Дело №
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
10 октября 2022 г. <адрес>
Судья Табасаранского районного судаРеспублики Дагестан Шихгереев Г.И., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7КоАП РФ, возбужденное Дербентским межрайонным природоохранным прокурором в отношении главы МО СП «сельсовет Ерсинский» <адрес> Республики Дагестан ФИО1
УСТАНОВИЛ:
В Табасаранский районный суд ДД.ММ.ГГГГ поступило переданное судьей Дербентского городского суда Республики Дагестан возбужденное Дербентским межрайонным природоохранным прокурором дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7КоАП РФ, в отношении главы МО СП «сельсовет Ерсинский» <адрес> Республики Дагестан ФИО1
Их постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 12 час. 00 мин. в помещении Дербентской межрайонной природоохранной прокуратуры (<адрес>А, 2 этаж) выявлены нарушения исполнения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации», допущенные должностным лицом - главой муниципального образования «сельсовет Ерсинский » <адрес> Республики Дагестан ФИО1, выразившиеся в невыполнении законных требований прокурора в установленный срок, а именно: ДД.ММ.ГГГГ посредством электронной почты по адресу егsi@е-dag.ru главе муниципального образования «сельсовет Ерсинский » <адрес> Республики Дагестан ФИО1 направлено требование Дербентского межрайонного природоохранной прокурора ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ №/МС о предоставлении в срок до ДД.ММ.ГГГГ сведений по вопросам исполнения полномочий органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды и природопользования на территории обслуживания. Однако в установленный срок в Дербентскую межрайонную природоохранную прокуратуру запрашиваемые сведения представлены не были. Доказательств невозможности представления документов в установленный срок в прокуратуру также не поступало.
В силу п. 1 ст. 6 Закона о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст.ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Пунктом 2 ст. 6 Закона о прокуратуре предусмотрено, что статистическая иная информация, документы (в том числе электронные документы, подписанные электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации), справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момент поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченном представителю органа (организации), а в ходе проведения проверок исполнения законов - в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки.
В случае, если проверяемый орган (организация) в течение срока, установленного в соответствии с первым предложением абзаца первого настоящего пункта для представления запрашиваемых статистической и иной информации, документов и материалов или их копий, уведомляет прокурора в письменной форме с изложением объективных причин о невозможности представления указанных информации, документов, материалов или их копий в установленный срок, прокурор принимает решение об установлении нового срока для их представления.
Статьей 21 Закона о прокуратуре установлено, что органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, администрацией муниципального образования «сельсовет Ерсинский» <адрес> Республики Дагестан в установленный срок истребуемые сведения в Дербентскую межрайонную природоохранную прокуратуру представлены не были. Уведомлений в письменной форме с изложением объективных причин о невозможности представления истребуемых сведений в установленный срок в прокуратуру также не поступало.
Согласно пояснениям главы муниципального образования «сельсовет Ерсинский» <адрес> Республики Дагестан ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ указанное требование прокурора не было исполнено в установленный срок из-за отсутствия света. Требование до настоящего времени не исполнено.
Как следует из п.3 ст. 6 Закона о прокуратуре, неисполнение требования прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.
Статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ) за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, предусмотрена административная ответственность.
Причиной допущенных нарушений явилось несоблюдение указанных требований федерального законодательства со стороны должностного лица главы муниципального образования «сельсовет Ерсинский» <адрес> Республики Дагестан ФИО1 На основании вышеизложенного в бездействии должностного лица - главы муниципального образования «сельсовет Ерсинский» <адрес> Республики Дагестан ФИО1 усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ - Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
В соответствии с п. 3 постановления Пленума Верховного суда от 24.03. 2005 № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
В данном случае бездействие должностного лица выразилось в не предоставлении истребуемых прокуратурой сведений в Дербентскую межрайонную природоохранную прокуратуру, расположенную по адресу: <адрес> А, 2 этаж.
Исследовав материалы дела, позицию помощника Дербентского межрайонного природоохранного прокуратура ФИО4, прихожу к выводу о прекращении производства по настоящему делу на основании пункта 6 части 1 статьи24.5 КоАПРФ в связи с истечением срока давности привлечения главы МО СП «сельсовет Ерсинский» <адрес> Республики Дагестан ФИО1 по ст.17.7 КоАП РФ к административной ответственности.
Статьей17.7Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ посредством электронной почты по адресу егsi@е-dag.ru главе муниципального образования «сельсовет Ерсинский» <адрес> Республики Дагестан ФИО1 направлено требование Дербентского межрайонного природоохранной прокурора ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ №/МС о предоставлении в срок до ДД.ММ.ГГГГ сведений по вопросам исполнения полномочий органов местной самоуправления в сфере охраны окружающей среды и природопользования на территории обслуживания.
В силу 4.8 КоАП РФ сроки, предусмотренные настоящим Кодексом, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока.
Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца.
Согласно примечанию к данной статье положения настоящей статьи не применяются, если другими статьями настоящего Кодекса установлен иной порядок исчисления сроков.
В соответствии же с ч.1 ст.4.5 КоАПРФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
В силу правовой позиции, выраженной в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Таким образом, положения части 1 статьи4.8 КоАПРФ об исчислении срока, определенного периодом, со следующего дня после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока, не отменяют установленный частью 1 статьи4.5 КоАПРФ специальный порядок исчисления срока для вынесения постановления по делу об административном правонарушении со дня совершения административного правонарушения.
Поскольку последним днем, предоставленным главе муниципального образования «сельсовет Ерсинский» <адрес> Республики Дагестан ФИО1 для исполнения требования Дербентского межрайонного природоохранной прокурора ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ №/МС являлось ДД.ММ.ГГГГ, то в данном случае ДД.ММ.ГГГГ является днем совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, а, следовательно, именно с этой даты должен исчисляться срок привлечения ФИО1 к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ.
При этом, как следует из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1487/14 применительно к трехмесячному сроку давности привлечения к административной ответственности, который начинает течь ДД.ММ.ГГГГ, а истекает в соответствующее число – ДД.ММ.ГГГГ, под соответствующим числом, упоминаемым в части 2 статьи4.8 КоАПРФ, следует понимать число, соответствующее истечению трехмесячного срока.
Учитывая вышеизложенное, поскольку днем совершения данного административного правонарушения является ДД.ММ.ГГГГ, трехмесячный срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ истекает ДД.ММ.ГГГГ.
Судьей Дербентского городского суда Республики Дагестан определением от ДД.ММ.ГГГГ настоящее дело об административном правонарушении по подведомственности передано в Табасаранский районный суд Республики Дагестан, считая, что местом совершения административного правонарушения по ст.17.7 КоАП РФ должностным лицом в форме бездействия является местом исполнения должностным лицом своих обязанностей, в отношении которого возбуждено дело.
Данное дело фактически в Табасаранский районный суд из Дербентского городского суда по почте отправлено ДД.ММ.ГГГГ, что следует из штемпеля на конверте, поступившим в Табасаранский суд значиться ДД.ММ.ГГГГ Следовательно, трехмесячный срок истек во время пересылки дела из Дербентского городского суда в Табасаранский районный суд.
В соответствии с п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" проверяя соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности, необходимо учитывать, что КоАП РФ предусматривает единственный случай приостановления течения этого срока. Таким случаем является удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства, когда время пересылки дела не включается в срок давности привлечения к административной ответственности. В силу части 5 статьи4.5 КоАПРФ течение названного срока приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу.
По настоящему делу, таким образом, отсутствует основания для приостановления течения срока привлечения к административной ответственности, поскольку дело передано в Табасаранский районный суд не по ходатайству лица, привлекаемого к административной ответственности.
Таким образом, привлечение главы муниципального образования «сельсовет Ерсинский» <адрес> Республики Дагестан ФИО1 к административной ответственности после ДД.ММ.ГГГГ является недопустимым.
Пунктом 6 части 1 статьи24.5 КоАПРФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь пунктом 6 части 1 статьи24.5 КоАПРФ КоАП РФ
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по настоящему делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи24.5 КоАПРФ в связи с истечением срока давности привлечения главы муниципального образования «сельсовет Ерсинский» <адрес> Республики Дагестан ФИО1 к административной ответственности.
Жалоба на постановление может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Верховный Суд Республики Дагестан через Табасаранский районный суд.
Судья Г.И.Шихгереев