ОКТЯБРЬСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА КИРОВА
РЕШЕНИЕ
по делу № 12-830/2024
43RS0002-01-2024-005043-19
г. Киров 08 августа 2024 года
Судья Октябрьского районного суда г. Кирова Вычегжанин Р.В., при секретаре Чарушиной Ю.С.,
рассмотрев жалобу защитника Скрябиной И.Н., поданную в интересах Корнилова А.В., на постановление № 140 заместителя начальника государственной жилищной инспекции Кировской области Пестовой Т.А. от 28.02.2024 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении директора ООО «ЖКХ г. Кирова» Корнилова А.В. и решение № 140/Р начальника государственной жилищной инспекции Кировской области Дудниковой А.А. от 07.05.2024 по жалобе на постановление,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя начальника государственной жилищной инспекции Кировской области Пестовой Т.А. от 28.02.2024 № 140 должностное лицо – директор ООО «ЖКХ г. Кирова» Корнилов Алексей Владимирович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Решением начальника государственной жилищной инспекции Кировской области Дудниковой А.А. от 07.05.2024 № 140/Р указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в суд, защитник Корнилова А.В. по доверенности Скрябина И.Н. выражает несогласие с принятыми актами, просит решение и постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование жалобы указала, что Корнилов А.В. не является субъектом правонарушения, поскольку является директором ООО УК «Коми-Сервис», которое в свою очередь является организацией, осуществляющей полномочия единоличного исполнительного органа ООО «ЖКХ г.Кирова»; протокол об административном правонарушении оставлен в отсутствие представителя ООО УК «Коми-Сервис», уполномоченного на представление и при отсутствии доказательства надлежащего извещения общества о его составлении; находящиеся в управлении Общества МКД в своем большинстве в порядке, установленном действующим законодательством, признаны аварийными и непригодными для проживания. Ввиду этого, Обществом заключен договор со специализирующей организацией на проведение работ по техническому обследованию многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «ЖКХ г. Кирова». Согласно проведенного технического обследования МКД, расположенного по адресу: г. Киров, Некрасова, д. 84, выявлены дефекты и повреждения инженерных систем, которые являются критическими. Проводить испытания тепловых сетей, с установленными требованиями, является неосновательным и приведет к полному выходу из строя инженерных сетей. Результаты технического обследования зафиксированы в соответствующем отчете. Инженерные системы дома нуждаются в проведении капитального ремонта. В связи с эти отсутствуют основания для привлечения должностного лица к административной ответственности.
Лицо, привлеченное к административной ответственности Корнилов А.В., в судебное заседание не явился, о месте, времени и дате рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом.
Защитник Корнилова А.В. по доверенности Скрябина И.Н. доводы жалобы поддержала.
Должностные лица Государственной жилищной инспекции Кировской области Пестова Т.А., Дудникова А.А. в судебное заседание не явились, судом извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав защитника Корнилова А.В., суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Судом установлено, что оспариваемое решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении вынесено 07.05.2024 и направлено Корнилову А.В. 20.05.2024 заказным письмом с уведомлением, при этом не было получено адресатом. Почтовый конверт возвращен в адрес Государственной жилищной инспекции из почтового отделения в связи с истечением сроков хранения письма. При рассмотрении жалобы и вынесении решения, Корнилов А.В., а также его защитник не присутствовали. Жалоба защитника лица, привлеченного к административной ответственности, Корнилова А.В. – Скрябиной И.Н. направлена в Октябрьский районный суд г. Кирова, согласно почтовому конверту 28.05.2024. Учитывая, что решение не было получено ни Корниловым ни его защитником, срок на подачу жалобы не пропущен.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно ч.3 ст. 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет..
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение о лицензировании).
Перечень грубых нарушений лицензионных требований к деятельности по управлению многоквартирными домами определен в пункте 4(1) Положения о лицензировании.
В силу подпункта «б» пункта 4(1) Положения о лицензировании к грубым нарушениям лицензионных требований относятся: нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом «а» пункта 3 Положения о лицензировании, в части не проведения лицензиатом испытаний на прочность и плотность (гидравлических испытаний) узлов ввода и систем отопления, промывки и регулировки систем отопления, выполняемых в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах.
В частности, подпунктами «а», «б» пункта 3 Положения о лицензировании установлено, что лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1-6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, являются соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи ЖК РФ; требования об исполнении обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, за обеспечение готовности инженерных систем.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частями 1, 1.1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании.) пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и. другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
Аналогичное установлено подпунктами «а», «б», «г», «д» пункта 10 Правил № 491.
