Дело №5-336/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
19 августа 2020 года г. Ижевск
Судья Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики Кузнецова Н.В. в служебном кабинете по адресу г. Ижевск, ул. Родниковая, 60,
рассмотрев протокол об административном правонарушении и другие материалы дела об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ Шаклеиной Е.В. <дата> года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес> не работающей, ранее не привлекавшейся к административной ответственности,
установил:
из представленных материалов следует, что 18 августа 2020 года около 18 часов 00 минут Шаклеина Е.В., являясь организатором публичного мероприятия в форме пикетирования на территории Центральной площади возле театра «Оперы и Балета» <данные изъяты>, провела публичное мероприятие в форме пикетирования без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия с использованием средств наглядной агитации – плакатов «Жыве Беларус», «Лука уходи». В нарушение требований п.1 ч.4 ст. 5, ст.10 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» данное публичное мероприятие проведено Шаклеиной Е.В. с нарушением установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, в связи с чем в отношении Шаклеиной Е.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 20.2 КоАП РФ.
В судебном заседании Шаклеина Е.В. вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ полностью признала, пояснила, что не знала о правилах организации публичных мероприятий.
Лицо, составившее протоколы об административном правонарушении, инспектор группы по исполнению АЗ УМВД России по г. Ижевску Максименкова Е.И. в судебном заседании просила привлечь Шаклеину Е.В. к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, поскольку обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Выслушав объяснения Шаклеиной Е.В., должностного лица, составившего протоколы об административном правонарушении, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Шаклеиной Е.В. к административной ответственности) административным правонарушением признается Организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Диспозиция указанной выше нормы является бланкетной. На обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлены положения Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон №54-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона №54-ФЗ под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями. Как следует из пункта 3 статьи 2 указанного Федерального закона, митинг представляет собой массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 Федерального закона №54-ФЗ).
Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24.10.2013 №1618-О, от 24.10.2013 №1619-О, Федеральный закон №54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность организатора и участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка организации и проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность организатора и участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения ими противоправных, виновных действий или их противоправного, виновного бездействия.
Правовой статус организатора публичного мероприятия закреплен в статье 5 Федерального закона №54-ФЗ, в соответствии с пунктом 1 которой организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.
Федеральным законом №54-ФЗ установлен уведомительный порядок организации и проведения публичных мероприятий.
В силу части 4 статьи 5 данного Федерального закона обязанность подать уведомление о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления возложена на организатора публичного мероприятия.
Уведомление о проведении публичного мероприятия осуществляется в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона №54-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 7 Закона №54-ФЗ установлено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Федерального закона №54-ФЗ).
Обеспечение в пределах ведения Удмуртской Республики условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в данном субъекте собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований урегулировано Законом Удмуртской Республики от 20 декабря 2012 года №71-РЗ «О регулировании отношений в сфере проведения публичных мероприятий на территории Удмуртской Республики».
В соответствии со ст. 3 Закона Удмуртской Республики от 20 декабря 2012 года №71-РЗ «О регулировании отношений в сфере проведения публичных мероприятий на территории Удмуртской Республики» уведомление о проведении публичного мероприятия на территории Удмуртской Республики (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается организатором публичного мероприятия:
1) в администрацию городского округа - в случае, если место проведения публичного мероприятия находится на территории городского округа;
2) в администрацию соответствующего городского, сельского поселения - в случае, если место проведения публичного мероприятия находится на территории городского, сельского поселения;
3) в администрацию муниципального района - в случае, если место проведения публичного мероприятия находится на территории двух и более поселений, расположенных на территории муниципального района;
4) в Правительство Удмуртской Республики - в случаях:
а) проведения публичного мероприятия с количеством участников свыше трех тысяч человек;
б) проведения пикетирования на территориях, непосредственно прилегающих к зданиям, занимаемым Главой Удмуртской Республики, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Удмуртской Республики, иными государственными органами Российской Федерации и Удмуртской Республики;в) проведения публичного мероприятия на территории двух и более муниципальных районов.
Уведомление о проведении публичного мероприятия подается организатором публичного мероприятия с соблюдением сроков его подачи, предусмотренных Федеральным законом (ч. 4 ст. 3 Закона Удмуртской Республики от 20 декабря 2012 года №71-РЗ «О регулировании отношений в сфере проведения публичных мероприятий на территории Удмуртской Республики»).
Как усматривается из материалов дела, Шаклеина Е.В. выступила организатором публичного мероприятия – пикетирования – без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия.
Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в частности:
- протоколом об административном правонарушении от 19 августа 2020 года №614233. Указанный протокол отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ. При составлении протокола права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ и ст. 51 Конституции Российской Федерации Шаклеиной Е.В. разъяснены, копию протокола она получила, о чем имеются её собственноручные подписи в протоколе;
- рапортами сотрудников полиции, составленными должностными лицами в рамках исполнения ими должностных обязанностей, причиной составления рапортов послужило выявление совершения Шаклеиной Е.В. административного правонарушения, порядок составления рапортов соблюден;
- ответом Администрацией Главы и Правительства УР о том, что Шаклеина Е.В. с уведомлением о проведении публичного мероприятия 18.08.2020 не обращалась;
- объяснениями Шаклеиной Е.В., данными ею в судебном заседании;
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела; эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Каких-либо процессуальных нарушений, влекущих недопустимость указанных доказательств, не установлено, в связи, с чем судья признает указанные доказательства относимыми, допустимыми по данному делу и в совокупности достаточным для привлечения Шаклеиной Е.В. к административной ответственности.
При таких обстоятельствах судья приходит к выводу, что Шаклеина Е.В. совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из правовой позиции, изложенной в п. 27, 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 №28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» (далее – ППВС РФ №28) При этом под организатором публичного мероприятия для целей статьи 20.2 КоАП РФ следует понимать физическое или юридическое лицо, взявшее на себя обязательство по организации и (или) проведению публичного мероприятия, а также лицо, уполномоченное организатором (часть 1, пункт 3 части 3 статьи 5 Закона о публичных мероприятиях). Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, образует организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении (за исключением случаев проведения публичного мероприятия, уведомление о проведении которого не требуется). При этом исходя из содержания пункта 3 части 4 и части 5 статьи 5 Закона о публичных мероприятиях под подачей уведомления в установленном порядке следует понимать в том числе определение места, времени, условий проведения публичного мероприятия в результате согласительных процедур.
31. В силу части 1.1 статьи 7 Закона о публичных мероприятиях уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется, за исключением случая, если этот участник предполагает использовать быстровозводимую сборно-разборную конструкцию. При этом минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими указанное пикетирование, определяется законом субъекта Российской Федерации, но не может быть более пятидесяти метров. Совокупность актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, может быть признана решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу одним публичным мероприятием, в отношении которого данным законом установлена обязанность по подаче уведомления о его проведении в орган публичной власти.
Организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, административная ответственность за которые наступает по части 2 статьи 20.2 КоАП РФ, могут иметь место в случае, если несколько пикетов, каждый из которых формально подпадает под признаки одиночного, с достаточной очевидностью объединены единством целей и общей организацией, проводятся одновременно и территориально тяготеют друг к другу, а их участники используют ассоциативно узнаваемые или идентичные наглядные средства агитации и выдвигают общие требования и призывы. Данные обстоятельства могут подтверждаться, например, наличием одного организатора публичных мероприятий, единым оповещением возможных участников и проведением предварительной агитации, изготовлением и распространением средств наглядной агитации в отношении нескольких пикетов.
Согласно пункту 3 ст.2 Закона о публичных мероприятиях Согласно п.6 этой же статьи Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции;
Как следует из представленных материалов дела, и подтверждается совокупностью допустимых, относимых и достоверных доказательств, Шаклеина Е.В, обратилась через мессенджер «Телеграмм канал» к неопределенному круга лиц с предложением о проведении пикетирования, подготовила плакаты, организовала сбор участников (Легейда А.С), из размещение с плакатами на Центральной площади г.Ижевска <данные изъяты>
Таким образом, по существу фактические действия Шаклеина Е.В. по сбору и организации граждан в условленном месте, руководству действиями участников публичного мероприятия и их координации, непосредственному осуществлению публичного мероприятия в форме пикетирования, направленного на свободное выражение и формирование мнений, явно свидетельствуют о проведении ею публичного мероприятия в форме пикетирования без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия с использованием средств наглядной агитации – плакатов «Жыве Беларус», «Лука уходи».
В связи с этим судья приходит к выводу, что невыполнения (нарушении) организатором публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных п.1 части 4 статьи 5, ст.10 Федерального закона №54-ФЗ, подлежит квалификации по части 2 статьи 20.2 КоАП РФ.
Разрешая вопрос об административном наказании Шаклеиной Е.В. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, отмечаю следующее.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 4.1 КоАП РФ).
Определяя вид и размер наказания, судья учитывает общественную опасность совершенного правонарушения, характер совершенного административного правонарушения, объектом которого являются общественный порядок и общественная безопасность, обстоятельства, при которых оно было совершено, личность Шаклеиной Е.В.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.
Шаклеина Е.В. ранее к административной ответственности не привлекалась. Учитывая изложенное, считаю необходимым назначить Шаклеиной Е.В. административное наказание в виде административного штрафа с применением ст.4.1 КоАП РФ.
Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения Шаклеиной Е.В. от административной ответственности в силу характера и обстоятельств совершенного правонарушения, не имеется.
Срок привлечения Шаклеиной Е.В. к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек, обстоятельств, указанных в ст. 24.5 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 КоАП РФ судья,
постановил:
признать Шаклеину Е.В. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей наказание в виде в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Реквизиты для уплаты административного штрафа, наложенного судом:
Получатель УФК по Удмуртской Республике
(ГУ «Управление МВД России по г. Ижевску ОП-2; ИНН 1833053506; КПП 184001001; Р/С 40101810200000010001 в ГРКЦ НБ Удмуртской Республики Банка России г. Ижевска; БИК 049401001, КБК 18811601201019000140; ОКТМО: 9470100, УИН: 18880418200006142337.
Разъяснить Шаклеиной Е.В., что сведения об оплате штрафа должны быть представлены в суд не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Октябрьский районный суд г. Ижевска в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья: Н.В. Кузнецова