Дело № 2-2590/2019
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Темрюк 20 ноября 2019 года
Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Назаренко С.А.,
при секретаре Немченко Т.Ю.,
с участием: представителя истца – администрации МО Темрюкский район, Клыковой М.А., действующей по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску администрации МО Темрюкский район к Катасова С.В. о запрете эксплуатации объекта капитального строительства и возложении обязанности изменить вид разрешенного использования земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Администрация МО Темрюкский район обратилась в суд с иском, в котором просит:
1) запретить Катасонову С.В. и иным лицам эксплуатацию объекта капитального строительства - здание с кадастровым номером №, назначение - жилой дом, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, <адрес>, в качестве гостевого дома до оформления объекта недвижимости в установленном законом порядке;
2) обязать Катасонова С.В. оформить в установленном законном порядке изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, используемого для размещения гостевого дома, с «для индивидуального жилищного строительства» на «гостиничное обслуживание» (код 4.7).
В обоснование своих требований истец указал, что управлением муниципального контроля администрации муниципального образования <адрес>, с целью проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований земельного законодательства Российской Федерации, законодательства <адрес> и муниципальных правовых актов в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых предусмотрена административная и иная ответственность, а также мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, проведен визуальный осмотр принадлежащего ответчику на праве собственности земельного участка с кадастровым номером № на предмет целевого использования участка и объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, п. <адрес>, по результатам которого установлено, что на земельном участке, площадью 600 кв.м., с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», расположенного на землях населенных пунктов, находится объект недвижимости гостиничного типа, используемого для размещения отдыхающих.
Согласно общедоступным сведениям сети интернет, по адресу: <адрес>, расположен гостевой дом «Сафари», где также имеется подробная информация об описании месторасположения гостевого дома, ценах, услугах и прочее.
При этом, за Катасоновым С.В. зарегистрировано право собственности на объект капитального строительства - жилой дом, с кадастровым номером № площадью 227,8 кв.м., расположенный по названному адресу.
Проведенными рейдовыми обследованиями, управлением муниципального контроля администрации муниципального образования <адрес>, в рамках осуществления муниципального земельного контроля установлено, что земельный участок используется собственником не по целевому назначению, а именно для коммерции - под гостевой дом.
ДД.ММ.ГГГГ Катасонову С.В. направлено рекомендательное письмо об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Однако, до настоящего времени земельный участок используется не по целевому назначению, вид разрешенного использования не изменен, в связи с чем, администрация МО <адрес> вынуждена обратиться в суд с настоящим иском.
Представитель истца – администрации МО Темрюкский район – Клыкова М.А., в судебном заседании предъявленный иск поддержала, заявленные требования просила удовлетворить в полном объёме, сославшись на те же обстоятельства.
Ответчик Катасонов С.В., будучи надлежащим образом извещённым о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, причина его неявки суду неизвестна.
В связи с неявкой ответчика, извещенного о дате, времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, суд определил рассмотреть настоящее дело в порядке заочного производства.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что исковые требования, заявленные администрацией МО Темрюкский район, подлежат удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ст.ст. 12, 56, 57 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основании принципа состязательности сторон, причем каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых основывает свои требования либо возражения; доказательства представляются сторонами и иными участвующими в деле лицами.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, управлением муниципального контроля администрации муниципального образования <адрес> с целью проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований земельного законодательства Российской Федерации, законодательства <адрес> и муниципальных правовых актов в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых предусмотрена административная и иная ответственность, а также мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами проведен визуальный осмотр земельного участка с кадастровым номером № на предмет целевого использования участка и объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес> «для индивидуального жилищного строительства», расположенного на землях населенных пунктов, находится объект недвижимости гостиничного типа, используемого для размещения отдыхающих.
Согласно сведениям, находящимся в общедоступной сети интернет, по адресу: <адрес>, расположен гостевой дом «Сафари», где также имеется подробная информация об описании месторасположения гостевого дома, ценах, услугах и прочее.
Таким образом, в данном случае усматриваются признаки использования земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории и (или) разрешенным видом использования.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, земельный участок, расположенный на землях населенных пунктов, по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», принадлежит на праве собственности Катасонову С.В.
На указанном земельном участке, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, возведен жилой дом с кадастровым номером №, площадью 227,8 кв.м., также принадлежащий на праве собственности Катасонову С.В.
В силу положений пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ, одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства.
Пунктом 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в п. 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).
Зонирование территории для строительства регламентируется ГрК РФ, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в ст. 35 ГрК РФ, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в ст. 37 указанного Кодекса.
В соответствии с положениями ч. 2, 3 ст. 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Земельным кодексом РФ установлен исчерпывающий перечень видов надзора и контроля за использованием земель, в том числе муниципальный земельный контроль, который в соответствии со ст.72 ЗК РФ осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Пунктом 1 статьи 263 ГК РФ установлено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность собственников земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Данная норма корреспондирует с положениями ст. ст. 36 и 58 Конституции Российской Федерации. Часть 2 ст. 36 Конституции РФ гласит о том, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Положениями ст. 58 устанавливается обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться, к природным богатствам. Пунктом 1 статьи 43 ЗК РФ устанавливается правило, согласно которому граждане и юридические лица при осуществлении своих прав на земельные участки вправе руководствоваться собственным усмотрением, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ одними из обязанностей собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, являются: использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдение при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно - гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Проведенными рейдовыми обследованиями управлением муниципального контроля администрации муниципального образования <адрес>, в рамках осуществления муниципального земельного контроля установлено, что земельный участок используется собственником не по целевому назначению, а для коммерческих целей - под гостевой дом.
Приказом Министерства экономического развития РФ № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, согласно которому разрешенное использование земельного участка относится к наименованию вида разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1). На указанном земельном участке возможно размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек.
Однако, фактическое использование принадлежащего ответчику земельного участка соответствует виду разрешенного использования «гостиничное обслуживание» (код 4.7 - размещение гостиниц, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из представления жилого помещения для временного проживания в них).
ДД.ММ.ГГГГ Катасонову С.В. направлено рекомендательное письмо об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Однако, до настоящего времени земельный участок используется не по целевому назначению, вид разрешенного использования не изменен.
Положениями Налогового кодекса РФ предусмотрено, что земельный налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются налогоплательщиками физическими лицами в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Согласно ч. 1 ст. 387 Налогового кодекса РФ, земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно пп. 7 п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ, земельное законодательство основывается на принципе платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату. Уплата земельного налога, арендных платежей производится на основе оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов, за отсутствие которых установлена административная ответственность.
Советом Ахтанизовского сельского поселения <адрес> принято решение от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений и дополнений в решение XV сессии Совета Ахтанизовского сельского поселения <адрес> II созыва от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении земельного налога на территории Ахтанизовского сельского поселения <адрес>», в котором налоговая ставка градируется в зависимости от категорий земель и разрешенного использования земельного участка.
Исходя из этого, в отношении земельных участков для размещения домов индивидуальной жилой застройки установлена налоговая ставка в размере 0,13%, в отношении земельных участков, предназначенных для размещения гостиниц, установлена налоговая ставка 1,3%.
Таким образом, неисполнение Катасоновым С.В. требований земельного законодательства влечет за собой недополучение бюджетом Ахтанизовского сельского поселения денежных средств от взимания земельного налога, что нарушает права и законные интересы муниципального образования, так и неопределенного круга лиц его жителей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществление действий в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Деятельностью ответчика нарушаются требования ст.ст. 7, 12, 42 Земельного кодекса РФ, поскольку земельный участок используется с нарушением его целевого назначения.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, одним из способов защиты гражданских прав является требование о присуждении к исполнению обязанности в натуре.
При этом критериями допустимости иска об исполнении в натуре является возможность реального исполнения принятого решения исходя из положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и возможности реальной защиты оспариваемых или нарушенных прав сторон при выборе в данном конкретном случае такого способа защиты права, как присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В тех случаях, когда будет доказано, что объект недвижимости используется с нарушением целевого использования, уполномоченные органы в установленных законом случаях вправе требовать запрета соответствующей деятельности.
При изложенных обстоятельствах, требования администрации являются законными и обоснованными.
Согласно ст. 213 ГПК РФ, суд может обеспечить исполнение решения суда, не обращенного к немедленному исполнению, по правилам, установленным главой 13 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 139 ГПК РФ по заявлению лиц, участвующих в деле, судья или суд может принять меры по обеспечению иска. Обеспечение иска допускается во всяком положении дела, если непринятие мер по обеспечению иска может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда.
В соответствии с п.п. 1,2,3 ч.1 ст. 140 ГПК РФ мерами по обеспечению иска могут быть: наложение ареста на имущество, принадлежащее ответчику и находящееся у него или других лиц; запрещение ответчику совершать определенные действия; запрещение другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора, в том числе передавать имущество ответчику или выполнять по отношению к нему иные обязательства.
Под обеспечением иска понимается совокупность мер, гарантирующих реализацию решения суда в случае удовлетворения исковых требований. Значение этого института состоит в том, что им защищаются права истца на тот случай, когда ответчик будет действовать недобросовестно или когда непринятие мер может повлечь невозможность исполнения судебного акта. Одна из его основных задач связана с предотвращением потенциальных трудностей, возникающих при реализации решения суда по конкретному делу.
Принятие обеспечительных мер в виде запрета государственному регистратору производить регистрационные действия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) о праве на спорное имущество соответствует разъяснениям пункта 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", и направлено на сохранение существующего состояния между сторонами.
При этом затруднение или невозможность исполнения решения суда по делу могут быть обусловлены действиями ответчика по оформлению прав на спорный земельный участок и его продаже третьим лицам, либо невозможность исполнения решения в случае переуступки прав после вынесения решения суда.
Соответственно, в рассматриваемом случае обеспечительные меры непосредственно связаны с предметом исковых требований, направлены на предотвращение отчуждения спорного объекта до исполнения решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 198, 213 235-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск администрации МО <адрес> к Катасова С.В. о запрете эксплуатации объекта капитального строительства и возложении обязанности изменить вид разрешенного использования земельного участка - удовлетворить.
Запретить Катасова С.В. и иным лицам эксплуатацию объекта капитального строительства - здания с кадастровым номером № назначение - жилой дом, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, в качестве гостевого дома, до оформления объекта недвижимости в установленном законом порядке.
Обязать Катасова С.В. оформить в установленном законном порядке изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>
В целях обеспечения исполнения настоящего решения суда, запретить Управлению Росреестра по <адрес> совершать регистрационные действия, связанные с государственной регистрацией перехода права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером № площадью 600 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства; и в отношении жилого дома с кадастровым номером №, площадью 227,8 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>.
Ответчик вправе подать в Темрюкский районный суд заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: С.А. Назаренко