Дело № 12-48/2020
Судья Макашкин Д.Ф.
РЕШЕНИЕ
по протесту по делу об административном правонарушении
4 июня 2020 года город Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Кузнецова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Афанасьева С.Н. на постановление судьи Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 29 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ) в отношении главы администрации Первочурашевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Орлова В.А.,
установил:
постановлением прокурора Мариинско-Посадского района Чувашской Республики от 3 декабря 2019 года в отношении главы администрации Первочурашевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Орлова В.А. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ.
Постановлением судьи Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 29 января 2020 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, в отношении Орлова В.А. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением судьи, прокурор Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Афанасьев С.Н. принес протест в Верховный Суд Чувашской Республики, в котором просит постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении отменить и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд. Считает, что выводы судьи об отсутствии в действиях главы администрации Орлова В.А. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, не основаны на материалах дела. При этом закон не содержит запрета на использование электронной почты в качестве средства передачи документов (представления) и требование об обязательной досылке оригинала направленного по электронной почте документа. Факт получения представления прокурора посредством электронной почты не оспаривается лицом, привлекаемым к административной ответственности, подтверждается материалами дела.
Изучив доводы протеста прокурора, проверив материалы дела об административном правонарушении, признав возможным рассмотрение протеста в отсутствие участников производства, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, прихожу к следующему.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Судья, рассматривающий в порядке административного судопроизводства жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, вправе, руководствуясь приведенной нормой, осуществлять не только исследование представленных доказательств, но и процессуальные действия, направленные на проверку их допустимости, относимости и достоверности.
В соответствии со статьей 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
Полномочия прокурора при осуществлении возложенных функций определены статьей 22 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 17 января 1992 года №2202-1).
В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, полномочным устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Согласно материалам дела прокуратурой Мариинско-Посадского района Чувашской Республики по результатам проверки соблюдения администрацией Первочурашевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» вынесено представление, которое получено администрацией в тот же день 9 января 2019 года посредством электронной почты.
11 февраля 2019 года на адрес электронной почты прокуратуры Мариинско – Посадского района поступило письмо главы Первочурашевского сельского поселения Орлова В.А. о результатах рассмотрения представления прокурора от 9 января 2019 года № 03-07-2019 с участием заместителя прокурора Соловьева В.Е.
Между тем в нарушение статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 главой администрации сельского поселения в период с 9 января 2019 года по 2 декабря 2019 года не приняты меры по устранению нарушений законодательства, указанных в представлении от 9 января 2019 года №03-07-2019, а именно:
не проведен анализ соблюдения ограничений и требований, касающиеся выполнения муниципальными служащими иной оплачиваемой работы;
не проведен анализ соблюдения ограничений и требований, касающихся обязанности муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
отсутствуют публикации и информационные материалы по вопросам коррупции в СМИ о противодействии коррупции, ее влиянии на социально – экономическое развитие территории поселения (справка о результатах проведенной проверки от 3 декабря 2019 года).
За умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, в отношении главы сельского поселения Орлова В.А. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении за отсутствием состава административного правонарушения, судья исходил из того, что представление прокурора от 9 января 2019 года № 03-07-2019 направлено в адрес главы сельского поселения в электронной форме с нарушением пункта 5.12.7 Инструкции по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации.
Кроме того, в действиях Орлова В.А. отсутствует объективная сторона состава вмененного административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, выражающаяся в умышленном невыполнении требований прокурора.
С данными выводами судьи согласиться нельзя, они являются преждевременными и не основаны на исследованных материалах дела и требованиях закона.
Представление прокурора Мариинско – Посадского района Чувашской Республики от 9 января 2019 года является законным, основанным на положениях действующего законодательства.
Данное представление подлежало исполнению в полном объеме в установленный законом месячный срок со дня получения.
Согласно справке о результатах проверки от 3 декабря 2019 года главой администрации сельского поселения в период с 9 января 2019 года по 2 декабря 2019 года не приняты меры по устранению выявленных нарушений законодательства, что не оспаривалось и Орловым В.А. при возбуждении настоящего дела (л.д.4—7).
В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются, в том числе, протоколом об административном правонарушении иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Между тем указанные доказательства (справка о результатах проверки, признательные письменные объяснения Орлова В.А.) при вынесении судебного постановления не получили должной оценки.
В материалах дела отсутствуют объективные данные о принятых администрацией Первочурашевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в месячный срок со дня получения представления прокурора от 9 января 2019 года № 03-07-2019 мерах по устранению нарушений законодательства.
Таким образом, в ходе производства по настоящему делу судьей не были в полной мере выполнены требования статьи 26.11 КоАП РФ о необходимости всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, что является существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ и влечет отмену состоявшегося по делу постановления.
Вместе с тем дело об административном правонарушении в отношении Орлова В.А. не может быть возвращено на новое рассмотрение.
По смыслу закона невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, к установленному в представлении сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. В этом случае срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока
Установленный в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 в представлении прокурора месячный срок для его выполнения наступил 11 февраля 2019 года
Соответственно в настоящее время годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, истек, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 29 января 2020 года в отношении главы администрации Первочурашевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Орлова В.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья