Дело № 12-23/2022
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
27 сентября 2022 года | с. Борогонцы |
Усть-Алданский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Дьячковской Н.В.,
при секретаре Алексеевой Н.Е.,
с участием должностного лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении – начальника Борогонской РЭС ПАО «Якутскэнерго» Седалищева Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении на постановление врио заместителя руководителя Департамента лесного надзора и охраны лесов Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) – заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Саха (Якутия) ААА от ДД.ММ.ГГГГ № о назначении административного наказания
по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении должностного лица – начальника <адрес> электрических сетей Центральных электрических сетей Публичного акционерного общества «Якутскэнерго» Седалищева Н.Н., которым
П О С Т А Н О В Л Е Н О:
Признать начальника Борогонского РЭС ПАО «Якутскэнерго» Седалищева Н.Н. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей,
у с т а н о в и л :
Постановлением врио заместителя руководителя Департамента лесного надзора и охраны лесов Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я) – заместителя главного государственного лесного инспектора РС (Я) ААА от ДД.ММ.ГГГГ № начальник Борогонской РЭС ПАО «Якутскэнерго» Седалищев Н.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ, а именно в нарушении правил пожарной безопасности, повлекшем возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Седалищев Н.Н., подал жалобу, согласно которой просит признать незаконным и отменить полностью постановление № и прекратить производство по делу об административном правонарушении, указывая, что в материалах дела отсутствуют достоверные доказательства нарушения заявителем правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, то есть отсутствуют объективные и субъективные стороны административного проступка. В обоснование жалобы указывает, что в ПАО «Якутскэнерго» не поступали уведомления от ОНД и ПР Усть-Алданского района о намерении проводить работы, выезда должностных лиц с целью проведения работ в охранной зоне ВЛ-10 кВ Л-Бетта участок «Далы-Элесин», где произошел лесной пожар, чем нарушены требования положений Постановления Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных Приказом Минтруда России от 15 декабря 2020 г. № 903н; должностные лица государственного пожарного надзора не имели права проводить работы без ведома представителей ПАО «Якутскэнерго» в охранной зоне. Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожар – это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. Оспариваемый лесной пожар №, согласно материалам дела, лесному фонду, вред жизни и здоровью граждан, не причинил, следовательно, не является пожаром. На основании изложенного считает, что доказательства собраны с нарушением закона, являются недопустимыми доказательствами, не имеют правовой силы и являются незаконными. В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие невыполнение п. 45 Правил пожарной безопасности, а именно невыполнение заявителем рубки лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов. Заявитель категорически не согласен с выводами административного органа. Материалы дела не имеют достоверной (твердой) доказательной базы и основаны на субъективных безосновательных выводах. Считает, что наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей является избыточной мерой ограничения прав заявителя и не соответствует степени нанесенных общественно опасных последствий, так как ущерб лесному фонду не причинен.
На судебном заседании должностное лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении Седалищев Н.Н., поддержав доводы жалобы, просил отменить постановление по делу об административном правонарушении, производство по делу – прекратить, пояснил, что материалами дела не доказано, что пожар произошел в результате падения опоры, в указанный период были сильные ветра и грозы. Назначенный административный штраф считает слишком большим, указывая на отсутствие ущерба от пожара, <данные изъяты>.
Представитель должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, на заседание суда апелляционной инстанции не явился, заявлений, ходатайств в суд не направил.
Изучив доводы жалобы, выслушав пояснения должностного лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 30.6, ст. 30.7 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодекса РФ об административных правонарушениях объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Частями 1 и 4 ст. 51 Лесного кодекса РФ установлено, что леса подлежат охране от пожаров, которая включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Согласно ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса РФ правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством РФ.
Исходя из требований ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон «О пожарной безопасности») пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
В соответствии с п. 45 Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 г. № 1614 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах», при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов, а также при содержании проложенных вдоль таких объектов просек обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 26 - 31 настоящих Правил.
Согласно п. 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. № 160, сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и специальными требованиями путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами, равно как вырубку или обрезку крон деревьев на просеках, высота которых превышает 4 метра.
Согласно п. 5.7.1 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 г. № 229, при эксплуатации воздушных линий электропередачи (ВЛ) должны производиться техническое обслуживание и ремонт, направленные на обеспечение их надежной работы.
В соответствии с ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ, нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до ста десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от одного миллиона до двух миллионов рублей.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении и установлено судом, постановлением № дознавателя ОНД и ПР по <адрес> ППП от ДД.ММ.ГГГГ отказано в возбуждении уголовного дела по сообщению о лесном пожаре №, обнаруженного в квартале №, выдел № за отсутствием в действиях (бездействиях) должностного лица Седалищева Н.Н. признаков состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 261 УК РФ, с направлением постановления и копий материалов проверки по факту лесного пожара № в ГКУ РС (Я) «Усть-Алданское лесничество» для возбуждения административного расследования согласно ст. 28.7 КоАП РФ.
