Дело 2-2018/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 сентября 2023 года г. Зеленодольск
Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи С.В. Левченко,
при секретаре Д.О. Камашевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сайфутдинова И.И. (паспорт №, выданный <адрес> Республики Татарстан ДД.ММ.ГГГГ), Сайфутдиновой Р.Т. (паспорт №, выданный Отделом УФМС России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ), действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Сайфутдинова И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Сайфутдинова И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (ИНН №) о признании исполненным обязательства по договору социальной выплаты,
установил:
Сайфутдинов И.И., Сайфутдинова Р.Т., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Сайфутдинова И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Сайфутдинова И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратились в суд с иском к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан о признании надлежащим исполнением обязательств по договору социальной выплаты осуществление предпринимательской и трудовой деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере в сельской местности работу Сайфутдиновой Р.Т. в следующие периоды: в качестве Главы крестьянского фермерского хозяйства Сайфутдинова Р.Т.с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (8 мес. 10 дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (12 мес.); в качестве работника крестьянского фермерского хозяйства Сабитова Д.Х,: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (8 мес.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (12 мес.), ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (12 мес.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 мес.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (9 мес.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 мес.), в качестве работника МБОУ «Большеякинская средняя общеобразовательная школа»: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 мес.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 мес.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (12 мес.), в качестве работника МБУ «Централизованная клубная система Айшинская» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 мес.).
В обоснование требований истцы Сайфутдинов И.И., Сайфутдинова Р.Т., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Сайфутдинова И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Сайфутдинова И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, указали, что, проживая в сельской местности и нуждаясь в улучшении жилищных условий Сайфутдинова Р.Т. обратилась в Исполнительный комитет ЗМР РТ за получением мер государственной поддержки по федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». ДД.ММ.ГГГГ между ней, Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан и Советом Большеякинского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан был заключен договор № об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с учетом на этой цели социальной выплаты, согласно условиям которого: получатель выплаты обязуется работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с момента выдачи свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья (п. 2.1.1.), а в случае досрочного расторжения трудового договора право получателя на социальную выплату сохраняется, если получатель в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем в агропромышленном комплексе или социальной сфере в сельской местности, период трудовой деятельности у прежнего работодателя учитывается при исполнении обязательств о работе в агропромышленном комплексе или социальной сфере в сельской местности в течение не менее 5 лет (п.2.1.2). ДД.ММ.ГГГГ Министерством сельского хозяйства и продовольствия РТ им было выдано свидетельство № о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. ДД.ММ.ГГГГ между ними и МУП «Служба технического надзора Зеленодольского мцниципального района РТ» был заключен договор № целевого денежного займа на строительство объекта, согласно условиям которого им был предоставлен заем в размере 1033200 руб. сроком на 5 лет (п.1.1) для целевого использования-строительство жилого <адрес> РТ стоимостью 4020050 руб.; с момента государственной регистрации права собственности на дом регистрируется его залог в пользу НО «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан»; обязательство по возврату 1033200 руб. займа погашается в случае личного их проживания и осуществления трудовой деятельности в сельской местности в течение 5 лет с момента заключения договора. ДД.ММ.ГГГГ МУП «Служба технического надзора Зеленодольского мцниципального района РТ» передало НО «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» права требования по договору займа. Согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Сайфутдинова Р.Т. осуществляла предпринимательскую и трудовую деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере в сельской местности в следующие периоды: в качестве Главы крестьянского фермерского хозяйства Сайфутдинова Р.Т.с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (8 мес. 10 дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (12 мес.); в качестве работника крестьянского фермерского хозяйства Сабитова Д.Х,: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (8 мес.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (12 мес.), ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (12 мес.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 мес.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (9 мес.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 мес.), в качестве работника МБОУ «Большеякинская средняя общеобразовательная школа»: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 мес.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 мес.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (12 мес.), в качестве работника МБУ «Централизованная клубная система Айшинская» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 мес.). По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ суммарный период отработки составил 69 месяцев, то есть 5 лет 9 месяцев. Также ими были выполнены условия договора займа о пятилетнем проживании в сельской местности, и таким образом цели федеральной целевой программы были достигнуты. ДД.ММ.ГГГГ Исполнительный комитет ЗМР РТ сообщил Сайфутдиновой Р.Т., что она не подтвердила трудовую деятельность в организациях соответствующих условиям программы не менее 5 лет с момента заключения договора, но не менее даты выдачи свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты, и в связи с отсутствием документов, подтверждающих трудовую деятельность за период с 2014 года по настоящее время, признать исполнение 5-летних обязательств в рамках вышеуказанной программы не представляется возможным. В связи с изложенным, они вынуждены обратиться в суд с указанными исковыми требованиями.
Истцы Сайфутдинов И.И., Сайфутдинова Р.Т., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Сайфутдинова И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Сайфутдинова И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Представитель истцов Азгамов Р.А., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19), в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, просил их удовлетворить, мотивируя доводами, изложенными в исковом заявлении.
Представитель ответчика Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ и третьего лица МУП «Служба технического надзора Зеленодольского муниципального района РТ»-Демина М.Г., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 64) и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 63), в судебном заседании с исковыми требования согласилась, также указала, что исполнением Сайфутдиновой Р.Т. обязательств по договору социальной выплаты не было признано надлежащим, поскольку не были предоставлены документы, подтверждающие осуществление КФХ Сайфутдиновой Р.Т. своей деятельности, в настоящее время документы получены.
Третье лицо Совет Большеякинского сельского поселения Зеленодольского муниципального района РТ в судебное заседание, своего представителя не направил, извещен надлежаще, представил ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, своих возражений не представил (л.д. 46,47).
Третьи лица НО «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ», Министерство сельского хозяйства и продовольствия РТ в судебное заседание своих представителей не направили, извещены надлежаще, своих возражений не представили.
Выслушав пояснение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им, как единолично, так совместно с другими лицами.
В силу пунктов «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 8 Гражданского Кодекса РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:
1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;
2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;
3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;
Правовые основы реализации государственной социальноэкономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (часть 2 статьи 1 этого закона).
К основным целям государственной аграрной политики относится обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского
населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве (пункт 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»).
Пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещённые законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путём предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
ДД.ММ.ГГГГ между Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, Сайфутдиновой Р.Т. и Советом Большеякинского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в целях реализации мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности в соответствии с Правилами предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598 «О федеральной программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.10.2014 года № 724 «Об утверждении Республиканской целевой программы «Развитие сельского хозяйства Республики Татарстан на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» был заключен договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с учетом на этой цели социальной выплаты № 55 и предметом настоящего договора является регулирование отношений по обеспечению жильем получателя с учетом предусмотренных на эти цели Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.10.2014 года № 724 (л.д. 26).
Согласно п. 2.1.1. указанного договора, получатель выплаты, обязуется работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с момента выдачи свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья (л.д. 26).
Согласно п. 2.1.2. указанного договора, в случае досрочного расторжения трудового договора право получателя на социальную выплату сохраняется, если получатель в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем в агропромышленном комплексе или социальной сфере в сельской местности, период трудовой деятельности у прежнего работодателя учитывается при исполнении обязательств о работе в агропромышленном комплексе или социальной сфере в сельской местности в течение не менее 5 лет (л.д.26).
Из пункта 2.3.1. указанного договора следует, что Исполнительный комитет ЗМР РТ осуществляет выдачу получателю свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты для строительства (приобретения) жилья, после заключения настоящего договора в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598 «О федеральной программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.10.2014 года № 724 «Об утверждении Республиканской целевой программы «Развитие сельского хозяйства Республики Татарстан на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» бюджетам муниципальных образований на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов от 06.10.2014 № 724 (л.д.26).
Согласно пункта 2.3.2. указанного договора, Исполнительный комитет ЗМР РТ предоставляет в установленном законодательством Российской Федерации, Республики Татарстан порядке социальную выплату получателю (л.д. 26).
Согласно пункта 2.3.3. указанного договора, Исполнительный комитет ЗМР РТ вправе истребовать в судебном порядке от получателя средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае расторжения трудового договора до истечения установленного срока по инициативе получателя (если другой член молодой семьи не работает на селе) в соответствии по ст. 80 Трудового кодекса Российской Федерации или по инициативе работодателя по предусмотренным ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации основаниям, связанным с нарушением положений трудового законодательства (л.д.26).
ДД.ММ.ГГГГ Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан Сайфутдиновой Р.Т. было выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности № в размере 1033200 руб. (л.д. 27).
