Дело № 2-451/2019
32RS0020-01-2019-000516-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Навля Брянской области 20 декабря 2019 г.
Навлинский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи – Авдеева Ю.С.,
при секретаре – Икусовой Е.Н.,
с участием истца Лохматова С.Н., ответчиков Луговской А.А., Луговской Н.П. и представителя Луговской Н.П. – адвоката Сильяновой Л.В., представившей удостоверение № 577 и ордер №,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лохматова С.Н. к луговскому А.А. и Луговской Н.П. о возмещении имущественного ущерба, причиненного пожаром,
УСТАНОВИЛ:
Лохматов С.Н. обратился в суд с указанным иском к Луговской Н.П. и Титковой О.Е., ссылаясь на то, что он является собственником <адрес> трехквартирном жилом доме по адресу: <адрес>. Собственником <адрес> указанном доме является Луговская Н.П. ДД.ММ.ГГГГ в доме произошел пожар, в результате которого квартира истца полностью уничтожена огнем. Из постановления дознавателя надзорной деятельности и профилактической работы (далее - НДПР) по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ему стало известно, что пожар произошел по вине несовершеннолетних ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Свидетель №1, ДД.ММ.ГГГГ год рождения, проживающего в <адрес> указанного дома с матерью Луговской Н.П., а также по вине несовершеннолетнего Свидетель №1, ДД.ММ.ГГГГ год рождения, а так как Луговская Н.П. и Титкова О.Е. являются матерями соответственно несовершеннолетних ФИО3 и Свидетель №1, то должны отвечать за действия последних.
В последствии в качестве соответчика по делу был привлечен отец несовершеннолетнего ФИО4 – ФИО5, который проживает отдельно от сына.
ДД.ММ.ГГГГ истец Лохматов С.Н. отказался от исковых требований, предъявленных к Свидетель №1
В судебном заседании истец Лохматов С.Н. поддержал свои исковые требования к Луговской Н.П. и Луговскому А.А., поскольку считает, что если очаг пожара располагался в объеме чердачного помещения над квартирой №, в которой проживала Луговская Н.П., как это указано в заключении экспертов от ДД.ММ.ГГГГ № Федерального государственного бюджетного учреждения «Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по <адрес> (далее -ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ), то отвечать должен собственник указанной квартиры.
В судебном заседании ответчики Луговской А.А., Луговская Н.П. и представитель последней - адвокат Сильянова Л.В. просили суд в иске отказать поскольку вина ответчиков в причинении ущерба истцу отсутствует и истцом вина ответчиков не доказана.
Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с абз. 3 ст. 34 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ, граждане имеют право на возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством.
Статья 15 ГК РФ предусматривает, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Из разъяснений, содержащихся в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 05 июня 2002 года № 14 «О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем» следует, что вред, причиненный пожарами личности и имуществу гражданина либо юридического лица, подлежит возмещению по правилам, изложенным в ст. 1064 ГК РФ, в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом необходимо исходить из того, что возмещению подлежит стоимость уничтоженного огнем имущества, расходы по восстановлению или исправлению поврежденного в результате пожара или при его тушении имущества, а также иные вызванные пожаром убытки (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
В силу ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Из анализа приведенных норм следует, что ответственность наступает при совокупности условий, которая включает наличие вреда, противоправность поведения причинителя вреда, а также причинно-следственную связь между противоправными действиями и наступившими неблагоприятными последствиями.
Применительно к данному спору бремя доказывания факта совершения действий (бездействия), причинение вреда имуществу потерпевшего и его размер, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) причинителя и наступившими последствиями возлагается на истца, отсутствие вины - на ответчика.
Отсутствие одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении ущерба.
Таким образом, истец Лохматов С.Н. должен доказать факт причинения ущерба ответчиками Луговским А.А. и Луговской Н.П., размер ущерба, представить доказательства противоправности поведения несовершеннолетнего Луговского А.А. и наличия прямой причинной связи между противоправностью и наступившими вредными последствиями. Ответчики Луговской А.А. и Луговская Н.П. должны доказать отсутствие своей вины.
Ночью ДД.ММ.ГГГГ в жилом доме по адресу: <адрес> произошел пожар. Сообщение о возгорании поступило в пожарную часть № по <адрес> в 00 часов 59 минут. В результате пожара огнем уничтожено строение трехквартирного дома.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на момент пожара ДД.ММ.ГГГГ ФИО12 являлся собственником <адрес>, а Луговская Н.П. являлась собственницей <адрес> трехквартирном жилом <адрес>.
Согласно рапорту дознавателя отделения НДПР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар в трехквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, в результате которого огнем уничтожено строение трехквартирного жилого дома. Наиболее вероятной причиной пожара явилось неосторожное обращение с огнем. В ходе проверки установить конкретное лицо, в результате неосторожных действий которого произошло возгорание, не представилось возможным.
Согласно экспертному заключению от 17 мая 2019 года № 096 ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по <адрес>» Очаг пожара располагался в объеме чердачного помещения над квартирой №. Вероятной причиной возникновения данного пожара послужило воспламенение утеплителя (древесных опилок) в объеме чердачного помещения над квартирой № вследствие занесения постороннего источника зажигания (пламя спички, зажигалки, а также маломощного источника зажигания (тлеющего табачного изделия).
Согласно пояснениям истца и ответчиков, данным в судебном заседании, чердачные помещения в указанном доме над квартирами не были разделены перегородками, а входы в чердачные помещения не были оборудованы специальными запирающими устройствами.
При этом из допроса в судебном заседании экспертов ФИО14 и ФИО15, которые дали указанное заключение, следует, что заключение было дано на основании объективных данных, полученных в результате осмотра места пожара, а также на основании объяснений свидетелей. При этом также подтвердили, что причиной возникновения данного пожара послужило воспламенение утеплителя в объеме чердачного помещения над квартирой № вследствие занесения постороннего источника зажигания (пламя спички, а также маломощного источника зажигания (тлеющего табачного изделия), носит вероятностных характер, поскольку данный вывод сделан только на основании объяснений свидетелей, опрошенных в ходе проверки.
Постановление № дознавателя отделения НДПР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в возбуждении уголовного дела по факту пожара, происшедшего ДД.ММ.ГГГГ, по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи с отсутствием в действиях Луговского А.А. и Титкова В.С. состава преступления, предусмотренного ст. 168 УК РФ, и на которое в исковом заявлении ссылается истец, как на основание предъявления иска, отменено ДД.ММ.ГГГГ. Аналогичное постановление от ДД.ММ.ГГГГ было отменено ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора <адрес>.
Постановлением № дознавателя отделения НДПР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, отказано в возбуждении уголовного дела по факту пожара, происшедшего ДД.ММ.ГГГГ, по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи с отсутствием события преступления, предусмотренного ст. 168 УК РФ, при этом лица, виновные в возникновении пожара не установлены.
Из справки – меморандум начальника МО МВД России «Навлинской следует, что виновные лица в возникновении пожара происшедшего ДД.ММ.ГГГГ в доме по адресу: <адрес> не установлены.
В ходе судебного разбирательства были допрошены в качестве свидетелей несовершеннолетние Луговской А.А., Титков В.С., а также Свидетель №2, работающий директором МБОУ «Синезерская СОШ», и учитель данной школы Свидетель №3, где обучаются несовершеннолетние Луговской А.А., Титков В.С., из показаний указанных лиц следует, что несовершеннолетние Луговской А.А. и Титков В.С. видели задымление на чердачном помещении над квартирой № ФИО2 и залили его водой, однако об источнике воспламенения утеплителя чердачного помещения ничего пояснить не смогли.
Исследовав в ходе судебного разбирательства доказательства, представленные суду истцом и ответчиками, в том числе постановление № дознавателя отделения НДПР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ № ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по <адрес>», которое в части вывода о постороннем источнике воспламенения, носит вероятностный характер, подтвержденный другими материалами дела, а также показания свидетелей, допрошенных в ходе судебного разбирательства, не находит доказательств тому, что по вине ответчиков истцу причинен материальный ущерб в результате пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что истцом Лохматовым С.Н. не представлено доказательств, подтверждающих нарушение собственником <адрес> ФИО2 правил противопожарной безопасности. В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о доказанности противоправного поведения ответчика ФИО3, его вины в причинении ущерба, наличия причинно-следственной связи между действиями ответчиков, их сына несовершеннолетнего ФИО3 и возникшим пожаром.
При таких обстоятельствах, требования Лохматова С.Н. о возмещение имущественного ущерба с Луговского А.А. и Луговской Н.П. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.