Согласно выводам, изложенным в Техническом заключении № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам исследований лесного пожара №, произошедшего в <адрес> в квартале №, выделе № «<данные изъяты>», проведенном заместителем начальника ФБГУ «Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по РС (Я)»: 1. Наиболее вероятной причиной пожара могло явиться загорание горючего материала в результате воздействия источника зажигания электрической природы (аварийный режим при контакте с ЛЭП); 2. В данном случае имеется три очага пожара: один основной – в зоне между опорами № и №, и два – в местах соприкосновения оборванных проводов с землей между опорами № и №, без дальнейшего распространения.
Указанные обстоятельства полностью подтверждаются имеющимися в деле протоколом осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ, приложенными к протоколу схемой и фототаблицами, согласно которым установлено место пожара №, горит участок просеки между опорами ЛЭП с № по №. Опора № находится в подвешенном состоянии и держится на двух верхних линиях электропроводов, третья нижняя линия электропровода оборвана и соприкасается с землей. На момент осмотра пожар низовой, слабый, огонь развивается по направлению ветра в западную сторону, лесной массив на момент осмотра огнем не тронут. На месте лесного пожара и в ближайшей местности следов разведения костра, пребывания посторонних людей, а также посторонних предметов, которые могли бы привести к лесному пожару не обнаружено.
Из письма и.о. начальника ОМАП ГМЦ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с 30 июня по ДД.ММ.ГГГГ по данным <адрес>, гроз не наблюдалось.
Кроме того, в деле имеются письменные объяснения работников администрации, ГУА «Якутлесресурс», ПАО «Якутскэнерго», ГКУ РС (Я) «Усть-Алданское лесничество», лиц, привлеченных к тушению пожара, согласно которым действительно на месте пожара было установлено падение опоры ЛЭП № из-за загнивания, в результате которого и возник пожар.
Таким образом, имеющимися в деле доказательства с достаточной степенью относимости и допустимости доказывают причину возникновения пожара вследствие загнивания опоры ВЭЛ, не обеспечения рубки лесных насаждений, что является нарушением п. 45 Правил пожарной безопасности в лесах и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем старшего государственного лесного инспектора РС (Я) ККК в отношении начальника Борогонской РЭС Седалищева Н.Н. был составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ, копию которого должностное лицо получило в тот же день.
Седалищев Н.Н. был своевременно извещен о времени и месте рассмотрения дела.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ, придя к выводу о доказанности факта нарушения правил пожарной безопасности, повлекшем возникновение лесного пожара, заместителем главного государственного лесного инспектора Республики Саха (Якутия) ААА вынесено постановление № о назначении начальнику Борогонской РЭС ЦЭС ПАО «Якутскэнерго» Седалищеву Н.Н. административного наказания в виде минимального административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ, в размере 100 000 рублей. В постановлении указано, что ущерб отсутствует, причинами и условиями совершения административного правонарушения является ненадлежащая эксплуатация ВЛЭП, в качестве смягчающего обстоятельства признано наличие на иждивении 4 детей, отягчающим административную ответственность обстоятельством признано повторное совершение правонарушения.
Доводы жалобы о том, что действия в охранной зоне проведены без надлежащего уведомления, ведома и участия представителей эксплуатирующей организации, не свидетельствуют о незаконности добытых по делу доказательств.
Довод жалобы о том, что ввиду отсутствия факта причинения лесным пожаром № ущерба лесному фонду, данное происшествие не может считаться пожаром, не состоятелен, поскольку согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, изложенным в п. 25 Постановления от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», отсутствие вреда жизни и здоровью и лесному фонду свидетельствует лишь об отсутствии состава уголовно-наказуемого деяния, при этом образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что материалами дела не доказан факт невыполнения заявителем рубки лесных насаждений, складирования и уборки древесины порубочных остатков и других горючих материалов, опровергаются материалами дела.
Также не могут служить основанием для отмены оспариваемого постановления доводы жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют надлежащим образом оформленные документы, достоверно подтверждающие факт превышения лесных насаждений 4 метров, поскольку пожар возник в результате загнивания и падения электроопоры и обрыва проводов.
Таким образом, судом установлено, что действия начальника Борогонской РЭС ПАО «Якутскэнерго» Седалищева Н.Н. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ, постановление административного органа вынесено законно и обоснованно, после исследования всех доказательств.
Процедура привлечения к административной ответственности не нарушена.
При рассмотрении административного дела фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, установлены правильно.
Срок давности привлечения к ответственности соблюден, наказание должностному лицу назначено в пределах, установленных санкцией статьи, оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности правонарушения не имеется.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену либо изменение решения суда, не установлено.
Вместе с тем, в силу положений п.п. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе производства по жалобе судом установлено, что лицо, привлеченное к административной ответственности Седалищев Н.Н. <данные изъяты>.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
В соответствии с п.п. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом обстоятельств и характера совершенного административного правонарушения, отсутствия имущественного вреда лесному фонду, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о возможности признания указанных обстоятельств исключительными, в связи с чем снижении назначенного должностному лицу административного штрафа, предусмотренного ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ со 100 000 рублей до 50 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 4 ░░. 8.32 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 50 000 (░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 4 ░░. 8.32 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░. 30.2-30.9 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░/░ ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░