Дело № 2-1201/2023
УИД: 32RS0033-01-2022-001666-20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 декабря 2023 года город Брянск
Фокинский районный суд города Брянска в составе:
председательствующего судьи Горбаневой М.В.,
при секретаре Осиповой В.А.,
с участием представителя истца Новцевой И.А.,
представителя Управления по строительству и развитию территории города Брянска Рубцовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дмитриевой Г.А. к Брянской городской администрации о сохранении нежилого помещения в перепланированном, реконструированном виде, признании права собственности,
установил:
Дмитриева Г.А. обратилась в суд с настоящим иском указав, что является собственником нежилого помещения общей площадью <...> кв.м, расположенного на первом этаже многоквартирного дома по адресу: <адрес>.
С целью улучшения качественных и функциональных характеристик помещения ею произведены переустройство и реконструкция, в результате которых демонтированы: прямая не капитальная перегородка из панелей ПВХ с дверным проемом и дверным блоком, разделяющая тамбур площадью 1,2 кв.м и складское помещение площадью 1 кв.м, тамбур и витрину площадью 3,9 кв.м; дверное полотно в дверном блоке, расположенном в капитальной кирпичной наружной стене толщиной 25 см, разделяющее тамбур и входное крыльцо.
Также, при проведении и реконструкции выполнены следующие работы: возведение не капитальной перегородки из кирпича толщиной 12 см с дверным блоком и дверным полотном, разделяющей коридор площадь 6,5 кв.м и санузел площадью 3,5 кв.м; установка сантехнических приборов, а именно раковины в основном помещении площадью 28,1 кв.м, раковины, душевой кабины в санузле; прокладка необходимой электропроводки, установка электророзеток, выключателей; устройство необходимой отделки: штукатурки, окраска стен, укладка плитки, устройство натяжных потолков. Кроме этого, выполнено строительство пристройки из кирпича (толщина стены 25 см) размерами 4,54*1,44+0,92*0,36 по границе существовавшего ранее входного крыльца с образованием коридора площадью 5,0 кв.м.
В результате перепланировки и реконструкции общая площадь помещения составила <...> кв.м.
Указав на невозможность оформления права собственности на принадлежащее ей перепланированное нежилое помещение в связи с тем, что переустройство и реконструкция произведены без соответствующего разрешения, а также, полагая, что перепланировка выполнена без нарушений строительных норм, не оказывает влияния на конструктивную и прочностную характеристики жилого дома, не нарушает прав и законных интересов других лиц, ссылаясь на положения статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации, истец Дмитриева Г.А., уточнив в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исковые требования, просит суд: сохранить нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <...> кв.м, в перепланированном и реконструированном виде; признать за ней право собственности на перепланированное и реконструированное нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <...> кв.м в перепланированном состоянии, согласно техническому паспорту, изготовленному филиалом АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Центральному федеральному округу по состоянию на <дата>.
Определением судьи Фокинского районного суда города Брянска от <дата> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Росреестра по Брянской области.
Истец Дмитриева Г.А. в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежаще.
Представитель истца Новцева И.А. в судебном заседании заявленные требования признала по доводам, изложенным в иске, просила удовлетворить.
Представитель Управления по строительству и развитию территории города Брянска Рубцова О.А. не возражала против удовлетворения заявленного иска. Суду пояснила, что Дмитриева Г.А. обращалась с заявлением о выдаче разрешения на строительство пристройки к магазину, однако в выдаче разрешения истцу было отказано ввиду отсутствия у нее документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика Брянской городской администрации Давыдова О.П. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще. Возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, Управление Росреестра по Брянской области, Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, ООО «Жилсервис», Комитет по Жилищно – коммунальномухозяйствуБрянской городской администрации в судебное заседание не явились.
Представители Управления Росреестра по Брянской области, Комитета по Жилищно – коммунальному хозяйству Брянской городской администрации ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Информация о времени и месте судебного разбирательства своевременно размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с положениями статей 113, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие прав и законных интересов иных лиц.
Как указано в пункте 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 того же Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством и соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Согласно пункту 2 названной статьи при невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.
Учитывая, что законом для нежилого помещения особый порядок переустройства, перепланировки и сохранения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии в случае самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки не предусмотрен, в силу указанных положений Закона, статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения.
Согласно статье 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме. Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Перепланировка жилых помещений может включать перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (пункт 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170).
Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются (пункт 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170).
Согласно части 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Частью 3 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
В силу статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 1).
Жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью, на основании решения суда (часть 4).
В соответствии с пунктом 14 части 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией объектов капитального строительства понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
В силу пунктов 2, 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Частью 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (часть 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, исходя из системного толкования приведенных выше норм права, обязательным условием сохранения нежилого помещения в перепланированном и реконструированном состоянии является в том числе, наличие согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме в случае, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещения невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, либо передачи при этом части общего земельного участка.
В силу положений пункта 3 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Судом установлено и следует из материалов дела, чтоДмитриева Г.А. является собственником нежилого помещения общей площадью <...> кв.м, кадастровый №, расположенного на первом этаже многоквартирного дома с кадастровым № общей площадью <...> кв.м по адресу: <адрес>,
Право собственности возникло у истца на основании договора купли – продажи от <дата>, зарегистрированного в ФИО1 по <адрес> <дата>, номер государственной регистрации № и подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от <дата>.
Указанный многоквартирный жилой дом расположен в пределах границ земельного участка с кадастровым № площадью <...> кв.м, зона застройки среднеэтажными жилыми домами.
Постановлением администрации города Брянска № от <дата> бывшему собственнику нежилого помещения ФИО1часть земельного участка площадью <...> кв.м передана в аренду на срок <...> лет для использования помещений под магазин по адресу:<адрес>, о чем заключен договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды № от <дата>.
С целью улучшения качественных и функциональных характеристик помещения Дмитриевой Г.А. произведены переустройство и реконструкция, в результате которых были демонтированы: прямая не капитальная перегородка из панелей ПВХ с дверным проемом и дверным блоком, разделяющая тамбур площадью 1,2 кв.м и складское помещение площадью 1 кв.м, тамбур и витрину площадью 3,9 кв.м; дверное полотно в дверном блоке, расположенном в капитальной кирпичной наружной стене толщиной 25 см, разделяющее тамбур и входное крыльцо.
Также, при проведении и реконструкции были выполнены следующие работы: возведение не капитальной перегородки из кирпича толщиной 12 см с дверным блоком и дверным полотном, разделяющей коридор площадь 6,5 кв.м и санузел площадью 3,5 кв.м; установка сантехнических приборов, а именно раковины в основном помещении площадью 28,1 кв.м, раковины, душевой кабины в санузле; прокладка необходимой электропроводки, установка электророзеток, выключателей; устройство необходимой отделки: штукатурки, окраски стен, укладки плитки, устройство натяжных потолков. Кроме этого, выполнено строительство пристройки из кирпича (толщина стены 25 см) размерами 4,54*1,44+0,92*0,36 по границе существовавшего ранее входного крыльца с образованием коридора площадью 5,0 кв.м.
В результате перепланировки и реконструкции общая площадь помещения составила <...> кв.м.
Факт выполнения перепланировки и реконструкциинежилого помещения подтверждается техническим паспортом, изготовленным филиалом АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Центральному федеральному округу по состоянию на <дата>.
Однако, перепланировка и реконструкция нежилого помещения собственником Дмитриевой Г.А. не согласовывались, разрешение на строительство пристройки к магазину и разрешение на ввод в эксплуатацию реконструированного нежилого помещения Управлением по строительству и развитию территории города Брянска не выдавались, что подтверждается материалами дела.
Согласно техническому заключению, выполненному филиалом АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Центральному федеральному округу № от <дата>, несущие и ограждающие конструкции обследованного нежилого помещения – магазина «Продукты» выполнены из качественных строительных материалов, находятся в исправном состоянии обеспечивают безопасное пребывание граждан, сохранность материально – технических ценностей, не имеют разрушений и повреждений, снижающих их несущую способность, устойчивость и ухудшающих эксплуатационные свойства конструкций в целом. Помещение обеспечено инженерными системами (отопление, водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и вентиляция), находящимися в работоспособном состоянии.
Техническое состояние обследуемого нежилого помещения при существующих условиях эксплуатации обеспечивает безопасность и эксплуатационную надежность здания, не создает угроз здоровью, обеспечивает необходимый уровень безопасности для жизнедеятельности человека.
Планировка помещения отвечает требованиям СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», позволяет использовать нежилое помещение независимо от других помещений.
Вместе с тем, выполненные истцом при реконструкции, переустройстве (перепланировке) нежилого помещения работызатронули и повлекли изменения отдельных элементов имущества, находящегося в соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно представленным решениям внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, (квартиры №, за исключением квартиры №) истцом Дмитриевой Г.А. получено согласование всех собственников квартир на изменения отдельных элементов имущества, находящегося в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме, что подтверждается имеющимися в материалах дела документами.
Также, в материалах дела представлено согласование собственника муниципальной квартиры №, подписанное уполномоченным лицом - председателем Комитета по жилищно – коммунальному хозяйству Брянской городской администрации на основании доверенности № от <дата>, выданной Брянской городской администрацией в лице главы Брянской городской администрации.
Собрание проводилось в форме заочного голосования с соблюдением порядка и процедуры проведения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, предусмотренных положениями статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Установив изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу, что реконструкция и перепланировка спорного помещения, повлекшая изменения отдельных элементов имущества, находящегося в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме проведена с согласия последних.
Оценив представленные доказательства по правилам статей 59, 60, 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что демонтаж прямой не капитальной перегородки из панелей ПВХ с дверным проемом и дверным блоком, возведение некапитальной перегородки из кирпича с дверным блоком и дверным полотном, установка сантехнических приборов, выполненные отделочные работы, строительство пристройки по границе существовавшего ранее входного крыльца с образованием коридора, выполненные Дмитриевой Г.А. с целью улучшения качественных и функциональных характеристик помещения является по своей сути перепланировкой и реконструкцией многоквартирного дома, которые произведены в соответствии СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», выполнена с согласия всех собственников помещений многоквартирного дома, не препятствует владельцам соседних жилых квартир в пользовании своими помещениями, не затрагивает конструктивные характеристики жилого дома, не нарушает законные интересы граждан и не создает угрозу их жизни и здоровью.
Согласно статье 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
В силу части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственной регистрации являются, в частности, вступившие в законную силу судебные акты.
На основании статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Исходя из указанных норм права, на органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) возложена обязанность произвести государственную регистрацию права собственности истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Дмитриевой Г.А. (паспорт <...>) к Брянской городской администрации (ОГРН 1023202743574, ИНН 3201001909) о сохранении нежилого помещения в перепланированном, реконструированном виде, признании права собственности удовлетворить.
Сохранить нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <...> кв.м, кадастровый № в перепланированном, реконструированном виде, согласно техническому паспорту, изготовленному филиалом АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Центральному федеральному округу по состоянию на <дата>.
Признать за Дмитриевой Г.А. право собственности на перепланированное, реконструированное нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <...> кв.м, кадастровый №.
Настоящее решение является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости в части вновь признанных прав.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Фокинский районный суд города Брянска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья подпись М.В. Горбанева
Мотивированное решение изготовлено 15 декабря 2023 года.
. . . . . . . |