ДД.ММ.ГГГГ между МУП «Служба технического надзора» и истцами Сайфутдиновой Р.Х., действующей за себя и за своих несовершеннолетних детей Сайфутдинова И.И., ДД.ММ.ГГГГ годарождения, Сайфутдинова И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Сайфутдиновым И.И. был заключен договор целевого денежного займа на строительство объекта по федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельский территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года» по категории –молодые семьи и молодые специалисты №, в соответствии с которым последним был предоставлен заем в размере 1033200 руб. сроком на 5 лет, считая с момента заключения договора, и для целевого использования-строительства жилого дома, находящегося по адресу<адрес>, площадью 196,10 кв.м, стоимостью 4020050 руб. (п. 1.1. и 1.4) (л.д. 28-29).
Согласно п. 1.2. указанного договора, заем предоставляется в безналичной форме по заявлению заемщика и перечисляются на лицевой счет заемщика по реквизитам, указанным в заявлении (л.д. 28-29,28).
Согласно п. 1.3. указанного договора, заемщик осуществляет возврат займа в размере и порядке, установленных настоящим договором (л.д. 28-29,28).
Согласно п. 2.1. указанного договора, обязательства по возврату суммы займа в размере 1033200 руб., указанном в п. 1.1. настоящего договора, погашаются займодавцем, если гражданами (ом) в совокупности исполнены следующие условия:
2.1.1. гражданами (ом) выполнены требования Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ по работе и проживанию в сельской местности по месту постановки на учет не менее 5 лет с момента заключения настоящего договора,
2.1.2. сумма займа, указанная в п. 1.1 настоящего договора, использована гражданами (ом) по целевому назначению и надлежаще выполнены пункты 1.4,1.4.1,1.5, 1.5.1 настоящего договора (л.д. 28-29,28 оборот).
ДД.ММ.ГГГГ между МУП «Служба технического надзора» и НО «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» было заключено соглашение о замене стороны №F в договоре целевого денежного займа на строительство объекта по федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельский территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года» по категории –молодые семьи и молодые специалисты №, согласно условиям которого, последний принимает все права (требования) и обязательства займодавца по договору № от ДД.ММ.ГГГГ целевого денежного займа на строительство объекта по программе, заключенному между займодавцем и заемщиком, включая все приложения, дополнения и изменения, существующие на момент подписания настоящего соглашения, и становится стороной по указанного договору (л.д. 30).
Согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ на жилой дом с кадастровым номером №, общей площадью 196,10 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано право общей долевой собственности за Сайфутдиновым И.И., Сайфутдиновой Р.Т., Сайфутдиновым И.И., Сайфутдиновым И.И., по 1/4 доле за каждым, а также одновременно было зарегистрировано ограничение прав-ипотека в силу закона в пользу НО «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» на срок 5 лет (л.д. 85-94).
Из пояснений представителя истцов Сайфутдинов И.И., Сайфутдинова Р.Т., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Сайфутдинова И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Сайфутдинова И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, следует, что в рамках программы государственной поддержки ДД.ММ.ГГГГ. между истцами и МУП «Служба технического надзора ЗМР РТ» был заключен договор целевого денежного займа на строительство жилого дома на сумму 1 033 200 рублей. Дом построен, истцы в нем зарегистрированы. Истцами были выполнены все условия договора займа. Однако Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан отказал в признании надлежаще исполненным обязательств по договору социальной выплаты, в связи с тем, что не были выполнены требования программы, и истцы не подтвердили трудовую деятельность в организациях соответствующих условиям Программы не менее 5 лет с момента заключения договора, но не менее даты выдачи свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты. Однако истцы считают, что ими выполнены условия данной программы, поскольку они построили жилое помещение в сельской местности и в течение пяти лет проживали и работали в сельской местности.
В подтверждении данных обстоятельств истцами Сайфутлиновым И.И., Сайфутдиновой Р.Т. были предоставлены следующие доказательства: свидетельство о рождении, согласно которого, ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> родился Сайфутдинов И.И., его родителями являются мать-Сайфутдинова Р.Т., отец-Сайфутдинов И.И.(л.д. 24); свидетельство о рождении, согласно которого, ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> родился Сайфутдинов И.И., его родителями являются мать-Сайфутдинова Р.Т., отец-Сайфутдинов И.И.(л.д. 25);трудовая книжка Сайфутдиновой Р.Т. (л.д. 48-50); выписка из ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ на Сайфутдинову Р.Т.,согласно которой последняя занималась выращиванием зерновых, технических и прочих с/х культур, не вкл. в др. груп. (л.д. 80-82); уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе в отношении Сайфутдиновой Р.Т., согласно которого последняя была поставлено на учет ДД.ММ.ГГГГ в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства (л.д. 83); свидетельство о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Сайфутдиновой Р.Т. (л.д. 84); договор от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Исполнительным комитетом Большеякинского сельского поселения и Сайфутдиновой Р.Т., согласно которого последняя обязалась оказать услуги технички (л.д. 72-73); расчет стоимости зарплаты по договору от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 74); договор от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Исполнительным комитетом Большеякинского сельского поселения и Сайфутдиновой Р.Т., согласно которого последняя обязалась оказать услуги технички (л.д. 75-76); расчет стоимости зарплаты по договору от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 77); справка о заработной плате Сайфутдиновой Р.Т. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 78); справка о заработной плате Сайфутдиновой Р.Т. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 79); уведомление Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого в рамках реализации программы «Устойчивое развитие сельских территорий» по договору целевого денежного займа от ДД.ММ.ГГГГ № Сайфутдинова Р.Т. в ДД.ММ.ГГГГ году получила 1033200 на строительство жилого дома адресу: <адрес> На сегодняшний день не выполнены требования программы, Сайфутдинова Р.Т. не подтвердила свою трудовую деятельность в организациях соответствующих условиям программы не менее 5 лет с момента заключения договора, но не менее даты выдачи свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты, и в связи с отсутствием документов, подтверждающих трудовую деятельность за период с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время, признать исполнение 5 летних обязательств рамках данной программы не представляется возможным (л.д. 43); выписку из домовой книги, согласно которой по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> зарегистрированы: с ДД.ММ.ГГГГ Сайфутдинов И.И., Сайфутдинова Р.Т., Сайфутдинов И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Сайфутдинов И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.33); сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица на Сайфутдинову Р.Т. (л.д. 34-42).
В судебном заседании представитель ответчика Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ и третьего лица МУП «Служба технического надзора Зеленодольского муниципального района РТ согласилась с доводами истца Сайфутдиновой Р.Т., что она во исполнение условий программы «Устойчивое развитие сельских территорий» работала и проживала пять лет в сельской местности в границах Зеленодольского муниципального образования и подтвердила свою трудовая деятельность документально.
Исследовав и оценив представленные вышеизложенные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598 была утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», действовавшая в период спорных отношений, имела своими целями: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни.
Одна из основных задач этой федеральной целевой программы – удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье.
Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 г. № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» (приложение № 3 к названному постановлению Правительства Российской Федерации), установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (пункт 1 правил).
Согласно п. 2 вышеуказанных правил, субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации следующих мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий (далее - региональные программы), включая улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов:
а) предоставление гражданам, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья (далее - социальные выплаты) в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, приведенным в приложении N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года";
б) предоставление субсидии на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договорам найма жилых помещений, в порядке и на условиях, которые установлены Положением о предоставлении субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договору найма жилого помещения, приведенным в приложении N 7 к Программе.
Типовое положение о предоставление социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, согласно его пункту 1 устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.
Социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счёт средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов (пункт 2 2 Типового положения).
Пунктом 4 Типового положения определены условия возникновения у граждан Российской Федерации права на получение социальной выплаты, к числу которых отнесены, в частности, постоянное проживание в сельской местности; работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов); наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30% расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья; признание нуждающимися в улучшении жилищных условий (подпункты «а», «б», «в», «г» названного пункта).
Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам установлен разделом II Типового положения.
Пунктом 33 Типового положения определено, право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом имеют:
а) молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 39 настоящего Типового положения не старше 35 лет или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:
работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности;
постоянное проживание в сельской местности, в которой хотя бы один из членов молодой семьи работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере;
признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 4 настоящего Типового положения;
наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в соответствии с пунктом 4 настоящего Типового положения.
Пунктом 42 Типового положения определено, в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.
В случае если получателем социальной выплаты является индивидуальный предприниматель, в том числе глава крестьянского (фермерского) хозяйства, заключается либо трехсторонний договор (с участием органа местного самоуправления) либо двухсторонний договор (в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования).
Пунктом 43 Типового положения определено, существенными условиями договора, указанного в пункте 42 настоящего Типового положения, являются:
а) обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты;
б) право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.10.2014 № 724 в целях реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 « 598 и Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013-2020 годы», утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.04.2013 № 325, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан было определено как уполномоченный орган исполнительной власти Республики Татарстан по реализации мероприятий Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года».
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.10.2014 № 724 были утверждены Правила предоставления субсидий из бюджета Республики Татарстан бюджетам муниципальных образований на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
Согласно пункта 2 указанных Правил, субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, связанных с реализацией мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусматривающих:
б) строительство (приобретение) жилья, предоставляемого молодым семьям, молодым специалистам по договору найма жилого помещения, в порядке и на условиях, предусмотренных Типовым положением о предоставлении молодым семьям и молодым специалистам жилого помещения по договору найма согласно приложению N 4 к настоящим Правилам.
Положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам Республики Татарстан, устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.
Определенные этим Типовым Положением условия и порядок предоставления в Республике Татарстан молодым семьям (молодым специалистам), проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья аналогичны условиям и порядку предоставления таких выплат, указанным в Типовом положении, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598.
Из вышеприведенных положений нормативных актов следует, что формой обеспечения жилым помещением молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, проживающих и работающих в сельской местности в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы, является предоставление им за счет бюджетных средств социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья, одним из условий предоставления этой выплаты является работа гражданина (члена молодой семьи) в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в течение пяти лет со дня получения социальной выплаты и при несоблюдении названных условий уполномоченный орган вправе в судебном порядке истребовать социальную выплату у получившего её члена молодой семье.
Судом установлено, что молодой семье Сайфутдинова И.И. и Сайфутдиновой Р.Т., проживающих в сельской местности и нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен заем в сумме 1033200 рублей для строительства жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, последними данное жилое помещение было построено, и ДД.ММ.ГГГГ за ними было зарегистрировано в органе государственной регистрации право собственности, после регистрации права собственности последние проживали в сельской местности и член семьи Сайфутдинова Р.Т. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в агропромышленном комплексе и в организации социальной сферы в сельской местности на территории Республики Татарстан.
С учетом вышеприведенных норм права и установленных судом обстоятельств, суд приходит в выводу, что поскольку истец Сайфутдинова Р.Т. являющееся членом молодой семьи работала более пяти лет, а именно в периоды: в качестве Главы крестьянского фермерского хозяйства Сайфутдинова Р.Т. с 21.04.2015 по 31.12.2015 (8 месяцев 10 дней), с 01.01.2016 по 31.12.2016 (12 месяцев); в качестве работника крестьянского фермерского хозяйства Сабитова Д.Х. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (8 месяцев), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (12 месяцев), ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (12 месяцев), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 месяца), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (9 месяцев), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц); в качестве работника МБОУ «Большеякинская средняя общеобразовательная школа»: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 месяца), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 месяцев), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (12 месяцев); в качестве работника МБУ «Централизованная клубная система Айшинская» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 месяца) в сельской местности Республики Татарстан, следовательно она выполнила условия федеральной программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года», что влечет за собой выполнение обязательств по договору № от ДД.ММ.ГГГГ об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с учетом на этой цели социальной выплаты, заключенного с Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, Сайфутдиновой Р.Т. и Советом Большеякинского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, для категории-молодые семьи и специалисты.
При таких обстоятельствах, суд считает, что имеются правовые основания для удовлетворения исковых требований истцов.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.35,72 Конституции РФ, ст.8 ГК РФ, ст.2 ЖК РФ, Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598 об утверждении федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года», Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.10.2014 №724 об утверждении Правил предоставления субсидий из бюджета Республики Татарстан бюджетам муниципальных образований на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, ст. 39, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Сайфутдинова И.И., Сайфутдиновой Р.Т., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Сайфутдинова И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Сайфутдинова И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, удовлетворить.
Признать работу Сайфутдиновой Р.Т. в периоды: в качестве Главы крестьянского фермерского хозяйства Сайфутдинова Р.Т. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (8 месяцев 10 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (12 месяцев); в качестве работника крестьянского фермерского хозяйства Сабитова Д.Х, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (8 месяцев), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (12 месяцев), ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (12 месяцев), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 месяца), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (9 месяцев), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц); в качестве работника МБОУ «Большеякинская средняя общеобразовательная школа»: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 месяца), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 месяцев), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (12 месяцев); в качестве работника МБУ «Централизованная клубная система Айшинская» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 месяца) в сельской местности Республики Татарстан выполнением обязательств по договору № от ДД.ММ.ГГГГ об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с учетом на этой цели социальной выплаты, заключенного с Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, Сайфутдиновой Р.Т. и Советом Большеякинского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РТ в течение месяца через Зеленодольский городской суд РТ.
С мотивированным решением лица, участвующие в деле могут ознакомиться ДД.ММ.ГГГГ
Судья: