Дело № 2а-1-112/2024
УИД: 73RS0015-01-2024-000244-76
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Новоспасское 24 июня 2024 года
Новоспасский районный суд Ульяновской области в составе:
председательствующего судьи Берхеевой Г.И.,
при секретаре Соловьевой А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Новоспасского района Ульяновской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному общеобразовательному учреждению Коптевская основная школа о возложении обязанности оборудовать вход в здание школы пандусом,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Новоспасского района Ульяновской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к муниципальному общеобразовательному учреждению Коптевская основная школа о возложении обязанности оборудовать вход в здание школы пандусом.
В обоснование административных исковых требований указано, что проведенной прокуратурой района проверкой соблюдения законодательства о защите прав несовершеннолетних, в том числе инвалидов. Так вход в здание МОУ Коптевская основная школа, расположенного по адресу: <адрес> А, не оборудован пандусом. 29.03.2024 руководителю образовательного учреждения внесено представление об устранении нарушений. До настоящего времени представление прокурора административным ответчиком не исполнено. Выявленные нарушения законодательства о защите прав инвалидов являются недопустимыми, поскольку существенно нарушают реализацию прав маломобильных групп населения, в том числе несовершеннолетних граждан, на беспрепятственный доступ в образовательное учреждение. Ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, нарушение их прав и свобод, в соответствии с ч. 3 ст. 32 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» несет образовательное учреждение.
Школа является юридическим лицом. Администрация МО «Новоспасский район» является учредителем данного образовательного учреждения. Согласно договору о закреплении за учреждением муниципального имущества здание МОУ Коптевская основная школа по адресу: <адрес> А, находится на праве оперативного управления школы.
Административный истец просит: обязать МОУ Коптевская основная школа оборудовать вход в здание школы, расположеннго по адресу: <адрес> А, пандусом в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области, Совет депутатов муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области.
Представитель административного истца помощник прокурора Новоспасского района Ульяновской области Шундикова Е.В. в судебном заседании требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель заинтересованного лица администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области в судебном заседании не участвовал, извещался судом о проведении судебного разбирательства надлежащим образом, представил отзыв на административный иск, в котором просил отказать в его удовлетворении, а также указав, что образовательная организация может представлять инвалиду образовательные услуги дистанционно либо на дому. Требование прокурора влекут необоснованное расходование бюджетных средств.
Представитель заинтересованного лица Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области в судебном заседании не участвовал, извещался судом о проведении судебного разбирательства надлежащим образом, представил отзыв на административный иск, в котором ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства. Кроме того обращал внимание на то, что финансирование мероприятий, указанных в иске, должно осуществлять за счет средств бюджета муниципального образования соответствующего субъекта.
Представитель административного ответчика МОУ Коптевская основная школа в судебное заседание не явился, извещался судом о рассмотрении дела надлежащим образом. Представил письменный отзыв на административное исковое заявлении из которого следует, что образовательным учреждением предпринимаются меры для установки пандуса на входную группу в здании школы..
Представители заинтересованных лиц КУМИЗО администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области, Совет депутатов муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области в судебном заседании не участвовали, извещались своевременно и надлежащим способом о времени и месте проведения судебного разбирательства.
Информация о движении дела размещена на официальном интернет-сайте Новоспасского районного суда Ульяновской области - novospasskiy.uln@sudrf.ru.
Суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле суд приходит к следующему.
Одной из функций Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе основного общего образования, доступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (части 1 и 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации).
Согласно положениям статей 39 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, неопределенного круга лиц (публичных интересов).
Следовательно, данное исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст. 15 Закона № 181-ФЗ организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам:
- условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации);
- надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
- дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи согласно ст. 15 Закона № 181-ФЗ устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
Частью 3 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплено, что под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
В приказе № 1309 Минобрнауки России перечислены требования к условиям доступности объектов и услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами.
Согласно п. 3 Порядка, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309, руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них (входные группы должны быть достаточной ширины для проезда инвалидной коляски, оборудованы пандусом или подъемным устройством, со специальными ограждениями и тактильными направляющими для лиц с нарушениями зрения, информационным табло для лиц с нарушениями слуха).
Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений, закреплены в п. 6.1.2 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденных и введенных в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр, согласно которому доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни.
Таким образом законодательство требует не только наличия соответствующего имущества у образовательных организаций, но и соответствия зданий, помещений, территории образовательных организаций требованиям безопасности, создания в них условий, гарантирующих охрану жизни и здоровья обучающихся. В частности, образовательные организации обязаны поддерживать надлежащее техническое состояние помещений. Недопустимо осуществление образовательной деятельности в зданиях, имеющих признаки аварийности. Каждое строение должно иметь положительное заключение органов государственного пожарного надзора о соответствии его требованиям на территории образовательной организации должна быть обеспечена доступность и безбарьерная среда для лиц с ограниченными возможностями здоровья с нарушениями зрения, слуха, двигательных функций - путем установки соответствующих пандусов, расширения дверных проемов, установки особых световых маячков, приобретения специального оборудования и мебели и т.д.
Согласно о закреплении за учреждением муниципального имущества от 01.01.2001 здание МОУ «Коптевская ОШ», расположенное по адресу: <адрес>А, находится на праве оперативного управления школы.
Как следует из материалов дела и установлено судом в ходе проведенной прокуратурой проверки по соблюдению законодательства о защите прав несовершеннолетних, в том числе инвалидов, выявлено, что вход в здание МОУ «Коптевская ОШ» по адресу: <адрес>А, не оборудован пандусом.
29.03.2024 руководителю образовательного учреждения внесено представление об устранении нарушений.
Согласно п. 2 Устава учебного учреждения предметом и, цели и виды деятельности являются осуществление образовательной деятельности, в том числе реализация Конституционного права граждан Российской Федерации на получение общедоступного образования и так далее.
Как установлено судом, подтверждается материалами дела, мероприятия по установке пандуса образовательной организацией запланированы, так установка пандуса в школе предусмотрена по плану устранения недостатков, выявленных в ходе независимой оценки качества условий оказания услуг организацией на 2024 учебный год, разработана проектно-сметная документация на установку пандуса на входную группу МОУ «Коптевская ОШ» № ЛС-472 от 16.02.2024. Установка пандуса запланировано на 2024 год. Направлено письмо в Управление образования на выделение денежных средств. Однако до настоящего времени в учебном учреждении пандус на входную группу не установлен.
Таким образом МОУ «Коптевская ОШ» допущены нарушения законодательства о защите прав инвалидов, что являются недопустимыми, поскольку существенно нарушают реализацию прав маломобильных групп населения, в том числе несовершеннолетних граждан, на беспрепятственный доступ в образовательное учреждение.
Действительно, в силу части 5 статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучение детей-инвалидов в целях охраны их здоровья может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях.
Между тем, вопреки доводам заинтересованного лица - администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области, возможность указанной организации обучения не исключает необходимость выполнения учебным учреждением предусмотренной законом обязанности по организации предоставления для детей-инвалидов общедоступного дошкольного образования в иных формах. При этом в силу пункта 1 части 3 статьи 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» форму получения образования и форму обучения выбирают родители (законные представители) ребенка.
Установленные выше обстоятельства свидетельствуют о наличии препятствий к доступу в здание школы маломобильных групп населения, в то время как по смыслу действующего законодательства на территории Российской Федерации необходимо создавать равные возможности получения услуг всем категориям населения, в том числе, маломобильным группам населения. Создание беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к социальным инфраструктурам является одним из приоритетных направлений государства.
Приводя данные об отсутствии жалоб со стороны инвалидов-колясочников среди детей, посещающих школу, а также их родителей, и, как следствие, делая вывод об отсутствии нарушения прав лиц соответствующей категории вследствие необорудования входа в школу пандусом, суд не учел, что исполнение установленной в Федеральном законе от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ обязанности по созданию беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры в зависимость от наличия таких лиц, имеющих доступ в учебное заведение, не поставлено.
К тому же, Сводом правил 59.13330.2020 к маломобильным группам населения для целей настоящего свода правил отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, люди с нарушением интеллекта, люди старших возрастов, беременные женщины, люди с детскими колясками, с малолетними детьми, тележками, багажом и т.д.
Доказательств технической невозможности установления пандуса для обеспечения доступа инвалидов и маломобильных групп населения, в том числе инвентарного (сборно-разборного, откидного, выдвижного, приставного, перекатного), либо иного приспособления для входа, учитывающего особенности технического строения крыльца входа в здание школы, ответчиком не представлено.
При этом вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается на собственников зданий и сооружений (ст. 210 ГК РФ), которая, вопреки позиции ответчика, не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия финансирования.
В связи с изложенным, публичная обязанность ответчика по обеспечению доступности здания МОУ «Коптевская ОШ» для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должна быть исполнена.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования, заявленные прокурором в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «Коптевская ОШ», подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно пункту 3 части 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Как следует их пункта 5 части 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п. 1.5 Устава МОУ «Коптевская ОШ» учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование «Новоспасский район» Ульяновской области, функции и полномочия учредителя администрация МО «Новоспасский район» Ульяновской области.
В п. 1.9 Устава МОУ «Коптевская ОШ» указано, что школа является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевые счета и так далее. Также от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с федеральным законом.
Согласно Устава источниками имущества учреждения являются, в том числе, собственные средства учредителя, бюджетные и внебюджетные средства.
МОУ «Коптевская ОШ» является муниципальным бюджетным образовательным учреждением, а учредителем названного муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения является муниципальное образование «Новоспасский район», а функции и полномочия учредителя осуществляет администрация муниципального образования «Новоспасский район». В связи с этим, суд обращает внимание на то, что МОУ «Коптевская ОШ» не лишено права при недостаточности внутренних резервов при исполнении решения суда, обратиться за финансированием к учредителю с учетом положений Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Основываясь на приведенных выше нормах права, установив, что в здание МОУ «Коптевская ОШ» не оборудовано пандусом, что приводит к ограничению доступа в здание учебного учреждения, обучающихся и иных лиц с ограниченными возможностями, суд считает необходимым обязать МОУ «Коптевская ОШ» оборудовать вход в здание школы, расположенное по адресу: по адресу: <адрес>А пандусом в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административные исковые требования прокурора Новоспасского района Ульяновской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение Коптевская основная школа оборудовать вход в здание школы по адресу: <адрес> А, пандусом в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Новоспасский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме – 01.07.2024.
Судья Г.И. Берхеева