Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1673/2024 (2-6042/2023;) ~ М-4583/2023 от 26.12.2023

Дело

УИД 24RS0-22

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Красноярск                                                                                                     25 марта 2024 г.

Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Семёнова В.В.

при секретаре судебного заседания УИВ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Красноярского транспортного прокурора к Автономной некоммерческой организации Центр дополнительного профессионального образования «Краспроф», Главному управлению МЧС России по Красноярскому краю, ЧВМ о признании свидетельства о прохождении обучения недействительным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель Красноярского транспортного прокурора обратился в суд с иском к АНО ЦДПО «Краспроф», Главному управлению МЧС России по Красноярскому краю, ЧВМ о признании недействительным свидетельства с регистрационным номером 073/20СА, выданного АНО ЦДПО «Краспроф» на имя ЧВМ, подтверждающего прохождение последним обучения по программе «Судоводитель маломерного судна особой конструкции (аэролодка, аэроглиссер)» недействительным, возложении обязанности на ЧВМ предоставить в Центр ГИМС ГУ МЧС России по Красноярскому краю удостоверение на право управления маломерным судном, выданное на имя последнего, для его замены в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, возложении обязанности на ГУ МЧС России по Красноярскому краю после предоставления ЧВМ удостоверения на право управления маломерным судном, выданного на имя последнего, исключить из него запись о категории типа маломерного судна: «Судно особой конструкции (аэробот)» путем замены удостоверения на право управления маломерным судном в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Требования мотивированы тем, что в соответствии с пунктом 40 статьи 12 Федерального закона от 05.06.2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит лицензированию. Частью 4 статьи 91 ФЗ №273 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что в соответствующую запись в реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности по каждому лицензиату включаются сведения о видах образования, об уровнях образования (в отношении профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки, научных специальностях и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также об адресах мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения, мест осуществления образовательной деятельности при использовании сетевой формы реализации образовательных программ, мест проведения практики, практической подготовки обучающихся, государственной итоговой аттестации, и иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации. Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, с указанием (при наличии) присваиваемых по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификационных разрядов, классов, категорий утвержден приказом Минобрнауки России от 02.07.2013 года №513.

АНО ЦДПО «Краспроф» на территории Красноярского края осуществляет образовательную услугу, в том числе по подготовке судоводителей маломерных судов. АНО ЦДПО «Краспроф» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии Л035-01211-24/00241897 от 21.04.2014 года на осуществление образовательной деятельности по виду образования «Профессиональное обучение» и подвиду дополнительного образования «Дополнительное профессиональное образование».

Подготовка судоводителей маломерных судов для эксплуатации в некоммерческих целях не предполагает освоение какой-либо профессии, а также не требует наличия среднего профессионального и высшего образования и относится к подвиду дополнительного образования детей и взрослых и реализуется в соответствии со ст.12 ФЗ №273 от 29.12.2012 года «Об образовании» в ходе освоения дополнительных общеразвивающих программ. Такое обучение не может рассматриваться как обязательное для осуществления какой-либо деятельности и реализуется в соответствии со ст.12 ФЗ №273 от 29.12.2012 года в ходе освоения дополнительных общеразвивающих программ, относится к подвиду дополнительного образования детей и взрослых.

Образовательные программы, по которым АНО Центр дополнительного профессионального образования «Краспроф» осуществляет обучение: «Судоводитель маломерных судов (моторное судно, гидроцикл), утвержденная 04.04.2020 года, «Судоводитель маломерных судов особой конструкции («судно на воздушной подушке), утвержденная 25.04.2018 года, «Судоводитель маломерных судов особой конструкции (аэролодка/аэроглиссер), утвержденная 17.06.2019 года, «Судоводитель маломерных судов « (гидроцикл), утвержденная 04.04.2020 года по своему содержанию относятся к подвиду дополнительного образования «Дополнительное образование детей и взрослых», отсутствующему в лицензии АНО ЦДПО «Краспроф», что является нарушением лицензионных условий при осуществлении образовательной деятельности, установленных частями 1, 4 статьи 91 ФЗ №273 от 29.12.2012 года.

АНО ЦДПО «Краспроф» осуществляет образовательную деятельность по подготовке судоводителей маломерных судов с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией, поскольку в лицензии Л035-01211-24/00241897 от 21.04.2014 года на момент обучения ЧВМ отсутствовали сведения о подвиде дополнительного образования «Дополнительное образование детей и взрослых».

В соответствии с пунктом 4.2 Правил аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными государственной инспекции по маломерным судам министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных приказом МЧС России от 27.05.2014 года №262 (в редакции, действовавшей до 01.03.2022 года) заявитель вправе при наличии у него, представить документ об обучении для управления маломерным судном заявленного типа в заявленном районе плавания, выданный организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющим соответствующую лицензию для реализации программ подготовки судоводителей маломерных судов заявленного типа для аттестации, принимается к рассмотрению аттестационной комиссией. При аттестации для управления маломерным судном особой конструкции заявитель в составе входных документов представляет документ об обучении для управления этим маломерным судном, выданный образовательной организацией производителя данного судна или аналогичных судов и имеющей соответствующую лицензию для проведения такого обучения, в связи с этим, содержание аттестации изменяется и к заявителю применяется специальный порядок её проведения, при котором проверка практических навыков не проводится.

В ходе проверки, проведенной Транспортной прокуратурой на предмет исполнения АНО ЦДПО «Краспроф» требований законодательства об образовании при подготовке судоводителей маломерных судов, установлено, что ЧВМ по окончании обучения в АНО ЦДПО «Краспроф» выдано свидетельство с регистрационным номером 073/20СА, подтверждающее освоение программы «Судоводитель маломерного судна особой конструкции (аэролодка, аэроглиссер)». ЧВМ предъявлено данное свидетельство в Центр ГИМС ГУ МЧС России по Красноярскому краю при получении в июне 2021 г. услуги по аттестации на право управления маломерным судном и к последнему был применен специальный порядок, то есть без проведения проверки практических навыков с последующим открытием в удостоверении на право управления маломерными судами новой категории типа маломерного суда «Судно особой конструкции (аэробот)». Необоснованная выдача ЧВМ свидетельства с регистрационным номером 073/20СА, подтверждающего прохождение обучения по программе «Судоводитель маломерного судна особой конструкции (аэролодка, аэроглиссер), повлекло неправомерное открытие ответчику Центром ГИМС ГУ МЧС России по Красноярскому краю новой категории типа маломерного судна.

Поскольку запись о подвиде дополнительного образования «Дополнительное образование детей и взрослых» по лицензиату АНО ЦДПО «Краспроф» в реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности на момент обучения ЧВМ свидетельства отсутствовала, ответчик не мог осуществлять образовательную деятельность по подготовке судоводителей маломерных судов в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ. Законные основания для выдачи итоговых документов (свидетельства) по окончании такого обучения отсутствовали.

В судебном заседании помощник Красноярского транспортного прокурора Западно-Сибирской транспортной прокуратуры ГВС исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить.

Представитель ответчика АНО ЦДПО «Краспроф» БЕВ в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, суду представлены письменные возражения на исковое заявление директора ГЕМ, согласно которым АНО ЦДПО «Краспроф» с 2012 года занимается обучением судоводителей маломерного судна и образовательная лицензия была получена под программу «Обучение судоводителей маломерных судов поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам МЧС России». Лицензия №7124-л от 30.11.2012 года была получена под вышеуказанную программу, которая была определена лицензирующим органом в подвид «Дополнительная профессиональная программа». В 2014 году АНО ЦДПО «Краспроф» получило обновленную лицензию №7516-л от 21.04.2014 года. Программа обучения на судоводителей может относиться как к дополнительному профессиональному образованию, так и к профессиональному обучению, что подтверждается многочисленными проверками на предмет соблюдения лицензионных требований организацией в период с 2013 года по 2018 год.