Согласно пункту 2.6.3 Правил № 170 сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления (по предложению организации, обслуживающей указанный жилищный фонд) с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах - до 1 сентября, в центральных - к 15 сентября, в южных - до 1 октября, включая проведение пробных топок центрального отопления и печей; контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные и главные государственные жилищные инспекции.
Готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием: паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях; актов о готовности к зиме с оценкой качества подготовки зданий и квартир к зиме и акта по каждому объекту, а также актов на испытания, промывку, наладку систем холодного, горячего водоснабжения и отопления. Все акты утверждаются и сдаются до 15 сентября (пункт 2.6.10 Правил 170).
В соответствии с пунктом 5.1.1 Правил № 170 системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 12 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 (далее - Правила № 103), согласно которому организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности до даты, установленной пунктом 10 настоящих Правил, обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности. После уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период.
Согласно пунктам 13, 16 Правил № 103, исходя из содержания которых управляющие организации в целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду должны провести гидравлические и тепловые испытания тепловых сетей, промывку оборудования и коммуникаций теплопотребляющих установок; обеспечить надлежащее состояние тепловых сетей; должны быть в наличии и работоспособны приборы учета, автоматические регуляторы при их наличии; провести испытания оборудования теплопотребляющих установок на плотность и прочность.
В соответствии с пунктом 19 Минимального перечня предусмотрены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах: испытания на прочность и плотность (гидравлические испытания) узлов ввода и систем отопления, промывка и регулировка систем: отопления; промывка централизованных систем теплоснабжения для удаления накипно- коррозионных отложений.
Как следует из материалов дела, ООО «ЖКХ г. Кирова» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании выданной инспекцией лицензии от 09.12.2019 № 043000314; согласно данным реестра лицензий Кировской области на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Киров, ул. Некрасова/Короленко, д. 84/17, (далее – МКД) с 18.01.2022 был включен в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет общество на основании договора управления многоквартирным домом от 27.12.2021.
В ходе документарной проверки, проведенной в период с 15.12.2023 по 18.12.2023 на основании решения заместителя начальника государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - инспекция) от 22.11.2023 № Ч/471/2023 о проведении документарной проверки, назначенной в связи с обращением граждан от 10.11.2023 № Кол- 8158, проживающих по адресу: г. Киров, ул. Некрасова/Короленко, д. 84/17 (далее - МКД), было установленог, что работы по гидравлическому испытанию, промывке системы отопления МКД № 84/17 не проводились, паспорт готовности МКД № 84/17 к отопительному сезону 2023-2024 не выдавался. Указанные обстоятельства подтверждаются письмами администрации МО «Город Киров от 26.09.2023 № 10137-04-01, АО «ЭнергосбыТ Плюс» от 26.09.2023 № 70300-401-02537, а также не оспариваются и ООО «ЖКХ г.Кирова».
По результатам документарной проверки составлен акт от 18.12.2023 № 14/4/471/2023, подтверждающий нарушение Обществом требований, установленных:
- частями 1, 1.1. статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее -ЖК РФ);
- частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ;
- частью 2 статьи 162 ЖК РФ;
- пунктами 2.6.3, 2.6.10, 5.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила № 170);
- подпунктами «а», «б», «г», «д» пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491);
- пунктом 19 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 (далее - Минимальный перечень).
Таким образом, в действиях ООО «ЖКХ г. Кирова» установлены нарушения требований подпунктов «а», «б», «г», «д» пункта 10 Правил № 491, пунктов 2.6.3, 2.6.10, 5.1.1 Правил № 170, пункта 19 Минимального перечня, подпункта «б» пункта 4 (1) Положения о лицензировании. Указанные обстоятельства образуют объективную сторону административного правонарушения, установленного частью 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ, то есть осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований.
Из представленной в материалах дела выписки из ЕГРЮЛ следует, что Корнилов А.В. являлся с 24.05.2023 по 31.10.2023 директором ООО «ЖКХ г. Кирова» и лицом, действующим без доверенности от имени юридического лица.
С учетом вышеизложенного в действиях директора ООО «ЖКХ г.Кирова» Корнилова А.В. содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ, то есть осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований, выразившихся в не проведение в установленный срок гидравлических испытаний узлов ввода и систем отопления, промывки и регулировки систем отопления, выполняемых в целях надлежащего содержащего системы теплоснабжения в МКД.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении, в котором указано событие и обстоятельства совершения правонарушения,
- договором управления многоквартирным домом,
- письмами администрации МО «Город Киров от 26.09.2023 № 10137-04-01, АО «ЭнергосбыТ Плюс» от 26.09.2023 № 70300-401-02537,
- обращением гражданина ФИО1 в ГЖИ Кировской области об отсутствии отопления в доме,
- лицензией, выданной ООО ЖКХ г.Кирова на осуществление предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами;
- решением ГЖИ по Кировской области о проведении документарной проверки в отношении ООО «ЖКХ»;
- актом документарной проверки ГЖИ в отношении ООО «ЖКХ» № 14/Ч471/2023;
- выпиской из ЕГРЮЛ на ООО «ЖКХ» г.Кирова, согласно которой директором на дату совершения правонарушения являлся Корнилов А.В.
Указанные доказательства суд признает относимыми, допустимыми и достаточными для разрешения дела, полученными в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.
Согласно ст.2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Доказательства того, что Корнилов А.В. со своей стороны предпринял все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательств и недопущению совершения административного правонарушения, в материалах дела отсутствуют. Суд приходит к выводу, что совершение данного административного правонарушения стало возможным в связи с ненадлежащим исполнением директором Корниловым А.В. своих служебных обязанностей.
Доводы жалобы о том, что Корнилов А.В. не является субъектом правонарушения, поскольку является директором ООО УК «Коми-Сервис», которое в свою очередь является организацией, осуществляющей полномочия единоличного исполнительного органа ООО «ЖКХ г.Кирова», а также, что протокол об административном правонарушении оставлен в отсутствие представителя ООО УК «Коми-Сервис», уполномоченного на представление и при отсутствии доказательства надлежащего извещения общества о его составлении, суд отвергает, как несостоятельные. Согласно выписке из ЕГРЮЛ на дату правонарушения Корнилов А.В. являлся директором ООО «ЖКХ г.Кирова» и его единственным законным представителем. Следовательно, обоснованно привлечен к административной ответственности, как должностное лицо. Извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом ГЖИ Кировской области осуществлено в соответствии с положениями Кодекса об административных правонарушениях РФ по месту регистрации Корнилова А.В. Оснований для извещения об этом организации, осуществляющей в настоящее время полномочия единоличного исполнительного органа ООО «ЖКХ г.Кирова, не имеется.
Доводы защитника о нецелесообразности и невозможности проведения работ по гидравлическому испытанию, промывке системы отопления МКД, в связи с критическим состоянием инженерных систем, являются несостоятельными, поскольку факт установления непригодности тепловых сетей не освобождает лицензиата от надлежащего исполнения услуг по управлению МКД, в соответствии с лицензионными требованиями к управляющей компании. Подготовка многоквартирного дома к отопительному сезону возложена на управляющую компанию законом. Кроме того, доказательств нахождения инженерных систем дома в критическом состоянии суду не представлено, материалы дела также их не содержат. Суд также принимает во внимание, что управление домом ООО «ЖКХ г.Кирова» осуществляется с 2021 г. В случае нахождения инженерных систем дома в критическом состоянии, управляющая компания имела возможность инициировать проведение общего собрания с собственниками помещений дома на предмет их капитального ремонта. Однако данных доказательств суду также не представлено.
Дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченным должностным лицом, виновное должностное лицо привлечено к ответственности в пределах сроков, установленных статьей 4.5 КоАП РФ.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.
Выводы, изложенные в постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении; правонарушение квалифицировано правильно.
Нарушения процессуальных норм при возбуждении и рассмотрении дела об административном правонарушении не допущены.
Вместе с тем суд полагает, что назначенное наказание подлежит смягчению по следующим основаниям.
Согласно положений ч.ч. 2, 2.2, 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц – не менее пятидесяти тысяч рублей, либо административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее четырех тысяч рублей, а для должностных лиц – не менее сорока тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом характера совершенного административного правонарушения и его последствий, личности и имущественного положения Корнилова А.В. суд считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи.
При таких обстоятельствах постановление и решение, в части размера назначенного административного наказания, подлежат изменению, в остальной их части – оставлению без изменения.
На основании изложенного, Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях суд,
РЕШИЛ:
Постановление № 140 заместителя начальника государственной жилищной инспекции Кировской области Пестовой Т.А. от 28.02.2024 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении директора ООО «ЖКХ г. Кирова» Корнилова А.В. и решение № 140/Р начальника государственной жилищной инспекции Кировской области Дудниковой А.А. от 07.05.2024 по жалобе на постановление - изменить, снизить размер назначенного наказания в виде административного штрафа до 50000 (пятидесяти тысяч) рублей, жалобу защитника Скрябиной И.Н. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Октябрьский районный суд города Кирова в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Р.В. Вычегжанин