Дело № 2-430/2024 (УИД 58RS0009-01-2024-000895-77)
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 июля 2024 года г. Заречный Пензенской области
Зареченский городской суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Шараповой О.Ю.,
с участием: старшего помощника прокурора ЗАТО г. Заречный Пензенской области Бархатовой Н.Б.,
при секретаре Грузд И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Зареченского городского суда Пензенской области гражданское дело по исковому заявлению Прокуратуры ЗАТО г. Заречный Пензенской области в интересах Фомичевой Н.С. к Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 59 Федерального медико-биологического агентства», Министерству здравоохранения Пензенской области о возложении обязанности бесплатного обеспечения лекарственными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор ЗАТО г. Заречный Пензенской области, действующий в интересах Фомичевой Н.С., обратился в суд с названным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой города проведена проверка по вопросу несвоевременного обеспечения тест-полосками для глюкометра. В ходе проверки установлено, что Фомичева Н.С. состоит на диспансерном учете в Федеральном государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Медико-санитарная часть № 59 Федерального медико-биологического агентства» (далее - ФГБУЗ «МСЧ № 59 ФМБА России») с диагнозом (Данные изъяты). Согласно информации ФГБУЗ «МСЧ № 59 ФМБА России», потребность Фомичевой Н.С. в тест-полосках к глюкометру на месяц составляет - 91,25 шт., а на год - 1095 шт. Однако в 2023 году, истекшем периоде 2024 года Фомичева Н.С. тест-полосками для глюкометра не обеспечивалась. Как следует из информации ФГБУЗ «МСЧ № 59 ФМБА России», неполное обеспечение тест - полосками, иглами для шприц-ручек и лекарственными средствами пациентов больницы, в том числе Фомичевой Н.С., связано с недостаточным финансированием программы. Лекарственные средства и тест-полоски закупаются Министерством здравоохранения Пензенской области в соответствии с заявкой «ФГБУЗ МСЧ № 59 ФМБА России», которая составляется в конце текущего года на следующий год в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890. Указанная заявка составляется в пределах межбюджетных трансфертов, выделенных на реализацию полномочий в области лекарственного обеспечения населения г. Заречного, обслуживаемого федеральными государственными бюджетными учреждениями здравоохранения, находящимися в ведении ФМБА России. Размер вышеуказанных межбюджетных трансфертов по лекарственному обеспечению на 2024 год составляет 6.817.600 руб. Данных средств для обеспечения региональных льготников недостаточно. Таким образом, истец считает, что ответчиками в лице ФБУЗ «МСЧ № 59 ФМБА России» и Министерства здравоохранения Пензенской области допущены нарушения прав Фомичевой Н.С. на обеспечение тест-полосками для глюкометра.
На основании изложенного прокурор ЗАТО г. Заречный Пензенской области, действующий в интересах Фомичевой Н.С., просил суд обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № 59 Федерального медико-биологического агентства» производить своевременную выписку Фомичевой Н.С., (Дата) года рождения, рецептов на тест-полоски для глюкометра в соответствии с имеющейся потребностью и их выдачу; а также обязать Министерство здравоохранения Пензенской области организовать обеспечение Фомичевой Н.С., (Дата) года рождения, тест-полосками для глюкометра в соответствии с имеющейся потребностью.
В судебном заседании представитель прокуратуры ЗАТО г. Заречный Пензенской области – старший помощник прокурора ЗАТО г. Заречный Пензенской области Бархатова Н.Б. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Истец Фомичева Н.С. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом.
Представители ответчиков ФГБУЗ «МСЧ № 59 ФМБА России» и Министерства здравоохранения Пензенской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, в том числе заблаговременно размещенной на официальном интернет-сайте Зареченского городского суда Пензенской области в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информацией о назначении судебного заседания, о причинах своей неявки суд не уведомили. Заявлений об отложении рассмотрения дела со стороны ответчиков не поступило, возражений против иска суду не подано.
С учетом согласия стороны истца на рассмотрение дела в отсутствие ответчиков в порядке заочного судопроизводства, суд определил рассмотреть дело в порядке заочного судопроизводства с вынесением по делу заочного решения.
Представители третьих лиц Министерства финансов Пензенской области и ФМБА России в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, в представленном в суд письменном заявлении представитель Министерства финансов Пензенской области ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; доступность и качество медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
В соответствии со ст. 8 вышеназванного Федерального закона № 323-ФЗ социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч.ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ).
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей ст. 43 ранее названного Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрено, что гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Пункт 4 части 2 статьи 73 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ обязывает медицинских работников назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально - значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» «(Данные изъяты)» включен в перечень социально-значимых заболеваний.
Раздел «Категории заболеваний» Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», предусматривает бесплатный за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации отпуск всех лекарственных средств, а также средств диагностики больным (Данные изъяты).
Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Судом установлено, что в соответствии с медицинскими данными, а также выпиской из истории болезни Фомичева Н.С., (Дата) года рождения, состоит на диспансерном учете в ФГБУЗ «МСЧ № 59 ФМБА России» с диагнозом (Данные изъяты).
Согласно информации ФГБУЗ «МСЧ № 59 ФМБА России», потребность Фомичевой Н.С. в тест-полосках к глюкометру на месяц составляет - 91,25 шт., а на год - 1095 шт.
Таким образом, в силу положений действующего законодательства Фомичева Н.С. является получателем федеральных льгот и имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов.
По обращению Фомичевой Н.С. прокуратурой проведена проверка по вопросу несвоевременного обеспечения граждан лекарственными препаратами, в результате которой выявлено, что в 2023 году, истекшем периоде 2024 года Фомичева Н.С. тест-полосками для глюкометра не обеспечивалась.
Данные обстоятельства установлены судом, следуют из материалов дела и сторонами не оспариваются.
Как следует из информации ФГБУЗ «МСЧ № 59 ФМБА России», неполное обеспечение медицинскими изделиями пациентов больницы, в том числе Фомичевой Н.С., связано с недостаточным финансированием программы. Лекарственные средства закупаются Министерством здравоохранения Пензенской области в соответствии с заявкой ФГБУЗ «МСЧ № 59 ФМБА России», которая составляется в конце текущего года на следующий год в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890. Указанная заявка составляется в пределах межбюджетных трансфертов, выделенных на реализацию полномочий в области лекарственного обеспечения населения г. Заречного, обслуживаемого федеральными государственными бюджетными учреждениями здравоохранения, находящимися в ведении ФМБА России. Размер вышеуказанных межбюджетных трансфертов по лекарственному обеспечению на 2024 год составляет 6.817.600 руб. Данных средств для обеспечения региональных льготников недостаточно.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5.1 Закона РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» межбюджетные трансферты бюджетам закрытых административно-территориальных образований из федерального бюджета выделяются с учетом финансирования дополнительных расходов, связанных с особым режимом безопасного функционирования закрытых административно-территориальных образований.
Указанные дополнительные средства не учитываются при распределении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам муниципальных образований.
Таким образом, ответчиками в лице ФБУЗ «МСЧ № 59 ФМБА России» и Министерства здравоохранения Пензенской области допущены нарушения прав Фомичевой Н.С. на обеспечение лекарственными препаратами.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере охраны здоровья, включая медицинскую помощь.
При указанных обстоятельствах, учитывая право прокурора на обращение в суд в интересах граждан, учитывая установленный факт нарушения прав Фомичевой Н.С., суд считает возможным удовлетворить исковые требования в полном объеме и возложить обязанность на Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № 59 ФМБА России» производить своевременную выписку Фомичевой Н.С. рецептов на тест - полоски для глюкометра в соответствии с имеющейся потребностью и их выдачу, а также обязать Министерство здравоохранения Пензенской области организовать обеспечение Фомичевой Н.С. тест-полосками для глюкометра в соответствии с имеющейся потребностью.
Руководствуясь ст. ст. 12, 233 - 235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 59 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 59 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., (░░░░) ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░-░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., (░░░░) ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 01 ░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.