В 2018 году была разработана программа профессионального обучения «Обучение судоводителей маломерных судов поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам МЧС России» и по результатам плановой выездной проверки в 2018 году установлено соблюдение лицензионных требований, установленных п.п. «г» пункта 6 «Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 года №966. Приказ Министерства образования науки №513 которым утвержден перечень профессий, водителя моторного судна (судоводитель) нет и не было, применяя аналогию закона, ответчик понимает, что и водителя моторного судна следует обучать по программе Профессионального обучения. АНО ЦДПО «Краспроф» действовало в соответствии с разрешительными документами, выданными Министерством образования науки Красноярского края, в соответствии с имеющейся лицензией и актом проверки по соблюдению лицензионных требований. Согласно ст.54 Конституции РФ закон обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. В настоящее время ответчиком устранены выявленные формальные недостатки по оформлению применяемой спорной программы, при этом, наполняемая часть действий по проведению курса не изменилась. Доводы прокурора о том, что по своему содержанию программы, по которым осуществляется подготовка судоводителей маломерных судов АНО ЦДПО «Краспроф» по своему содержанию относятся к подвиду дополнительного образования, являются субъективными и не имеют подтверждения в Законе об образовании. В АНО ЦДПО «Краспроф» проходят обучение сотрудники МЧС и спасатели ни для отдыха и туризма, а для выполнения своих должностных обязанностей. Именно для этой категории, в своё время, разрабатывалась профессиональная программа, которая прошла проверку и не имела замечаний. Поскольку свидетельство о прохождении обучения в АНО ЦДПО «Краспроф» выдано слушателям в соответствии со ст.60 Федерального закона «Об образовании», как лицу, прошедшему обучение и итоговую аттестацию в образовательной организации, оснований для признания недействительным указанного свидетельства не имеется. Красноярская транспортная прокуратура принимала участие в контроле за деятельностью АНО ЦДПО «Краспроф», по результатам изучения представленных сведений прокуратурой аналитические документы не составлялись. Также обращают внимание на то, что ни один из слушателей АНО ЦДПО «Краспроф» за весь период не совершил административных правонарушений при использовании водного транспорта. Ссылаются на отсутствие в материалах дела доказательств вины граждан, что нарушает их права. Также указывают на пропуск истцом срока исковой давности. Просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Представитель ответчика ГУ МЧС России по Красноярскому краю БАП в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что АНО ЦДПО «Краспроф» с 2012 года осуществляет подготовку судоводителей маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России в соответствии с учебной программой от 2012 года по выданной лицензии №7124-л от 30.11.2012 года. В 2014 году АНО ЦДПО «Краспроф» вынуждено было переоформить лицензию на осуществление своей образовательной деятельности в связи с внесением изменений в действующее законодательство. Министерство образования и науки Красноярского края, представленные АНО ЦДПО «Краспроф» образовательные программы, в том числе программа обучения судоводителей маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России от 2012 года, определило данную образовательную деятельность по виду образования «Профессиональное обучение» подвид дополнительного образования «Дополнительное профессиональное образование» с выдачей соответствующей лицензии от 21.04.2014 года. Акты проверок №823-04/5 от 10.12.2014 года и №2-ККА/1074-19-02 от 05.02.2018 года подтверждают, что нарушений лицензионных требований при осуществлении лицензиатом образовательной деятельности не выявлено. Все программы подготовки судоводителей маломерных судов особой конструкции, которые были проанализированы при проверке, относятся к программам обучения судоводителей маломерных судов, поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам МЧС России и не могут быть отнесены к разным видам (подвидам) образовательных программ. Красноярская транспортная прокуратура не вправе предъявить исковые требования к гражданам, которые проходили обучение в 2019, 2020 и 2021 годах, тогда когда факт выявления нарушения в части соблюдения лицензионных требований был выявлен только 31.08.2022 года. В период с 01.01.2015 года по 01.03.2022 года действовали Правила аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденные Приказом МЧС России от 27.05.2014 года №262. ЧВМ на основании протокола комиссии №13 от 09.06.2021 года выдано удостоверение на право управления маломерным судном: тип – моторное судно особой конструкции аэробот. Согласно п.4.2 Правил аттестации от 27.05.2014 года №262 (действовавших на момент аттестации ЧВМ) заявитель вправе, при наличии у него, представить документ об обучении для управления маломерным судном заявленного типа, выданный организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию для реализации программ подготовки судоводителей маломерных судов заявленного типа в заявленном районе плавания. Такой документ, представленный для аттестации, принимался к рассмотрению аттестационной комиссией. Таким образом, аттестационная комиссия Центра ГИМС ГУ МЧС России по Красноярскому краю действовала на основании действующего законодательства и правомерно выдала удостоверение на право управления маломерным судном особой конструкции. Административных исковых требований в части признания незаконным решения аттестационной комиссии, в рамках срока установленного ст.219 КАС, предъявлено не было. С 30.10.2023 года действуют новые правила аттестации на право управления маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, утвержденные Приказом МЧС России от 23.08.2023 года №885. На сегодняшний день, в соответствии с разделом 5 Правил аттестации №885 удостоверение заявителю выдается (направляется) в электронном виде исключительно только по результатам проверки теоретических знаний и практических навыков заявителя. Принимая во внимание, что государственная услуга по аттестации на право управления маломерными судами (выдача удостоверения) носит заявительный характер, а также предусматривает предоставление заявителем в регистрирующий орган определенного перечня необходимых документов и сдачу экзаменов, правовые основания для возложения решением суда требуемой истцом обязанности, отсутствуют. В соответствии с регламентом предоставления удостоверений в Управлении ГИМС отсутствуют основания для замены удостоверения судоводителя на основании решения суда, ГИМС не может исключить из удостоверения категорию управления судном особой конструкции (аэробот), данное решение будет не исполнимо. Более того, требования Красноярской транспортной прокуратуры в части лишения права управления маломерным судном не законны и нарушают права ЧВМ, поскольку материалы дела не содержат доказательств вины и факт прохождения обучения истцом не оспаривается.

Дополнительно представитель БАП в судебном заседании пояснила, что на момент выдачи лицензии в 2012 года и переоформлении её в 2014 году действовал приказ МЧС РФ от 29.06.2005 года №498 «Об утверждении Правил аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», согласно п.3.1.2. которого, для допуска судоводителей маломерных судов к сдаче экзаменов на право управления маломерным судном в экзаменационную комиссию представляется копия диплома (свидетельства) об окончании учебного заведения по судоводительской специальности либо справка об окончании курсов (школы) по подготовке судоводителей маломерных судов. На момент выдачи лицензии специальность судоводитель была в списке профессий, а также допускались лица, имеющие специальную практическую и теоретическую подготовку в объеме, не ниже типовой программы подготовки судоводителей маломерных судов, которые разработало ГИМС МСЧ России.

Ответчик ЧВМ в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил. Представил возражения на исковое заявление, в которых указывает, что является штатным спасателем в ПСО КГКУ «Спасатель». Обучение проходил добросовестно и успешно сдал аттестацию. Просил отказать в удовлетворении искового заявления.

Представитель третьего лица Министерства образования Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично, по следующим основаниям.

Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ №273 от 29.12.2012 года) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (часть 2 статьи 10 ФЗ №273 от 29.12.2012 года).

Согласно п.6 ст.10 ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

Согласно части 1 статьи 73 ФЗ №273 от 29.12.2012 года профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования. Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, с указанием (при наличии) присваиваемых по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификационных разрядов, классов, категорий (далее - Перечень) утвержден приказом Минобрнауки России от 02.07.2013 года №513.

Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, с указанием (при наличии) присваиваемых по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификационных разрядов, классов, категорий утвержден приказом Минобрнауки России от 02.07.2013 года №513 (в редакции действовавшей до 21.08.2023 года).

В соответствии со статьей 76 ФЗ №273 от 29.12.2012 года дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды и осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки), к освоению которых допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование либо лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

В соответствии с пунктом 40 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит лицензированию.

Частью 4 статьи 91 ФЗ №273 от 29.12.2012 года предусмотрено, что в соответствующую запись в реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности по каждому лицензиату включаются сведения о видах образования, об уровнях образования (в отношении профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки, научных специальностях и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также об адресах мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения, мест осуществления образовательной деятельности при использовании сетевой формы реализации образовательных программ, мест проведения практики, практической подготовки обучающихся, государственной итоговой аттестации, и иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Судом установлено и следует из материалов дела, согласно выписки из ЕГРЮЛ, АНО Центр дополнительного профессионального образования «Краспроф» на территории Красноярского края осуществляет экономическую деятельность по виду «Образование профессиональное среднее», а также дополнительные виды деятельности «образование высшее», «образование профессиональное дополнительное».

АНО ЦДПО «Краспроф» на основании приказа Министерства образования и науки Красноярского края №193-04/3 от 21.04.2014 года имеет лицензию с регистрационным номером 7516-л от 21.04.2014 года серии 24Л01 № 0000541, на осуществление образовательной деятельности по виду образования «Профессиональное обучение» и «Дополнительное образование», с указанием подвида дополнительного образования «Дополнительное профессиональное образование» (на момент возникновения спорных правоотношений).

Подготовка судоводителей маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России (то есть используемых исключительно для отдыха и туризма), не предполагает освоение какой-либо профессии, а также не требует наличия среднего профессионального и (или) высшего образования и относится к подвиду дополнительного образования детей и взрослых. Такое обучение не может рассматриваться как обязательное для осуществления какой-либо деятельности и реализуется в соответствии со статьей 12 ФЗ №273 от 29.12.2012 года в ходе освоения дополнительных общеразвивающих программ.

Главным отличием является тот факт, что дополнительное образование взрослых и детей осуществляется по общеобразовательным программам, в то время как дополнительное профессиональное образование осуществляется в рамках повышения квалификации или переподготовки людей, уже обладающих определенной специальностью, и требует наличие среднего профессионального и (или) высшего образования, профессиональное обучение осуществляется по конкретным специальностям и должностям, закрепленным в Перечне. В перечне профессий отсутствует профессия «Судоводитель маломерного судна особой конструкции».

Так, в соответствии с положениями ст.73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.07.2013 года №513 (действующего на момент возникновения спорных правоотношений) утвержден перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, и профессия «Судоводитель маломерного судна особой конструкции» в этом перечне отсутствует.

В связи с чем, образовательные программы, по которым осуществляется подготовка судоводителей маломерных судов АНО ЦДПО «Краспроф»: «Судоводитель маломерных судов» (моторное судно, гидроцикл), утвержденная 04.04.2020 года, «Судоводитель маломерных судов особой конструкции» (судно на воздушной подушке), утвержденная 25.04.2018 года, «Судоводитель маломерных судов особой конструкции» (аэролодка/аэроглиссер), утвержденная 17.06.2019 года, «Судоводитель маломерных судов» (гидроцикл), утвержденная 04.04.2020 года, по своему содержанию относятся к общеобразовательным программам, следовательно, относятся к подвиду дополнительного образования «Дополнительное образование детей и взрослых», отсутствующему в лицензии АНО ЦДПО «Краспроф» №Л035-01211- 24/00241897 от 21.04.2014 года.

В ходе проверки, проведенной Красноярской транспортной прокуратурой, в период с 07.09.2020 года по 11.09.2020 года в АНО ЦДПО «Краспроф» обучающемуся ЧВМ по окончании обучения в Организации по программе: «Судоводитель маломерного судна особой конструкции (аэролодка, аэроглиссер)» выдано Свидетельство с регистрационным номером 073/20СА, подтверждающее освоение указанной программы.

На основании данного Свидетельства, предъявленного ЧВМ в Центр ГИМС ГУ МЧС России по Красноярскому краю при получении услуги по аттестации на право управления маломерным судном, к последнему был применен специальный порядок, то есть без проведения проверки практических навыков, с последующим открытием в удостоверении на право управления маломерными судами новой категории типа маломерного судна: «Судно особой конструкции (аэробот)», что подтверждается выпиской из протокола заседаний аттестационной комиссии (ЧВМ - протокол №13 от 09.06.2021 года).

Согласно письму Министерства образования Красноярского края от 17.11.2022 года исх. № 75-1586мк, на основании части 4 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам на законных основаниях возможно только при наличии в реестре лицензий на образовательную деятельность записи о подвиде дополнительного образования «Дополнительное образование детей и взрослых» по конкретному лицензиату. Поскольку запись о подвиде дополнительного образования «Дополнительное образование детей и взрослых» по лицензиату АНО ЦДПО «Краспроф» в реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности отсутствует, то осуществлять образовательную деятельность по подготовке судоводителей маломерных судов в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ АНО ЦДПО «Краспроф» не вправе.

С учетом изложенного, АНО ЦДПО «Краспроф» образовательную деятельность по подготовке судоводителя маломерного судна ЧВМ осуществило с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией, поскольку в лицензии №7516-л от 21.04.2014 года отсутствуют сведения о подвиде дополнительного образования «Дополнительное образование детей и взрослых».

АНО ЦДПО «Краспроф» необоснованно выдало ЧВМ свидетельство с регистрационным номером №073/20СА, подтверждающее прохождение обучения по программе: «Судоводитель маломерного судна особой конструкции (аэролодка, аэроглиссер)», что в свою очередь повлекло неправомерное открытие последнему Центром ГИМС ГУ МЧС России по Красноярскому краю новой категории типа маломерного судна.

Обучение ЧВМ по общеобразовательной программе «Судоводитель маломерного судна особой конструкции», не включенной в лицензию, является нарушением лицензионных условий при осуществлении образовательной деятельности, установленных частями 1, 4 статьи 91 ФЗ № 273 от 29.12.2012 года.

Данное нарушение влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в интересах которого обратился прокурор с данным иском, в связи со следующим.

Приказом МЧС России от 27.05.2014 года №262 утверждены Правила аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Согласно пункту 4.2 Правил от 27.05.2014 года №262, действовавших на момент проведения аттестации заявителя) и утративших силу с 01.03.2022 года, заявитель вправе, при наличии у него, представить документ об обучении для управления маломерным судном заявленного типа в заявленном районе плавания, выданный организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию для реализации программ подготовки судоводителей маломерных судов заявленного типа в заявленном районе плавания. Такой документ, представленный для аттестации, принимается к рассмотрению аттестационной комиссией.

В соответствии с пунктом 3.10 Правил аттестации от 27.05.2014 года №262, аттестация для управления маломерным судном особой конструкции включала проверку входных документов и проверку теоретических знаний по заявленному району плавания. Проверка практических навыков заявителя не проводится. При аттестации для управления маломерным судном особой конструкции заявитель в составе входных документов представляет документ об обучении для управления этим маломерным судном, выданный образовательной организацией производителя данного судна или аналогичных судов и имеющей соответствующую лицензию для проведения такого обучения.

Таким образом, в соответствии с Правилами аттестации от 27.05.2014 года №262, действовавшими в период с 01.01.2015 года до 01.03.2022 года, при аттестации для управления маломерным судном особой конструкции, в случае предъявления заявителем документа, подтверждающим прохождение обучения для управления этим маломерным судном, выданный образовательной организацией и имеющей соответствующую лицензию (свидетельства об обучении), содержание аттестации изменяется, и к заявителю применяется специальный порядок ее проведения, при котором проверка практических навыков не проводилась. Принимая во внимание, что ЧВМ проверку практических навыков на управление маломерным судном при аттестации не проходил, имеются основания ставить под сомнение решение аттестационной комиссии, его объективность и обоснованность о выдаче ЧВМ удостоверения на право управления маломерными судами.

Доводы представителя ответчика ГУ МЧС России по Красноярскому краю со ссылкой на Приказ МЧС РФ от 29.06.2005 года №498 «Об утверждении Правил аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», судом не принимаются во внимание, поскольку данный документ утратил силу с 01.01.2015 года в связи с изданием вышеуказанного Приказа МЧС России от 27.05.2014 года №262, утвердившего Правила аттестации, которые действовали на момент проведения аттестации ЧВМ

Согласно рапорту помощника Красноярского транспортного прокурора КДД по результатам проведенного анализа состояния законности в сфере образовательной деятельности в области подготовки специалистов внутреннего водного транспорта, судоводителей маломерных судов, по результатам мониторинга установлено, что в 2022 году увеличилось количество транспортных происшествий, происшедших в Енисейском бассейне внутренних водных путей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Основной причиной транспортных происшествий является нарушение командным составом правил плавания (судоводительская ошибка). В навигацию 2022 года также выросло количество происшествий с маломерными судами: за истекший период 2022 года произошло 11 событий, связанных с эксплуатацией маломерных судов, в результате которых погибло 11 человек. Нарушения законодательства в сфере безопасности внутреннего водного транспорта, а также при эксплуатации маломерных судов создают угрозу безопасности граждан, могут повлечь за собой причинение вреда их жизни, здоровью и имуществу.

Доводы представителя ответчика АНО ЦДПО «Краспроф» о том, что обучение проводилось в АНО ЦДПО «Краспроф» по программе профессионального обучения, а не дополнительного общеобразовательного, признаются судом не состоятельными, как основанные на неверном толковании норм материального права, поскольку из представленных материалов дела следует, что ЧВМ никогда не имел квалификацию судоводитель, профессия «Судоводитель маломерного судна особой конструкции» отсутствует в Списке профессий, в связи с чем, программы обучения судоводителей маломерного судна не могут расцениваться как программы профессионального обучения повышения квалификации, а являются общеобразовательными для дополнительного обучения.

Также являются несостоятельными доводы представителя ответчика АНО ЦДПО «Краспроф» о том, что с 2012 года подготовка судоводителей маломерных судов относилась к подвиду дополнительного образования «Дополнительное профессиональное образование», поскольку с 2013 года и по настоящее время «судоводитель маломерных судов» не относится к рабочей профессии или должности служащих. В связи с этим, при внесении изменений в лицензию в 2014 году ответчик АНО ЦДПО «Краспроф» был обязан внести изменения в лицензию в соответствии с Перечнем профессий рабочих, должностей служащих (в редакции, действовавшей на момент изменения лицензии). А поскольку в Перечне профессий отсутствует профессия «Судоводитель маломерного судна особой конструкции», следовательно, данная программа относится к общеобразовательной.

Как видно из материалов дела, основанием для проведения проверки Красноярской транспортной прокуратурой послужил рапорт помощника Красноярского транспортного прокурора КДД от 25.08.2022 года о возрастающем количестве транспортных нарушений на внутренних водных путях. 29.08.2022 года заместителем прокурора принято решение о проведении проверки в АНО ЦДПО «Краспроф», поручено данное решение довести до сведения руководителя АНО ЦДПО «Краспроф». Таким образом, о проводимой проверке АНО ЦДПО «Краспроф» было уведомлено за сутки до проведения проверки, в связи с чем, права юридического лица нарушены не были.

При предоставлении дополнительного профессионального образования к содержанию образовательных программ предъявляются обязательные требования. Доводы АНО ЦДПО «Краспроф» о том, что они вправе самостоятельно составлять дополнительное профессиональное образование по общеразвивающим программам, нельзя признать состоятельными, поскольку они противоречат ФЗ «Об образовании», вводят в заблуждение потребителей, получающих образовательную услугу о стандартах и качестве образования.

Из содержания образовательных программ, предоставленных АНО ЦДПО «Краспроф» к проверке, видно, что программы являются общеразвивающими. Следовательно, АНО ЦДПО «Краспроф» при оказании услуги по обучению судоводителей маломерных судов особой конструкции не предоставляло дополнительного профессионального образования потребителям.

Данный вывод суда подтверждается справкой, составленной по результатам проверки АНО ЦДПО «Краспроф», начальником отдела лицензирования и государственной аккредитации министерства образования Красноярского края МОН и консультантом отдела по надзору и контролю за соблюдением законодательства министерства образования Красноярского края СМА от 31.08.2022 года, из которой следует, что представленные при проведении проверки образовательные программы подготовки судоводителей маломерных судов относятся к подвиду дополнительного образования «Дополнительное образование детей и взрослых», отсутствующему в лицензии АНО ЦДПО «Краспроф», что является нарушением лицензионных условий при осуществлении образовательной деятельности, установленных частью 1, частью 4 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации». Теоретическая часть образовательных программ подготовки судоводителей маломерных судов с 2020 года полностью реализуется в дистанционной форме с использованием системы Moodle. Программный материал изучается обучающимися самостоятельно, без участия педагогического работника, после чего предоставляется возможность прохождения пробного теста и итогового теста. К реализации практической части образовательных программ подготовки судоводителей маломерных судов привлекается педагогический работник КЮВ и БАП, занимаемая должность педагогического работника которого не определена договором оказания услуг и установить его соответствие квалификационному справочнику и (или) профессиональному стандарту по должности педагогического работника не представляется возможным. К реализации практической части образовательных программ привлекается педагогический работник БАП по договору возмездного оказания услуг от 25.05.2022 года, педагогическая должность которого не определена договором возмездного оказания услуг, в связи с чем, установить его соответствие квалификационному справочнику и (или) профессиональному стандарту по должности педагогического работника не представилось возможным.

Также организацией не соблюдаются лицензионные требования к осуществлению образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (дополнительным общеразвивающим программам), установленные подпунктом «б», «д» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 года №1490, а также условия, установленные действующей лицензией. Также в организации не разработаны правила внутреннего распорядка обучающегося, не осуществляется текущий контроль успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, не обеспечивается реализация в полном объеме образовательных программ. АНО ЦДПО «Краспроф» нарушаются правила оказания платных образовательных услуг: фактически АНО ЦДПО «Краспроф» оказывает платные образовательные услуги по дополнительным общеобразовательным программам – дополнительным общеразвивающим программам, вместе с тем, пункт 5 Положения об оказании платных образовательных услуг, утвержденное директором ЕСА 25.03.2020 года, не содержит в перечне оказываемых платных образовательных услуг: осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам – дополнительным общеразвивающим программам.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2.1.2 Положения о документах, установленного образца, выдаваемых АНО ЦДПО «Краспроф», утвержденного приказом директора ЕСА 25.03.2020 года, в результате освоения дополнительных общеобразовательных программ – дополнительных общеразвивающих программ выдаются документы об обучении – удостоверения о прохождении обучения по дополнительной общеразвивающей программе.

Вместе с тем, как указано в справке от 31.08.2022 года, фактически вместо удостоверения о прохождении обучения по дополнительной общеразвивающей программе, выдается свидетельство об обучении по программе «Судоводитель маломерного судна» (вид реализуемой образовательной программы, также, как и в Договоре об оказании платных образовательных услуг, не указывается). АНО ЦДПО «Краспроф» к освоению дополнительной общеобразовательной программы «Судоводитель маломерных судов» допускают лиц, не имеющих и не получающих среднее профессиональное и (или) высшее образование, что подтверждается заявлениями о приеме обучающихся. В связи с чем, специалисты министерства образования пришли к выводу о невозможности идентифицировать образовательные программы «Судоводитель маломерных судов», реализуемые АНО ЦДПО «Краспроф», как дополнительное профессиональное образование.

Не принимаются судом во внимание доводы ответчика об отсутствии административных нарушений ЧВМ при использовании водного транспорта, поскольку проверка проведена в связи с рапортом помощника Красноярского транспортного прокурора КДД по результатам проведенного анализа состояния законности в сфере образовательной деятельности в области подготовки специалистов внутреннего водного транспорта, судоводителей маломерных судов, по результатам которого было установлено увеличение в 2022 года количества транспортных происшествий, происшедших в Енисейском бассейне внутренних водных путей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Нарушения законодательства в сфере безопасности внутреннего водного транспорта, а также при эксплуатации маломерных судов создают угрозу безопасности граждан, могут повлечь за собой причинение вреда их жизни, здоровью и имуществу.

На основании указанного рапорта, в целях укрепления состояния законности в сфере безопасности плавания при эксплуатации судов внутреннего водного транспорта, а также маломерных судов, заместителем Красноярского транспортного прокурора принято решение №155 от 29.08.2022 года о проведении проверки в АНО ЦДПО «Краспроф». Срок проверки установлен с 31.08.2022 года по 30.09.2022 года. Доказательств же каких-либо нарушений, допущенных в ходе проверки, повлиявших на её результаты, материалы дела не содержат.

Доводы представителя ответчика о том, что в ходе ранее проведенных проверок (с 2013 года по 2018 год) указанные нарушения не устанавливались, претензий к отсутствию у АНО ЦДПО «Краспроф» лицензии на осуществление дополнительного образования детей и взрослых, проверяющими органами не предъявлялось, не свидетельствуют о незаконности прокурорской проверки, по результатом которой подан настоящий иск, исходя из установленных судом обстоятельств спора и его правового регулирования.

Доводы представителя ответчика АНО ЦДПО «Краспроф» о пропуске срока исковой давности по требованиям о признании свидетельства недействительным, являются несостоятельными.

Доводы ответчика ЧВМ о том, что он является штатным спасателем ПСО КГКУ «Спасатель» не является основанием к отказу в удовлетворении искового заявления, с учётом вышеприведённых обстоятельств.

В соответствии со ст.200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 года №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», по смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 ГПК РФ, часть 1 статьи 52 и части 1 и 2 статьи 53, статья 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.

Учитывая, что Красноярскому транспортному прокурору об осуществлении АНО ЦДПО «Краспроф» образовательной деятельности по подготовке судоводителя маломерного судна с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией и необоснованной выдаче свидетельства стало известно в ходе прокурорской проверки, проведенной в период с 31.08.2022 года по 30.09.2022 года, обращение в суд с настоящим иском последовало 26.12.2023 года, следовательно, срок исковой давности по заявленным истцом требованиям не пропущен.

Кроме того, суд полагает необходимым отметить, что при отсутствии у АНО ЦДПО «Краспроф» записи о подвиде дополнительного образования «Дополнительное образование детей и взрослых» в лицензии на осуществление образовательной деятельности, и незаконности осуществления образовательной деятельности по подготовке судоводителей маломерных судов в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ, названное свидетельство является недействительным независимо от признания его таковым судом. В противном случае, отказ в признании свидетельства недействительным, по существу будет свидетельствовать о придании ему юридической силы, что противоречит вышеприведенным положениям действующего законодательства.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора о признании недействительным свидетельства о прохождении курса обучения по программе «Судоводитель маломерного судна особой конструкции (аэролодка, аэроглиссер)» №073/20СА, выданного АНО ЦДПО «Краспроф» на имя ЧВМ, возложить на последнего обязанность сдать удостоверение в Центр ГИМС для внесения изменений и исключении сведений о категории типа маломерного судна особой конструкции (аэробот) в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Оснований для возложения обязанности на ГУ МЧС России по Красноярскому краю предоставить ЧВМ удостоверение на право управления маломерным судном, исключив из него запись о категории маломерного судна «судно особой конструкции (аэробот)» путем замены удостоверения суд не усматривает, поскольку незаконных действий ГУ МЧС России по Красноярскому краю судом в ходе рассмотрения спора не установлено, замена удостоверения производится на основании Приказа МЧС России от 23.08.2023 года №885 «Об утверждении Правил аттестации на право управления маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях», и возложении судом такой обязанности на ГУ МЧС России по Красноярскому краю будет являться декларативной.

В силу ст.103 ГПК РФ в связи с удовлетворением исковых требований, с ответчика АНО ЦДПО «Краспроф» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 (триста) рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя Красноярского транспортного прокурора к Автономной некоммерческой организации Центр дополнительного профессионального образования «Краспроф», Главному управлению МЧС России по Красноярскому краю, ЧВМ о признании свидетельства о прохождении обучения недействительным, возложении обязанности, удовлетворить частично.

Признать недействительным свидетельство о прохождении обучения по программе «Судоводитель маломерного судна особой конструкции (аэролодка, аэроглиссер) №073/20СА, выданное Автономной некоммерческой организацией Центр дополнительного профессионального образования «Краспроф», ОГРН 1122468033181, на имя ЧВМ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Возложить обязанность на ЧВМ, <данные изъяты>, сдать в Центр ГИМС ГУ МЧС России по Красноярскому краю удостоверение на право управления маломерным судном особой конструкции, выданное на имя ЧВМ, на основании свидетельства о прохождении обучения №073/20СА, для его замены в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Настоящее решение является основанием для исключения из ранее выданного удостоверения на имя ЧВМ записи о категории типа маломерного судна «аэробот».

Взыскать с Автономной некоммерческой организации Центр дополнительного профессионального образования «Краспроф», ОГРН 1122468033181, государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 (триста) рублей.

В удовлетворении исковых требований заместителя Красноярского транспортного прокурора к ГУ МЧС России по Красноярскому краю о возложении обязанности, отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья:                                                                 В.В. Семёнов

Мотивированное решение составлено 04 апреля 2024 г.

2-1673/2024 (2-6042/2023;) ~ М-4583/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Красноярская транспортная прокуратура
Ответчики
Чинчевой Владислав Михайлович
Главное управление МЧС России по Красноярскому краю
АНО Центр дополнительного образования " КРАСПРОФ"
Другие
Министерство образования Красноярского края
Суд
Ленинский районный суд г. Красноярска
Судья
Семёнов Виктор Валерьевич
Дело на странице суда
lenins--krk.sudrf.ru
26.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.12.2023Передача материалов судье
28.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.02.2024Подготовка дела (собеседование)
20.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.03.2024Судебное заседание
04.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.05.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее