Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-11659/2019 от 03.09.2019

Судья Болочагин В.Ю.         Гр. дело № 33-11659/2019

(номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-3113/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 сентября 2019 года                          г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Хаировой А.Х.,

судей Ромасловской И.М., Пинчук С.В.,

при секретаре Майдановой М.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Тархановой О.В. на решение Ленинского районного суда г. Самары от 15 июля 2019 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований отказать».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Хаировой А.Х. по делу, пояснения представителя ответчика Государственного учреждения – Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации – Чурбаковой Т.В. (по доверенности), возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Истец Тарханова О.В. обратилась в суд с иском к ответчику Государственному учреждению - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ об оспаривании назначенного размера пособия по уходу за ребенком, взыскании задолженности, судебных расходов.

В обоснование заявленных требований истец указала, что с 10.05.2016 г. по 7.07.2017 г. работала в должности <данные изъяты> в ООО «Фортуна» на 0,5 ставки. ДД.ММ.ГГГГ ей предоставлен отпуск по беременности и родам до ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребёнком до 3 лет, ей назначено минимальное ежемесячное пособие по уходу за ребёнком в размере 3 065 руб. 69 коп. Считает, что размер пособия уходу за ребенком должен составлять денежную сумму в размере 3 900 руб., по расчету истца сумма недоплаты составляет 11 502 руб. 06 коп.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просила суд признать решение о назначении пособия по уходу за ребенком в размере 3 065 руб. 69 коп. незаконным и отменить, взыскать сумму недоплаты пособия по уходу за ребенком в размере 11 502 руб. 06 коп., компенсацию морального вреда - 5 000 руб. и расходы на оплату услуг представителя - 6 000 руб.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Тарханова О.В. просит отменить решение суда первой инстанции, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Ссылается на то, что решение основано лишь на нормах Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», без учета особенностей порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 г. № 375.

Разрешив в соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вопрос о возможности рассмотреть дело при данной явке, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, заслушав пояснения представителя ответчика, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.

Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Порядок и условия обеспечения пособиями в связи с материнством застрахованных лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, регулируется Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 11.2 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ).

    Согласно ч. 1.1. Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".Аналогичные положения содержатся в п. 11 (1) Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 г. № 375.

Согласно ч. 3.1 ст. 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 настоящей статьи, на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды: 1) периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком; 2) период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период не начислялись страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года).

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка, определяемого в соответствии с частями 3.1 и 3.2 настоящей статьи, на 30,4 (ч. 5.1 ст. 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ).

Судом установлено и из материалов дела следует, что Тарханова О.В. с 10 мая 2016 г. работает в ООО «Фортуна» в должности <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работодателем предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 3-х. Истец является получателем ежемесячного пособия по уходу за ребёнком, предусмотренного Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ. Средний заработок истца в соответствии с вышеуказанным федеральным законом составляет 3 807 руб. 90 коп. (125, 26 * 30,4).

Поскольку определённый расчётным путём в соответствии с законом размер среднего заработка истца оказался меньше величины минимального размера оплаты труда, установленного с 1.07.2017 г. на уровне 7 800 руб., в силу ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ, средний заработок истца принимается равным минимальному размеру оплаты труда.

Поскольку расчётный размер пособия у истца оказался меньше минимального, ответчик назначил истцу пособие в минимальном размере.

С учётом индексаций этот размер составил с 1.02.2018 г. - 3 142 руб. 30 коп., с 1.02.2019 г. – 3 277 руб. 45 коп.

Пособие в установленном размере истцу выплачивается полностью.

Как установлено в ходе разбирательства дела, в представленных ответчику работодателем документах имелась ошибка – на день наступления страхового случая истец работала на 0,5 ставки, а не на 0,1 ставки, что сторонами не оспаривалось.

Разрешая спор, суд первой инстанции, установив изложенные выше обстоятельства, пришел к выводу, что представление работодателем неверных сведений не повлияло на конечный результат расчёта размера ежемесячного пособия по уходу за ребёнком. Поскольку сведения о доходах истца, представленные для расчёта размера пособия, соответствовали действительности, средний заработок был определён ответчиком правильно и составил 3 807 руб. 90 коп., что ниже установленной величины минимального размера оплаты труда.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.

Учитывая, что на основании ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ фактор неполного рабочего времени, для целей расчёта пособия средний заработок истца необходимо принять равным 50% от минимального размера оплаты труда (0,5 ставки), т.е. 3 900 руб., что выше расчётного среднего заработка истца (из фактического дохода). Следовательно, размер ежемесячного пособия по уходу за ребёнком следовало определять из величины в 3 900 руб.: 3 900 * 0,4 = 1 560 руб. Поскольку эта величина также меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребёнком, истцу назначено пособие в минимальном размере, с учётом индексаций этот размер пособия составил с 1.02.2018 г. - 3 142 руб. 30 коп., с 1.02.2019 г. – 3 277 руб. 45 коп.

Суд обоснованно отклонил доводы истца о том, что по правилам ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ (т.е., исходя из минимального размера оплаты труда) базовую сумму дохода не нужно умножать на 0,4, поскольку размер пособия во всех случаях в силу ст.11.2 названного закона определяется как 40% от среднего заработка получателя. В случаях, указанных в ч.2 ст.14 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ, средний заработок принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.

Поскольку судом отказано истцу в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене решения ответчика о назначении пособия по уходу за ребенком в размере 3 065 руб. 69 коп., судом обоснованно отказано в удовлетворении производных требований о взыскании с ответчика суммы недоплаты пособия по уходу за ребенком в размере 11 502 руб. 06 коп., судебных расходов в размере 6 000 руб., и компенсации морального вреда в размере 5 000 руб.

Довод апелляционной жалобы о том, что при расчете пособия из МРОТ не требуется учитывать процентного выражения (40%), отклоняется судебной коллегией, поскольку МРОТ – это и есть средний заработок в случае, если заработок у застрахованного лица отсутствовал, либо в случае, если он меньше МРОТ в расчете за полный календарный месяц, а ч. 1 ст. 11.2 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ устанавливает, что во всех случаях ежемесячное пособие по уходу за ребенком – это компенсация среднего (утраченного) заработка в размере 40 %.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Самары от 15 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тархановой О.В. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступлении в законную силу.

Председательствующий

Судьи

33-11659/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Тарханова О.В.
Ответчики
ГУ-Самарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Другие
ООО Фортуна
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
04.09.2019Передача дела судье
24.09.2019Судебное заседание
18.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее