РЕШЕНИЕ
По делу № 2-855/2021
Именем Российской Федерации
25 мая 2021г.
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
председательствующего судьи Изгарёвой И.В.,
при секретаре Сытиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сурковой О. А. к Администрации г.Тамбова о постановке на очередь на улучшение жилищных условий, предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Суркова О.А., проживающая в ***, обратилась с иском к Администрации г.Тамбова о постановке на очередь на улучшение жилищных условий, предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование иска заявительница указала, что является матерью САН, ***, который является ***, страдает заболеванием ***. Семья истицы, имеющая инвалида, стоит на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления в ***.
Истица обращалась с заявлением в адрес администрации *** о предоставлении жилья инвалиду. Согласно полученного ответа, администрация готова предоставить жилье в селе ***. С данным решением истица не согласна, так как ее сыну нужна квалифицированная медицинская помощь, обеспечить которую в случае крайней необходимости в деревне невозможно. В связи с этим сыну истицы необходимо жилое помещение в городе Тамбове, так как в данном городе имеются медицинские учреждения, в которых сын истицы может получать квалифицированную медицинскую помощь.
Заболевание с *** включено в перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающих ими, право на дополнительную жилую площадь.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза) при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Со ссылкой на нормы Конституции РФ и Жилищного кодекса РФ истица просила обязать Администрацию г.Тамбова предоставить ее семье благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в г.Тамбове.
Впоследствии истица уточнила свои требования, просила дополнительно обязать ответчика поставить ее и членов ее семьи на очередь на улучшение жилищных условий в г.Тамбове.
В судебном заседании истица и ее представитель Бакулин Ю.К. поддержали исковые требования по изложенным в иске основаниям, пояснили, что достойную медицинскую помощь сын истицы может получить только в г.Тамбове. Именно с этим связывали право семьи истицы состоять на жилищном учете и получать жилье в г.Тамбове.
Представитель ответчика Уланова Н.Н. исковые требования не признала и пояснила, что истица и ее семья подлежат жилищному учету по месту жительства. Именно там они вправе требовать получения жилья на основании договора социального найма. В г.Тамбове семья истицы не проживает, в связи с чем просила в иске отказать.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, не находит законных оснований для удовлетворения исковых требований.
Судом установлено, что Суркова О.А. является опекуном недееспособного сына С. А.Н., *** (л.д.44, 55), который является *** (л.д.15) и ***
Согласно постановлению администрации *** № 74 от 30.06.2020г. (л.д.81) семья истицы из 4х человек, в том числе сын – инвалид, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Семья постоянно проживает и зарегистрирована по месту жительства в *** (л.д.82). Как следует из искового заявления семье истицы предлагали жилье в муниципальном образовании по месту жительства в ***, от которого семья истицы отказалась.
Суркова О.А. обратилась в Администрацию г.Тамбова с заявлением о предоставлении ее семье жилого помещения в г.Тамбове в связи с наличием ребенка-инвалида. Письмом Жилищного комитета Администрации г.Тамбова от 04.03.2021г. (л.д.16) истице отказано в улучшении жилищных условий со ссылкой на ст. 49 Жилищного кодекса РФ и предложено обратиться в муниципалитет по месту жительства..
Истица обратилась в органы прокуратуры Тамбовской области по вопросу предоставления жилья ее семье в г.Тамбове, меры прокурорского реагирования на ее обращения приняты не были (л.д.69-75).
Названные обстоятельства подтверждаются показаниями сторон и материалами дела.
В соответствие со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствие со ст.49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
То есть, в силу указанной правовой нормы органами местного самоуправления предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда. В силу ст. 19 Жилищного кодекса РФ муниципальный жилищный фонд - есть совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Согласно ст. 2 Закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальное образование – это городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения; органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствие со ст.14 Закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится, в том числе, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (п.6).
То есть, на основании обозначенных правовых норм орган местного самоуправления городского округа г.Тамбов в лице Администрации г.Тамбова обеспечивает проживающих в названном поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями из жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Согласно ч.3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
Статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. № 181-ФЗ предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, законом не предусмотрено принятие на жилищный учет инвалидов не по месту их жительства.
В соответствие со ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
По смыслу указанной нормы местом жительства истицы, ее сына Суркова А.Н. является ***, где они и должны быть поставлены на жилищный учет и обеспечиваться жильем. Судом установлено, что истица отказалась от предоставленного ее семье муниципалитетом жилого помещения.
С учетом изложенного, законных оснований для удовлетворения требований Сурковой О.А. не установлено, в связи с чем, в удовлетворении ее иска следует отказать.
Доводы истицы о том, что только в г.Тамбове ее сыну-инвалиду может быть обеспечен достойный уровень лечения правового значения в данном случае не имеют.
В соответствие со ст.13 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. № 181-ФЗ предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Основным организационным инструментом здесь выступает Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020г. и на плановый период 2021 и 2022 гг., утв. постановлением Правительства от 7 декабря 2019г. N1610. Органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с данной Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020г. и на плановый период 2021 и 2022 гг., включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании. Указанные программы предусматривают доступность медицинской помощи всем инвалидам и порядок их обращения за таковой помощью.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Сурковой О. А. в удовлетворении исковых требований к Администрации г.Тамбова о постановке на очередь на улучшение жилищных условий, предоставлении жилого помещения по договору социального найма отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца с момента его составления в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 31.05.2021г.
Судья: