Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-31/2023 (2-553/2022;) ~ М-600/2022 от 13.12.2022

Дело № 2-31/2023 (2-553/2022)

УИД: 59RS0043-01-2022-000801-52

      

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 февраля 2023 г. г. Чердынь

Чердынский районный суд Пермского края в составе

председательствующего Ярославцевой К.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Артемовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края к Боталовой Елене Николаевне о возложении обязанности по разработке научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия регионального значения - памятника градостроительства и архитектуры «Лавка», проведению производственных работ по сохранению указанного объекта, размещению информационной надписи и обозначения, содержащих информацию об объекте культурного наследия,

у с т а н о в и л:

представитель истца, Государственной инспекция по охране объектов культурного наследия Пермского края, обратился в суд к ответчику, Боталовой Е.Н., с требованиями о возложении обязанности по разработке научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия регионального значения - памятника градостроительства и архитектуры «Лавка», проведению производственных работ по сохранению указанного объекта, размещению информационной надписи и обозначения, содержащих информацию об объекте культурного наследия.

В обоснование заявленных требований указал, что в единоличной собственности ответчика Боталовой Е.Н. находится нежилое здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>. Указанное здание является объектом культурного наследия регионального значения - памятником градостроительства и архитектуры «Лавка», учтено и охраняется государством (п. 594.2 приложения 3 распоряжения Губернатора Пермской области от 05.12.2000 № 713-р «О государственном учёте недвижимых памятников истории и культуры Пермского края регионального значения»), входит в состав ансамбля «Усадьба А.Ф. Сандаловой с лавкой». Объект зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации под номером . Приказом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края от 14.11.2011 № СЭД-16-01-03-254 установлены границы территории, установлены зоны с особыми условиями использования территории названного выше объекта. В ходе осуществления функции по государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием вышеназванного объекта культурного наследия должностными лицами инспекцией установлено и документально зафиксировано, что ответчик не осуществляет содержание здания в надлежащем состоянии, что грозит разрушением объекта и последующей безвозвратной утратой. Приказом инспекцией от 14.10.2021 № ПР55-01-05-357 утверждено охранное обязательство собственника объекта, вместе с тем в период 2020-2022 годов задания и разрешения на выполнение работ по сохранению объекта не выдавались, научно-проектная документация на согласование в Инспекцию не поступала, отчетная документация, включающая научный отчет о выполненных работах, не утверждалась.

На основании изложенного просит возложить на ответчика обязанность по разработке научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия регионального значения - памятника градостроительства и архитектуры «Лавка», расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с положениями Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в срок не позднее одного года со дня вступления в законную силу решения суда; по проведению производственных работ (ремонт крыши, устройство отмостки, вертикальная планировка периметра с обеспечением поверхностного водоотвода) по сохранению указанного объекта культурного наследия, на основании разработанной научнопроектной документации в срок не позднее одного года со дня ее утверждения: по проведению производственных работ (приведение объекта к нормативном уровню технического состояния, реставрация фасадов) по сохранению указанного объекта культурного наследия, на основании разработанной научно-проектной документации в срок не позднее 14.10.2025; по размещению в установленном законом порядке на указанном объекте культурного наследия информационной надписи и обозначения, содержащих информацию об объекте культурного наследия, в срок не позднее 2 месяцев с даты приёмки выполненных производственных работ по сохранению объекта культурного наследия.

Представитель истца - Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представил дополнительные пояснения по иску, против рассмотрения дела в его отсутствие не возражал.

Ответчик о времени и месте судебного заседания извещалась в предусмотренном законе порядке, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила.

Представитель третьего лица - Пермского краевого научно-производственного центра по охране памятников (объектов культурного наследия) извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явиласься представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, а также письменные пояснения по иску.

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.       

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ установлено, что выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Сохранение объекта культурного наследия - это меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ (пункт 1 статьи 40 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ).

В пункте 1 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ определено, что работы по сохранению выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 данной статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 данной статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (пп. 3 п. 3 ст. 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ).

В соответствии со статьей 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия физические или юридические лица, которым объект культурного наследия принадлежит на праве собственности, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 27 указанного выше Федерального закона на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов.

По смыслу п. 11 ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора. В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.

