Дело № 2-2198/2020
УИД 21RS0023-01-2020-001631-25
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 сентября 2020 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Сидоровой И.Н., при секретаре судебного заседания Ирейкиной А.В.,
с участием истца Герасимовой С. В., ее представителя Петровой Н. И., представителя ответчика МВД по Чувашской Республике Канцеляровой Т. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Герасимовой С.В. к УМВД России по г. Чебоксары, Министерству внутренних дел по Чувашской Республике о включении периода службы в выслугу лет в льготном исчислении, возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет в льготном исчислении для назначения пенсии, произвести перерасчет размера пенсии,
установил:
Герасимова С.В. обратилась в суд с иском к УМВД России по г. Чебоксары, Министерству внутренних дел по Чувашской Республике, просит включить в выслугу лет в льготном исчислении из расчета ------ и произвести Герасимовой С. В. перерасчет выслуги лет для назначения пенсии период службы в ------ период с дата по дата, обязать УМВД по г.Чебоксары произвести Герасимовой С.В. перерасчет выслуги лет для назначения пенсии период службы в указанной должности с дата по дата в льготном исчислении из расчета ------, обязать МВД по Чувашской Республике произвести перерасчет выслуги лет для назначения пенсии с учетом льготного исчисления выслуги лет из расчета ------ с дата по дата включительно, обязать МВД по Чувашской Республике произвести перерасчет размера пенсии с учетом льготного порядка исчисления выслуги лет со дня назначения пенсии.
В обоснование заявленных требований указала, что c дата по дата проходила службу в органах внутренних дел, уволена с ------ по п. 4 ------ Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ------ дата. В соответствии с данным приказом выслуга лет на день увольнения в календарном исчислении составила ------ Согласно приказу МВД Чувашской Республики от дата ----- л/с с дата по дата работала на должности ------ Республики. С дата и до утверждения приказом МВД России ----- от дата Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, необходимыми условиями исчисления выслуги лет в льготном порядке являлись служба сотрудника в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, связанных с выполнением обязанностей по непосредственному осуществлению ими функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Утвержденным приказом МВД России ----- от дата Перечнем должностей предусмотрена должность ------ Учитывая изложенное, должность, которую занимала истец ------ Перечнем должностей, утвержденным приказом МВД России от дата -----, предусмотрена. Приказом МВД России ----- от дата утвержден Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, в разделе 2 Перечня «должности, введенные до дата» должность ------ предусмотрена для льготного исчисления выслуги лет при назначении пенсии. В указанном Перечне должности, соответствующие должностным инструкциям истца, поименованы как полицейский (милиционер). Кроме того, в изданном МВД по Чувашской Республике приказе от дата ----- «Об организационно-штатных вопросах» подпунктом дата. пункта 1.2. «Должности в отдельном батальоне охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых» предусмотрено, что «милиционер охранно-конвойной службы» следует считать соответствующей пункту 122 раздела 2 Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденного приказом МВД России ----- от дата. В нарушение подпункта 1.2. пункта 1 данного приказа в послужной список Герасимовой С.В. не были внесены указанные изменения. При изложенных обстоятельствах считает, что период службы с дата по дата включительно ответчиком необоснованно зачтен в выслугу лет в календарном исчислении.
Определением суда от дата принят отказ истца от иска к Министерству внутренних дел по Чувашской Республике о возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет для назначения пенсии с учетом льготного исчисления выслуги лет из расчета 1 ------ с дата по дата включительно и производство по делу в указанной части прекращено.
Истец и ее представитель в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просили удовлетворить.
Представитель ответчика МВД по Чувашской Республике просила отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на отсутствие правовых оснований.
Ответчик УМВД России по г. Чебоксары, третье лицо Центр финансового обеспечения МВД по Чувашской Республике, извещенные о месте и времени, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Выслушав лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, исследовав материалы гражданского дела и изучив материалы личного дела Герасимовой С. В., представленные ответчиком, суд приходит к следующим выводам.
В период c дата по дата Герасимова С. В. проходила службу в органах внутренних дел. С дата по дата - в ------
Как следует из расчета выслуги лет на пенсию, назначаемую по линии МВД, и выписки из приказа МВД по Чувашской Республике, согласно приказу МВД Чувашской Республики от дата ----- л/с с дата по дата проходила службу ------
Приказом МВД по Чувашской Республике от дата ----- ----- уволена с должности ------ по п. 4 ч. 2 ст. 82 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) Федерального закона от дата № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дата. В соответствии с данным приказом выслуга лет на день увольнения в календарном исчислении составила ------ в льготном исчислении - ------
Согласно расчету выслуги лет на пенсию, составленному ОК ОРЛС УМВД России по г.Чебоксары, на день увольнения (дата) выслуга лет для назначения пенсии Герасимовой С. В. составила в календарном исчислении ------, в льготном исчислении - нет.
Таким образом, период службы истца в должности ------ зачтен Управлением в выслугу лет для назначения пенсии в общем порядке.
Согласно статье 1 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается и выплачивается в соответствии с настоящим Федеральным законом. Пенсионное обеспечение не предусмотренных настоящим Федеральным законом отдельных категорий граждан, осуществляемое за счет средств федерального бюджета, может регулироваться другими федеральными законами.
В частности, таким законом является Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1).
Согласно статье 1 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
В силу положений п. «а» ст. 5 и п. «а» ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-I лица, указанные в статье 1 данного Закона, приобретают право на пенсию за выслугу лет на военной службе, если они имеют на день увольнения со службы выслугу лет на службе в органах внутренних дел Российской Федерации 20 лет и более.
Положения ст. 18 Закона РФ № 4468-1 определяют, что в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 13 Закона засчитывается служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел Российской Федерации. Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данного предписания Правительством Российской Федерации издано Постановление от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 № 941), в котором определен обычный и льготный порядок исчисления выслуги лет.
Постановлением Правительства РФ от 15.09.2000 № 690 постановление № 941 дополнено абзацем 45 подпункта «г» пункта 3, согласно которому право на льготное исчисление выслуги лет из расчета один месяц службы за полтора месяца стало предоставляться сотрудникам, проходившим службу в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 01 января 2001 г.
Постановлением Правительства РФ от 12.11.2003 № 684 (вступил в силу 26 ноября 2003 года) абзац 45 подпункта «г» пункта 3 Постановления № 941 изложен в новой редакции, предусматривающей дополнительное условие, необходимое для исчисления выслуги лет в льготном порядке: по Перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
Таким образом, постановление Правительства РФ № 941 в редакции от 15.09.2000 №690, действовавшее до 26 ноября 2003 г., не предусматривало дополнительное условие для исчисления выслуги лет в льготном порядке о необходимости соответствия должности перечню, установленному МВД России. Согласно действовавшей до 26 ноября 2003 г. редакции в льготном порядке включалась в стаж служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. При этом, несмотря на внесение изменений в указанную норму Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2003 г., соответствующий Перечень был утвержден лишь Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 09 октября 2004 года № 640.
Приказом Министра внутренних дел РФ от 09.10.2004 № 640 утвержден Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, в котором предусмотрена должность «полицейский (милиционер)».
Таким образом, с дата и до утверждения Перечня необходимым условием исчисления выслуги лет в льготном порядке являлась служба сотрудника в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, связанных с выполнением обязанностей по непосредственному осуществлению ими функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Условий относительно выполнения обязанностей в определенном подразделении в структуре изолятора временного содержания законодатель не предусматривал.
Истец в период с дата по дата проходила службу в должности ------.
На момент расчета выслуги лет Герасимовой С. В. при увольнении из органов внутренних дел указанный приказ от дата ----- утратил силу в связи с изданием Приказа МВД России от дата -----, которым утвержден Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий. Согласно разделу 2 данного Перечня, предусматривающему должности, введенные до 23 августа 2014 г., правом на льготное исчисление выслуги лет пользуются, в том числе, полицейский (милиционер) изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых и полицейский (милиционер) отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых (строка 122).
При этом в примечании к должностям полицейского указано, что право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий предоставляется лицам, замещавшим должности, отмеченные символом «3», введенные с 30 апреля 2011 г., непосредственно осуществлявшим функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. В отношении должностей милиционера такой оговорки нет, что свидетельствует о том, что замещение данных должностей безусловно связано с выполнением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Пункт 200 Перечня право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий предоставляет выполнение служебных обязанностей в должностях в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых (в том числе в территориальных органах МВД России, не имеющих изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых), не предусмотренных типовыми штатными расписаниями изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, введенных по согласованию с Министерством внутренних дел России, при условии непосредственного осуществления ими в соответствии с должностными регламентами (должностными инструкциями) функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Согласно Положениям «Об Отдельном батальоне конвойной службы милиции МВД Чувашской Республики», утв. приказом МВД ЧР ----- от дата, утв. приказом МВД ЧР ----- от дата, утв. приказом МВД ЧР ----- от дата, основные функции Отдельного батальона конвойной службы милиции МВД Чувашской Республики – функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Милиционер охранно-конвойной службы обеспечивает охрану и конвоирование подозреваемых и обвиняемых, что предусмотрено Должностной инструкцией сотрудников Отдельного батальона конвойной службы милиции при МВД Чувашской Республики, утв. приказом от дата, и утв. приказом от дата, представленными в дело.
Таким образом, суд считает установленным в судебном заседании, что занимаемая истцом в спорный период должность исходя из характера службы (выполняемой функции) соответствовала требованиям абзаца 45 подпункта «г» пункта 3 Порядка, поскольку была связана с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Учитывая, что с дата до дата необходимым и единственным условием исчисления выслуги лет в льготном порядке являлась служба сотрудника в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, связанных с выполнением обязанностей по непосредственному осуществлению им функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, суд приходит к выводу, что расчет выслуги лет истца по должности милиционера охранно-конвойной службы отдельного батальона конвойной службы милиции в спорный период, в период занятия которой истец непосредственно осуществляла функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, подлежит льготному исчислению на основании абз. 45 подп. «г» п. 3 Порядка из расчета один месяц службы за полтора месяца.
В период с дата по дата должности в изоляторах временного содержания задержанных и заключенных под стражу лиц и подразделениях конвойной службы милиции, как и сами подразделения, именовались в соответствии с Приказом МВД России от дата ----- «Об утверждении типовых штатов изоляторов для временного содержания задержанных и заключенных под стражу лиц и подразделений конвойной службы милиции», конвойные отделения входили в состав изоляторов временного содержания, являясь их структурными подразделениями.
Приказом МВД России от дата ----- Приказ МВД РФ от дата ----- признан утратившим силу, утверждены новые типовые штаты изоляторов временного содержания, в соответствии с которыми конвойные отделения стали именоваться отделениями охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых. При этом функции отделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изоляторов временного содержания при переименовании конвойных отделений изоляторов временного содержания, предусмотренных типовыми штатами в соответствии с Приказом МВД России от дата -----, не изменились.
Таким образом, конвойная служба милиции (конвойное отделение изоляторов временного содержания), предусмотренная типовыми штатами в соответствии с Приказом МВД России от 30.12.1993 № 605, являлась тождественным подразделению охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых (отделению охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изоляторов временного содержания), предусмотренному типовыми штатами в соответствии с Приказом МВД России от 20.05.2004 № 309.
То обстоятельство, что в Перечень, утвержденный Приказом МВД России от 09.10.2004 № 640, как и в раздел 2 действующего в настоящее время Перечня включены наименования должностей и структурных подразделений в соответствии с типовыми штатами, утвержденными Приказом МВД России от 20.05.2004 № 309, без указания на тождество данных наименований тем, которые предусматривались типовыми штатами ранее, само по себе не может являться основанием для невключения спорных периодов в выслугу лет в льготном исчислении.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, при внесении изменений в действующее правовое регулирование, необходимо иметь в виду, что любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства (статья 19), в соответствии с которым такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели.
В связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 истец приобрела право на льготное исчисление выслуги лет с 1 января 2001 года, поскольку непосредственно исполняла по занимаемой должности функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Не утратила она данное право и в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 12.11.2003 № 684. Обратное свидетельствует о нарушении конституционного принципа равенства и приводит к необоснованным различиям в объеме связанных с вопросами льготного исчисления выслуги лет прав сотрудников органов внутренних дел.
Изложенное ответчиками при определении выслуги лет для назначения пенсии истца не было учтено, что и повлекло нарушение пенсионных прав истца.
Кроме того, в изданном МВД по Чувашской Республике приказе от дата ----- «Об организационно-штатных вопросах» подпунктом дата. пункта 1.2. «Должности в отдельном батальоне охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых» предусмотрено, что должность «милиционер охранно-конвойной службы» следует считать соответствующей пункту 122 раздела 2 Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденного приказом МВД России ----- от дата.
Таким образом, требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, суд считает необходимым возложить на ответчика УМВД России по г.Чебоксары обязанность зачесть в выслугу лет для назначения пенсии Герасимовой С. В. в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца период службы в органах внутренних дел в должности милиционера охранно-конвойной службы отдельного батальона конвойной службы милиции МВД Чувашской Республики с дата по дата и произвести перерасчет выслуги лет для назначения пенсии. Констатация факта нарушения требований закона и пенсионных прав истца, а также возложение на УМВД России по г.Чебоксары указанной обязанности подразумевает осуществление Министерством внутренних дел по Чувашской Республике соответствующего перерасчета пенсии истца с момента назначения ей пенсии за выслугу лет, в связи с чем на Министерство внутренних дел по Чувашской Республике подлежит возложению соответствующая обязанность по перерасчету пенсии истца исходя из расчета ее выслуги лет в льготном исчислении.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Герасимовой С.В. удовлетворить.
Обязать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Чебоксары зачесть Герасимовой С.В. в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца период службы в органах внутренних дел в должности ------ с дата по дата и произвести перерасчет выслуги лет для назначения пенсии.
Обязать Министерство внутренних дел по Чувашской Республике произвести перерасчет пенсии Герасимовой С.В. в льготном исчислении исходя из расчета один месяц службы за полтора месяца период службы в органах внутренних дел в должности ------ с дата по дата, с момента назначения Герасимовой С.В. пенсии за выслугу лет.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом через Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики.
Судья И. Н. Сидорова
Мотивированное решение составлено 08 сентября 2020 года.