УИД: 11RS0001-01-2023-014087-11
Дело № 2-1336/2024 (2-11985/2023)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Баженовой Т.С.,
при секретаре Гейнерт К.А.,
с участием представителей ответчика Бабиковой Ю.П., Фроловой Г.Д.,
рассмотрев 14 февраля 2024 года в отрытом судебном заседании в городе Сыктывкаре Республики Коми гражданское дело по исковому заявлению Балябиной Натальи Александровны к УФНС России по Республике Коми о признании приказа и уведомления незаконными, возложении обязанности внести изменения в приказ и трудовую книжку в части формулировки основания расторжения служебного контракта, возложении обязанности выплатить компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Балябина Н.А. обратилась в суд с иском к УФНС России по Республике Коми и с учетом уточнений просила: признать незаконным приказ от ** ** ** №..., а также уведомление об изменении существенных условий труда служебного контракта; обязать внести изменения в приказ от ** ** ** №... и трудовую книжку в части формулировки основания расторжения служебного контракта от ** ** ** №..., освободив ее от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволить с государственной гражданской службы Российской Федерации в связи с сокращением должностей государственной службы в государственном органе в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; обязать выплатить компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии с частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.; привлечь к административной ответственности по статьи 5.27 КоАП РФ.
В обоснование требований указала, что проходила государственную гражданскую службу в УФНС, до увольнения занимала должность .... 26.06.2023 ее предупредили о сокращении ее должности с 17.09.2023. Приказом от ** ** ** №... она была уволена с 17.09.2023 по сокращению должностей гражданской службы. Однако выплаты, положенные при увольнении и сокращении должности, ей не были произведены. 10.09.2023 ей стало известно, что приказ от ** ** ** №... о расторжении служебного контракта был отменен приказом от ** ** ** №.... ** ** ** под давлением написала заявление об увольнении по собственной инициативе, поскольку не была согласна с изменениями условий труда, планировала переезд в .... ** ** ** издан приказ №..., в котором указано о расторжении служебного контракта от ** ** ** №... и освобождении от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнении с государственной гражданской службы ** ** **. В дальнейшем по почте ** ** ** (после вынужденного написания заявления об увольнении по собственному желанию) в почтовом отделении получила заказное письмо от ** ** ** №..., в котором было три приложения: письмо Управления от ** ** ** №..., в котором указано, что приказом УФНС России по Республике Коми от ** ** ** №... отменен приказ Управления от ** ** ** №... «Об увольнении Балябиной Н.А.» и врученное ранее предупреждение о сокращении должности от ** ** ** отзывается как ошибочно направленное, поскольку сокращение занимаемой штатной единицы по должности ... не производится; выписка из приказа от ** ** ** №... «Об отмене приказов об увольнении», не подписанная руководителем Управления ФИО5; уведомление об изменении существенных условий служебного контракта, а именно изменение расположения рабочего места. Исходя из нового штатного расписания, действующего с ** ** **, ответчик не сохранил ей прежние условия работы на период двухмесячного срока предупреждения, не включив ее должность в штатное расписание. При отсутствии возможности продолжения служебных отношений, она должна быть уволена по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Определением суда от 14.02.2023 прекращено производство по делу по иску Балябиной Н.А. к УФНС России по Республике Коми в части привлечения к административной ответственности.
В судебном заседании истец участия не приняла, извещена надлежаще, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представители ответчика с требованиями не согласились по доводам, изложенным в письменных отзывах.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что приказом от ** ** ** №... Балябина Н.А. была принята на работу на должность ... Управления на период отсутствия основного работника, ** ** ** заключен служебный контракт №....
Приказом от ** ** ** №... Балябина Н.А. переведена на должность ... на неопределенный срок, ** ** ** заключен служебный контракт №....
Приказом управления от ** ** ** №... Балябина Н.А. переведена на должность ....
Последняя занимаемая истцом должность, до проведения процедуры реорганизации территориальных налоговых органов Республики Коми, согласно дополнительному соглашению №... от ** ** ** к служебному контакту от ** ** ** №..., <данные изъяты>, которая относится к старшей группе должностей государственной гражданской службы Российской Федерации категории «Специалисты» (п. 2-3 дополнительного соглашения), регистрационный номер (код) должности - 11-3-4-070.
Приказом ФНС России от ** ** ** №... «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми» установлена предельная численность федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы УФНС России по Республике Коми в количестве 1170 единиц; реорганизованы территориальные налоговые органы Республики Коми путем присоединения к УФНС России по Республике Коми. Установлено, что УФНС России по Республике Коми является правопреемником в отношении задач, функций, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности налоговых служб.
26.06.2023 Балябиной Н.А. вручено предупреждение о сокращении ее должности 17.09.2023.
18.08.2023 Балябиной Н.А. вручено предложение о замещении должности государственной гражданской службы согласно приложенному перечню.
От всех вакантных должностей Балябина Н.А. отказалась.
Приказом УФНС России по Республике Коми от ** ** ** №... с Балябиной Н.А. служебный контракт расторгнут в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе (п. 8.2 ч. 1 ст. 37 № 79-ФЗ).
Приказом УФНС России по Республике Коми от ** ** ** №... отменен приказ от ** ** ** №... об увольнении Балябиной Н.А.
10.09.2023 Балябина Н.А. ознакомлена с уведомлением об отмене приказа об увольнении от ** ** ** и об отзыве предупреждения о сокращении, как ошибочно направленное, поскольку сокращение занимаемой штатной единицы по должности ... не осуществляется.
10.09.2023 Балябина Н.А. ознакомлена с уведомлением об изменении существенных условий служебного контракта: «наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа и адреса рабочего места» с 18.09.2023, ей предложено продолжить государственную гражданскую службу в должности ... отдела камерального контроля в сфере налогообложения имущества с расположением рабочего места по адресу: .... В случае отказа от продолжения государственной гражданской службы в предложенной должности, она подлежит увольнению по истечению двух месяцев со дня ознакомления с данным уведомлением в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
11.09.2023 УФНС России по Республике Коми в связи с отказом Балябиной Н.А. от получения и подписания при ознакомлении направило в адрес последней уведомление об изменении существенных условий службы, выписку из приказа от ** ** ** (об отмене приказа об увольнении).
18.09.2023 Балябина Н.А. написала заявление об увольнении с ** ** ** по собственной инициативе.
Приказом УФНС России по Республике Коми от ** ** ** №... расторгнут служебный контракт от ** ** ** №... и Балябина Н.А. уволена с ** ** ** с гражданской службы по пункту 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (по инициативе гражданского служащего).
Не согласившись с действиями ответчика о ее не увольнении в связи с сокращением, истец обратилась в суд.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации».
В силу п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
Статьей 31 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ урегулированы отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа.
Согласно ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) его профессионального уровня, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.
Согласно ч. 5 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, его профессионального уровня, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 6 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ и при упразднении государственного органа в соответствии с п. 8.3 ч. 1 ст. 37 названного федерального закона.
Согласно пояснениям ответчика, функции отдела налогообложения имущества, в котором до реорганизации проходила государственную гражданскую службу Балябина Н.А., а именно, функции администрирования и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты имущественных налогов физических и юридических лиц, остались в Отделе камерального контроля в сфере налогообложения имущества.
Согласно выписке из штатного расписания отдела налогообложения имущества Управления №... от ** ** ** отдел налогообложения имущества состоял из 10 единиц, в том числе начальник отдела - 1 единица, заместитель начальника отдела 3 единицы, старший государственный налоговый инспектор - 4 единицы, налоговый инспектор – 2 единицы.
Согласно выписке из штатного расписания Управления №... от ** ** ** отдел камерального контроля в сфере налогообложения имущества Управления состоит из 53 единиц, в том числе начальника отдела - 1 единица, заместитель начальника отдела 8 единиц, главный государственный налоговый инспектор – 16 единиц, старший государственный налоговый инспектор - 19 единиц, государственный налоговый инспектор - 7 единиц, специалист 1 разряда - 2 единицы.
В соответствии с выписками из штатного расписания всех территориальных налоговых органов и Управления по состоянию на 15.09.2023 имелось 259 должностей старших государственных налоговых инспекторов с разным функционалом и в разных отделах.
После организационно-штатных мероприятий по состоянию на ** ** ** в Управлении имеется 275 должностей старших государственных налоговых инспекторов с разным функционалом и в разных отделах.
В части функционала, связанного с осуществлением мероприятий по камеральному контролю по всем налогам и сборам следует, что о организационно-штатных мероприятий камеральным контролем занимались 122 старших государственных налоговых инспекторов, после ** ** ** – 126 старших государственных налоговых инспекторов.
Таким образом, должность ... отдела налогообложения имущества Управления, которую занимала Балябина Н.А., сохранилась в составе отдела камерального контроля в сфере налогообложения имущества Управления.
Судом проанализированы должностные регламенты ... отдела налогообложения имущества Управления и должностной регламент ... отдела камерального контроля в сфере налогообложения имущества Управления. Установлено, что должностные обязанности указанных должностей государственной гражданской службы полностью идентичны.
Из анализа данных локальных нормативных актов следует, что должность, занимаемая Балябиной Н.А., сохранилась и не сокращалась.
Какого-либо распорядительного документа о сокращении штата или численности служащих в связи с реорганизацией в форме присоединения к УФНС России по Республике Коми не издавалось.
Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников (служащих), в том числе о сокращении вакантных должностей, относится к исключительной компетенции работодателя (нанимателя), который вправе расторгнуть трудовой договор (контракт) с работником (служащим) в связи с сокращением численности или штата при условии соблюдения закрепленного законодательством порядка увольнения и гарантий, нарушений которых материалами дела не установлено.
При этом законодательством Российской Федерации не предусмотрено право работников оспаривать решения работодателя по вопросам, входящим в его исключительную компетенцию. Вопрос о целесообразности сокращения тех или иных должностей также относится к компетенции работодателя, а не суда, как и принятие в последующем нанимателем решений о новых организационно-штатных мероприятиях.
Таким образом, доводы истца о том, что ее должны уволить в связи с сокращением должности гражданской службы, необоснованны.
То обстоятельство, что первоначально представитель нанимателя издал приказ от ** ** ** №... о расторжении служебного контракта с Балябиной Н.А. в связи с сокращением должности, а затем отменил данный приказ, не является основанием для признания истца уволенной по сокращению должностей.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, сокращение должности, занимаемой Балябиной Н.А., не было. В связи с чем, представитель нанимателя вправе был отменить приказ об увольнении по сокращению должности.
Норм, устанавливающих порядок отмены работодателем ранее принятого решения о сокращении численности или штата работников, трудовое законодательство не содержит, при отмене работодателем ранее принятого решения о сокращении численности или штата работников трудовое законодательство не наделяет работника правом требовать от работодателя завершения трудовых отношений по данному основанию.
Вместе с тем, судом принимается во внимание, что нормами Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Трудового кодекса Российской Федерации не предоставляется работодателю право совершать юридически значимые действия, затрагивающие права и интересы работника, без его предварительного согласия после того, как трудовые отношения между работодателем и работником уже прекращены по инициативе самого работодателя.
В соответствии с ч. 3 ст. 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника.
В данном случае на момент издания приказа от ** ** ** №... об отмене приказа от ** ** ** №... служебный контракт с Балябиной Н.А. еще не был прекращен.
С учетом вышеизложенного, суд не находит оснований для признания незаконным и отмене приказа от ** ** ** №... об отмене приказов о расторжении служебных контрактов, прекращении трудовых договоров с работниками в части Балябиной Н.А.
Так как приказ о сокращении занимаемой истцом должности от ** ** ** №... не был реализован в связи с его отменой ** ** **, сокращения занимаемой истцом должности и увольнения истца по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ не состоялось, в связи с чем у ответчика не возникало обязанности по осуществлению истцу компенсационных выплат, производимых сотрудникам, уволенным в связи с сокращением должностей.
В соответствии п. 1 ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, к существенным условиям служебного контракта, в том числе, относится наименование замещаемой должности с указанием подразделения государственного органа.
Условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме (ч. 5 ст. 24 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
В случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта (ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
Об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения (ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
Если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы (ч. 3 ст. 29 Федерального закона от27.07.2004 № 79-ФЗ).
В случае письменного отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта служебный контракт прекращается в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 33 настоящего Федерального закона (ч. 4 ст. 29 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
Исходя из вышеизложенных норм материального права следует, что наниматели в целях осуществления эффективной экономической деятельности, рационального управления имуществом и управления трудовой деятельностью вправе по своей инициативе изменять определенные сторонами условия служебного контракта, в том числе в части изменения рабочего места, наименования структурного подразделения (за исключением изменения трудовой функции работника) в случае изменения организационных и технологических условий труда и невозможности в связи с этим сохранения прежних условий служебного контракта.
В данном случае при реорганизации УФНС России по Республике Коми произошло существенное изменение условий служебного контракта с истцом в части наименования замещаемой должности с указанием подразделения и рабочего места. При этом штатная численность не изменилась, сокращения должностей не произошло.
В связи с этим, 10.09.2023 УФНС России по Республике Коми уведомило Балябину Н.А. об изменении существенных условий служебного контракта без изменения возлагаемых на государственного служащего должностных обязанностей и занимаемой должности.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что в данном случае произошло изменение территориального расположения рабочего места истца и наименования замещаемой должности с указанием подразделения, что повлекло изменение существенных условий служебного контракта, заключенного с истцом.
Поскольку должностные регламенты ... отдела налогообложения имущества Управления и должностной регламент ... отдела камерального контроля в сфере налогообложения имущества Управления идентичны, оснований для признания незаконным уведомления об изменении существенных условий труда служебного контракта также не имеется.
Поскольку судом отказано в удовлетворении требования о признании незаконным приказа от ** ** **, то и производные от данного требования о взыскании компенсации морального вреда, внесении изменений в приказ от ** ** ** и трудовую книжку удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
в удовлетворении исковых требований Балябиной Натальи Александровны к УФНС России по Республике Коми о признании приказа и уведомления незаконными, возложении обязанности внести изменения в приказ и трудовую книжку в части формулировки основания расторжения служебного контракта, возложении обязанности выплатить компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания, взыскании компенсации морального вреда отказать.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 21 марта 2024 года.
Председательствующий Т.С. Баженова