Судом установлено и из материалов дела следует, что ответчику на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается представленной выпиской из ЕГРН от 04.02.2020 (л.д.9,10), которое представляет собой объект культурного наследия регионального значения - памятник градостроительства и архитектуры «Лавка», учтено и охраняется государством (п. 594.2 приложения 3 распоряжения Губернатора Пермской области от 05.12.2000 № 713-р «О государственном учёте недвижимых памятников истории и культуры Пермского края регионального значения»), входит в состав ансамбля «Усадьба А.Ф. Сандаловой с лавкой». Приказом Инспекции от 14.10.2021 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца данного объекта культурного наследия. (выписка из ЕГРН от 04.02.2020, копия охранного обязательства, л.д. 9-10, 14 оборот-16).

В ходе осуществления функции по государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием вышеназванного объекта культурного наследия должностными лицами инспекции составлены соответствующие акты.

Согласно акту технического состояния по итогам обследования и фото фиксации объекта культурного наследия, расположенного на территории Пермского края, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ от 05.10.2020 общее состояние объекта, расположенного по адресу: <адрес>а:

а) общее состояние: неудовлетворительное.

б) фундаменты: ленточные буговые. Вертикальные и диагональные трещины на восточном, северном и южном фасадах шириной раскрытия до 25 мм. Рекомендуется обследование фундаментов.

в) цоколи и отмостки около них: цоколи из полнотелого керамического кирпича. Выкрошивание отдельных кирпичей, следы намокания, выветривание кладочных швов, местами трещины. Периметр здания не окашивается - плотные заросли травы и кустарника. Отмостка отсутствует.

г) входы, крыльца, приямки: в центре восточного фасада вход в лавку - деревянная площадка со ступенями на две стороны без перил и навеса. Доски крыльца частично утрачены, оставшиеся - поражены гнилыо.

д) стены и состояние связей: из керамического полнотелого кирпича. Вертикальные и диагональные трещины на восточном, северном и южном фасадах, местами выкрошивание кирпича наружной версты.

е) перекрытия чердачные: (плоские, сводчатые, купольные и т.д.): не обследованы - нет доступа.

ж) крыша: стропила, обрешетка, кровли, водосточные желоба и трубы: крыша скатная. Стропила и обрешетка не обследованы - нет доступа. Кровельное покрытие над зданием лавки из металлочерепицы, над складской пристройкой - фапьцевое из черного кровельного железа. Утрата нескольких листов металлочерепицы на северном скате, коррозия на поверхности металла, наблюдается прогиб коньковой линии.

Водосток не организован, обеспечен карнизным выносом.

з) главы, шатры, их конструкции и покрытие, водоотведение: отсутствуют.

и) внешнее декоративное убранство, облицовка, окраска, разные украшения, лепнина скульптура живопись на фасадах: рамочные наличники окон, металлические ставни, филенчатые лопатки с рельефными розеттами, ступенчатый венчающий карниз на городках. Трещины, выкрошивание кирпича, повреждение элементов карниза на северном фасаде при устройстве вентиляционных отверстий. Состояние неудовлетворительное.

Территория, двор, ворота и ограды: участок выделен, огорожен деревянным забором. Территория не благоустроена, дикосевный травяной покров, деревянные мостки через водоотводную канавку. Состояние неудовлетворительное.

Наличие/отсутствие информационных надписей и обозначений на объект культурного наследия в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 25.07.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»: на восточном фасаде (не соответствует) (л.д.19-20).

В рамках регионального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия на основании задания от 21.11.2022 № 30с/2022 Инспекцией составлен акт выездного обследования № 25 с от 22.11.2022, установлено, что общее состояние объекта согласно Критериям отнесения объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, к объектам культурного наследия, находящимся в неудовлетворительном состоянии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2015 № 646, удовлетворительное.

Согласно акту технического состояния от 05.10.2020 в соответствии с ГОСТ Р 55567-2013 общее состояние оценивается как неудовлетворительное.

По результатам осмотра 22.11.2022 установлено следующее: здание одноэтажное с подвалом, прямоугольное в плане, с пристройкой к западному фасаду. Главным (восточным) фасадом обращено на ул. Успенского.

Фундаменты не осмотрены. Отмостка не осмотрена, скрыта под снежным покровом. Цоколь кирпичный, наблюдается потемнение (следы биопоражения). Крыша скатная, наблюдается замятие металлических листов кровли. Водосток не организован, сохранились фрагменты крепления водосточных труб.

Стены кирпичные, наблюдаются трещины вертикальные и диагональные, местами выкрошивание кирпича. Кирпичный декор на восточном фасаде окрашен. В центре восточного фасада вход: деревянная площадка со ступенями на две стороны без перил и навеса. Площадка разрушена (обрушение досок), доски ступеней поражены гнилью, часть досок отсутствует.

Оконные и дверные проемы закрыты металлическими ставнями, наблюдается шелушение окрасочного слоя. Часть оконных проемов заложена кирпичом.

Внутренние помещения не осмотрены.

Участок выделен, огорожен деревянным забором.

Информационная надпись и обозначение имеется на восточном фасаде, не соответствует содержанию информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2019 №1178.

В период 2020-2022 годов задания и разрешения на выполнение работ по сохранению объекта не выдавались, научно-проектная документация на согласование в Инспекцию не поступала, отчетная документация, включающая научный отчет о выполненных работах, не утверждалась (акт выездного обследования № 25 с от 22 ноября 2022 - л.д. 12-13).

При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что у ответчика как собственника указанного выше объекта культурного наследия федерального значения имеется обязанность по установке информационной надписи и обозначения на этот объект, а также по проведению работ по его ремонту и реставрации в силу прямого указания закона, и в связи с отсутствием доказательств надлежащего совершения ответчиками указанных действий исковые требования подлежат удовлетворению.

Срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено ответчиками, исходя из положений ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, следует определить как о том просит истец - не позднее двух месяцев с даты приемки выполненных производственных работ по сохранению объекта культурного наследия - установить на объекте информационную надпись и обозначение, содержащие информацию об объекте культурного наследия; не позднее одного года со дня вступления решения в законную силу решения суда разработать научно-проектную документацию по сохранению объекта культурного наследия, не позднее одного года со дня утверждения научнопроектной документации осуществить проведение производственных работ (ремонт крыши, устройство отмостки, вертикальная планировка периметра с обеспечением поверхностного водоотвода) и на основании разработанной научнопроектной документации в срок не позднее одного года со дня ее утверждения: по проведению производственных работ (приведение объекта к нормативном уровню технического состояния, реставрация фасадов) по сохранению указанного объекта культурного наследия.

Оснований для предоставления большего срока исполнения решения суда, в том числе тех сроков, о которых просят ответчики, в данный момент не имеется. Возражений относительно заявленных сроков ответчиком не представлено.

Поскольку истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, то на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины.

В силу абз. 3 п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина для физических лиц составляет 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края (ОГРН1175958018576) к Боталовой Елене Николаевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, СНИЛС о возложении обязанности по разработке научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия регионального значения - памятника градостроительства и архитектуры «Лавка», проведению производственных работ по сохранению указанного объекта, размещению информационной надписи и обозначения, содержащих информацию об объекте культурного наследия, удовлетворить.

Возложить на Боталову Елену Николаевну обязанность по разработке научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия регионального значения - памятника градостроительства и архитектуры «Лавка», расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с положениями Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в срок не позднее одного года со дня вступления в законную силу решения суда.

Возложить на Боталову Елену Николаевну обязанность по проведению производственных работ (ремонт крыши, устройство отмостки, вертикальная планировка периметра с обеспечением поверхностного водоотвода) по сохранению объекта культурного наследия регионального значения - памятника градостроительства и архитектуры «Лавка», расположенного по адресу: <адрес>, на основании разработанной научнопроектной документации в срок не позднее одного года со дня ее утверждения.

Возложить на Боталову Елену Николаевну обязанность по проведению производственных работ (приведение объекта к нормативному уровню технического состояния, реставрация фасадов) по сохранению объекта культурного наследия регионального значения - памятника градостроительства и архитектуры «Лавка», расположенного по адресу: <адрес>, на основании разработанной научно-проектной документации в срок не позднее 14.10.2025.

Возложить на Боталову Елену Николаевну обязанность по размещению в установленном законом порядке на объекте культурного наследия регионального значения - памятнике градостроительства и архитектуры «Лавка», расположенного по адресу: <адрес>, информационной надписи и обозначения, содержащих информацию об объекте культурного наследия, в срок не позднее 2 месяцев с даты приёмки выполненных производственных работ по сохранению объекта культурного наследия.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Чердынский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                                                  К.В. Ярославцева

Мотивированная часть решения изготовлена ДД.ММ.ГГГГ.

                                                                                 

2-31/2023 (2-553/2022;) ~ М-600/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Пермского края
Ответчики
Боталова Елена Николаевна
Другие
ГКБУК "КЦОП"
Суд
Чердынский районный суд Пермского края
Судья
Ярославцева Ксения Владимировна
Дело на странице суда
cherdyn--perm.sudrf.ru
13.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.12.2022Передача материалов судье
16.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.01.2023Судебное заседание
02.02.2023Судебное заседание
20.02.2023Судебное заседание
03.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.06.2023Дело оформлено
30.06.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее