.., умерший 09.01.2020. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил взыскать с надлежащих ответчиков за несовершеннолетнюю С.У.А. задолженность за аварийно-диспетчерское и паспортное обслуживание за период с 01.09.2019 по 31.10.2022 в размере 19 558,98 рублей, в том числе пени.

В последующем, истец в порядке положений ст. 39 ГПК РФ уменьшил исковые требования и просил взыскать с надлежащих ответчиков задолженность за период с 01.01.2020 по 30.10.2022 в размере 17 892, 53 рубля. От требований о взыскании задолженности за период с 01.09.2019 по 31.12.2019 в размере 1 666, 45 рублей истец отказался. Определением суда от 10.05.2023 производство по делу в указанной части прекращено в связи с принятием отказа истца от иска в указанной части.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству, а также в ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Старикова И.В., администрация Кондопожского муниципального района Республики Карелия, а в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, - конкурсный управляющий Кондопожского ММП ЖКХ Рулева А.И., ООО «Кондопожское ЖКХ».

В судебное заседание представители истца не явились, представили письменное ходатайство о рассмотрении гражданского дела в свое отсутствие, исковые требования поддержали, не возражали против рассмотрения дела в порядке заочного производства.

Ответчики, третьи лица в судебное заседание не явились, извещены о слушании дела надлежащим образом.

В силу положений статьи 167 ГПК РФ суд определил возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Согласно ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Исследовав письменные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора.

В соответствии с ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных Кодексом.

Частью 4 ст. 69 ЖК РФ предусмотрено, что члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги является обязанностью не только нанимателя, но и проживающих с ним членов его семьи (дееспособных и ограниченных судом в дееспособности), имеющих равное с нанимателем право на жилое помещение, независимо от указания их в договоре социального найма жилого помещения (п. 5 ч. 3 ст. 67, ч. 2, 3 ст. 69 и ст. 153 ЖК РФ). Названные лица несут солидарную с нанимателем ответственность за невыполнение обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу положений ст. 21 ГК РФ гражданская дееспособность гражданина, то есть способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

Таким образом, законом установлен круг обязанных лиц, которые несут ответственность за исполнение обязанностей по договору найма жилого помещения муниципального или государственного жилищного фонда. По смыслу вышеназванных норм и разъяснений обязательства по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за несовершеннолетних, проживающих в жилом помещении, исполняются их родителями в рамках их обязанностей по содержанию своих детей, а также могут возлагаться на иных лиц, несущих обязанности по содержанию несовершеннолетних и обладающих правом совершать за них сделки (п. 1 ст. 28, п. 2 ст. 32 ГК РФ). Следовательно, несовершеннолетний, оставшийся без родительского попечения и переданный под опеку, не относится к кругу лиц, обязанных в силу закона (ч. 4 ст. 69 ЖК РФ) вносить плату за коммунальные услуги и содержание жилого помещения муниципального жилищного фонда, право пользования которым сохранено за таким лицом. Возможность же возложения на опекунов обязанности по погашению задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг также законом не установлена, а вопрос о расходовании денежных средств в интересах детей, находящихся под опекой, в силу п. 3 ст. 148 Семейного кодекса РФ, ст. 34 ГК РФ и положений Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» подлежит разрешению органом опеки и попечительства при передаче ребенка под опеку и предоставлении опекуну средств на содержание ребенка с учетом необходимости оплаты жилого помещения. Указанная позиция нашла закрепление и в правоприменительной судебной практике (Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 24.02.2022 по делу № 88-2711/2022).

В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья (ч. 1 ст. 155 ЖК РФ). Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 11 ст. 155 ЖК РФ).

Как отмечено в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя, а также собственника включает в себя: плату за содержание жилого помещения (плата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме); плату за коммунальные услуги (плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плата за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами).

Судом установлено и из материалов гражданского дела следует, что ООО «Кондопожское ЖКХ» на основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме от 17.07.2019 является управляющей компанией многоквартирного жилищного дома, расположенного по адресу: ........

На основании агентского договора от 01.01.2022, заключенного между Кондопожским ММП ЖКХ и ООО «Кондопожское ЖКХ», истец выполняет начисление и выставление счетов собственникам жилых помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: ........, осуществляет претензионно-исковую работу по взысканию задолженности.

Жилое помещение, расположенное по адресу: ........, находится муниципальной собственности, в отношении указанного жилого помещения между администрацией Кондопожского городского поселения (правопредшественник администрации Кондопожского муниципального района) и С.А.А.. заключен договор социального найма жилого помещения от 05.09.2011 №20-09/8438.

В данном жилом помещении постоянно с 19.09.2011 зарегистрирована несовершеннолетняя С.У.А.., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, С.А.А.. (отец С.У.А..) снят с регистрационного учета в связи со смертью 09.01.2020.

Мать несовершеннолетней С.У.А.. – Б.В.Э.. умерла ХХ.ХХ.ХХ.

В связи с тем, что малолетняя С.У.А. признана оставшейся без попечения родителей, нуждающейся в защите государства, постановлением Администрации Кондопожского муниципального района Республики Карелия от 17.11.2020 № 26 над Савиной У.А. установлена предварительная опека, опекуном назначена Старикова И.В.

В последующем, постановлением администрации Кондопожского муниципального района Республики Карелия от 25.03.2020 № 317 над малолетней С.У.А.. установлена опека, Старикова И.В. назначена опекуном малолетней.

Настоящие исковые требования заявлены по тем основаниям, что за жилым помещением, расположенным по адресу ........, числится задолженность за аварийно-диспетчерское и паспортное обслуживание за период с 01.01.2020 по 30.10.2022 в размере 17 892, 53 рубля, из них пени – 1 619, 65 рублей.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 названного Закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Согласно Письму Министерства образования и науки РФ от 08.04.2014 № ВК-615/07 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению эффективного механизма обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») предусмотренный ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ контроль следует рассматривать как частный случай контроля за сохранностью имущества детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и реализацию данного вида контроля рекомендовано отнести к компетенции органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации.

В рамках соответствующей обязанности органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации должны предприниматься (контролироваться), в частности, меры по освобождению детей от платы за жилое помещение и коммунальные услуги или использованию (установлению) соответствующих льгот для оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на период нахождения лица под опекой (попечительством).

Как установлено судом, С.У.А. является несовершеннолетней, оставшейся без попечения родителей, с 13.01.2020 и по настоящее время проживает с опекуном Стариковой И.В. по адресу: ......... Фактически за С.У.А.. закреплено жилое помещение, расположенное по адресу........

Учитывая, что Савина У.А. является недееспособной в силу возраста, оснований для возложения на ее опекуна – Старикову И.В. обязанности произвести оплату за нее коммунальных услуг не имеется в силу положений ст. 69 ЖК РФ. Доказательства, подтверждающие, что при оформлении опеки на Старикову И.В. возлагались обязанности оплачивать жилищно-коммунальные услуги за подопечную и что для выполнения указанной обязанности ей предоставлялись средства на содержание малолетней с учетом указанной обязанности в материалы дела не представлено.

Как следует из материалов дела, после смерти отца малолетней С.У.А.. администрация Кондопожского муниципального района обращалась в Кондопожское ММП ЖКХ с письмами о рассмотрении возможности списания задолженности по оплате коммунальных услуг по спорному адресу на дату смерти отца ребенка – С.А.А.. Фактически указанная задолженность списана, исходя из того, что истец отказался от исковых требований в части взыскания задолженности по оплате коммунальных услуг за период с 01.01.2019 по 31.12.2019. Однако по настоящему делу заявлены требования о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, образовавшейся за период с 01.01.2020 по 30.10.2022, то есть за период, когда малолетняя находилась под опекой. Доказательства, подтверждающие, что администрацией Кондопожского муниципального района предпринимались меры по освобождению С.У.А.. от обязанности по уплате коммунальных услуг на период нахождения под опекой не представлено.

Часть 1 ст. 2 Закона Республики Карелия от 21.10.2011 № 1537-ЗРК «О некоторых вопросах деятельности органов опеки и попечительства в Республике Карелия» закрепляет, что деятельность органов опеки и попечительства в Республике Карелия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется в частности, в отношении несовершеннолетних граждан. На основании положений ст. 4 упомянутого Закона на территории Республики Карелия указанными полномочиями наделены органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов в Республике Карелия. При этом финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов из бюджета Республики Карелия.

Поскольку, как указывалось выше, дополнительные гарантии прав детей-сирот, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, принимая во внимание, что в Республике Карелия полномочиями органов опеки и попечительства наделены органы местного самоуправления, исходя из того, что меры по освобождению Савиной У.А. от обязанности по оплате коммунальных услуг на период ее нахождения под опекой не предприняты, а на опекуна не возлагались обязанности по оплате жилищно-коммунальных услуг с предоставлением соответствующих материальных средств для исполнения указанной обязанности, суд полагает, что надлежащим ответчиком по делу является администрация Кондопожского муниципального района Республики Карелия.

Материалами дела подтверждается наличие задолженности по оплате коммунальных услуг по аварийно-диспетчерскому и паспортному обслуживанию за период с 01.01.2020 по 30.10.2022 в размере 16 272, 88 рублей. Размер указанной задолженности не оспорен ответчиком в условиях состязательности процесса и равноправия сторон.

Таким образом, с администрации Кондопожского муниципального района в пользу Кондопожского ЖКХ подлежит взысканию задолженность по коммунальном услугам за период с 01.01.2020 по 30.10.2022 в размере 16 272 рубля 88 копеек.

Истцом также заявлены требования о взыскании пени за указанный период в общем размере 1 619 рублей 65 копеек.

В силу ч. 14 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

Согласно п. 1 ст. 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» для обеспечения стабильности экономики Правительство Российской Федерации вправе в исключительных случаях ввести на определенный срок мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами. Правительству Российской Федерации предоставлено право определить категории лиц, подпадающих под действие моратория.

Такой мораторий был введен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами» (далее - Постановление Правительства № 497).

Согласно п. 1 Постановления Правительства № 497 мораторий введен на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Введенный мораторий распространяется на всех лиц.

Пунктом 3 Постановления Правительства № 497 предусмотрено, что настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и действует в течение 6 месяцев.

В силу подп. 2 п. 3 ст. 9.1 Закона о банкротстве на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым п. 1 ст. 63 названного закона.

В частности, не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей (абз. десятый п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве).

Таким образом, поскольку за период с 01.10.2022 по 01.10.2022 не подлежат взысканию пени, суд исходя из представленного расчета взыскивает с администрации Кондопожского муниципального района в пользу Кондопожского ММП ЖКХ пени в размере 591 рубль 87 копеек (1619,65 – 126,26 – 141,51 -149,35 – 160,62 - 148,33 – 147,52 – 154,19).

Руководствуясь статьями 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление удовлетворить частично.

Взыскать с администрации Кондопожского муниципального района Республики Карелия (ИНН 1003002551) в пользу Кондопожского муниципального многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства (ИНН 1003000427) задолженность по коммунальным услугам за период с 01.01.2020 по 30.10.2022 в размере 16 272 рубля 88 копеек, пени 591 рубль 87 копеек, а всего 16 864 рубля 75 копеек.

В удовлетворении остальной части искового заявления, а также искового заявления к Стариковой Ирье Викторовны отказать.

Ответчики вправе подать в Кондопожский городской суд Республики Карелия заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения копии настоящего решения.

Ответчиками заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья

М.А. Бахорина

Решение в окончательной форме изготовлено 10.05.2023

2-247/2023 ~ М-118/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Кондопожское муниципальное многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства
Ответчики
Старикова Ирья Викторовна
Администрация Кондопожского муниципального района Республики Карелия
Информация скрыта
Другие
Конкурсный управляющий Кондопожского ММП ЖКХ Рулева Анна Игоревна
ООО "Кондопожское ЖКХ"
Суд
Кондопожский городской суд Республики Карелия
Судья
Бахорина Маргарита Александровна
Дело на сайте суда
kondopozhsky--kar.sudrf.ru
02.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.02.2023Передача материалов судье
03.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.02.2023Судебное заседание
16.03.2023Судебное заседание
30.03.2023Судебное заседание
10.04.2023Судебное заседание
02.05.2023Судебное заседание
10.05.2023Судебное заседание
10.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.05.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
16.05.2023Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
22.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.05.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее