Дело № 2-1096/2019
56RS0035-01-2019-001315-28
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Сорочинск 17 сентября 2019 года
Сорочинский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Аксеновой О.В.,
при секретаре Суворовой И.П.,
с участием представителя истца Бубновой Ю.В., действующей по доверенности,
представителя ответчика Шингарева О.О. - адвоката Бабинца С.Ф., действующего по ордеру,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сорочинске Оренбургской области (межрайонное) к Шингареву Олегу Олеговичу о взыскании незаконно полученной суммы пенсии и социальной доплаты,
У С Т А Н О В И Л:
УПФ РФ (ГУ) в <адрес> обратилось в суд с вышеуказанным иском, в котором просит взыскать с ответчика Шингарева О.О. незаконно полученные суммы социальной пенсии по СПК в размере 41 172 рубля 60 копеек, сумму пенсии по ФСД в размере 15207 рублей, а также госпошлину в размере 1891 рубль 39 копеек, уплаченную за предъявление иска.
В обоснование требований истец указал, что Шингареву О.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения была назначена и выплачивалась социальная пенсия по случаю потери кормильца. Согласно данным, представленным Бузулукским финансово-экомическим колледжем от ДД.ММ.ГГГГ, Шингарев О.О. приказом №-у от ДД.ММ.ГГГГ был отчислен. В связи с тем, что ответчик не сообщил в УПРФ в <адрес> о данном обстоятельстве, выплата пенсии и федеральной социальной доплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была произведена. УПФ в <адрес> неоднократно обращалось с просьбой к Шингареву О.О. добровольно вернуть незаконно полученную пенсию, однако, ответчик возвратить незаконно полученную сумму добровольно отказался.
С учетом изложенного, истец просил взыскать с ответчика Шингарева О.О. в пользу УПФР в <адрес> 56 379 рублей 60 копеек, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 1891 рубль 39 копеек.
В судебном заседании представитель истца Бубнова Ю.В. поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в исковом заявлении и просила их удовлетворить в полном объеме.
Поскольку место жительства ответчика Шингарева О.О. установить не представилось возможным, по месту жительства ответчик не проживает, направленную в его адрес корреспонденцию не получает, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 50 ГПК РФ ответчику с целью представления его интересов назначен представитель.
Представитель ответчика Шингарева О.О. – адвокат Бабинец С.Ф. в судебном заседании возражал против исковых требований истца и просил отказать в их удовлетворении, поскольку ему не известна позиция представляемого им лица.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии со ст. 9 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (действовал до 01.01.2015 г.) право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца.
В соответствии с п. 2 ст. 9 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются: дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.
В соответствии со ст. 22 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) прекращается в случае утраты пенсионером права на назначенную ему трудовую пенсию (часть трудовой пенсии по старости) (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию; истечения срока признания лица инвалидом; приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца; поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных в подпункте 2 пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные выше обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.
В соответствии со ст. 23 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.
Согласно ст. 10 ФЗ "О страховых пенсиях" (действует с 01.01.2015 г.) право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 10 ФЗ "О страховых пенсиях", нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются: 1) дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 25 от 28.12.2013 г. 400-ФЗ "О страховых пенсиях", прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.
Согласно ч. 5 ст. 26 ФЗ N 400 "О страховых пенсиях" пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В силу ст. 1109 ГК РФ, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из материалов дела следует, что пенсия по случаю потери кормильца выплачивалась Шингареву О.О. ДД.ММ.ГГГГ года рождения на основании его заявления от ДД.ММ.ГГГГ. Из заявления следует, что ему было разъяснено о необходимости безотлагательно извещать территориальный орган ПФР об обстоятельствах, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты.
Из материалов дела следует, что Шингарев О.О. поступил ДД.ММ.ГГГГ на очное отделение Бузулукского финансово-экономического колледжа филиала федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», однако приказом №-у от ДД.ММ.ГГГГ Шингарев О.О. отчислен.
Однако, о данном обстоятельстве Шингарев О.О. в УПРФ в <адрес> своевременно не сообщил, в связи с чем Управлением Пенсионного фонда в <адрес> была произведена переплата пенсии в размере 56379 рублей 60 копеек, которая образовалась за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Оснований для получения в указанный период назначенного раннее пособия по потере кормильца у ответчика не было.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что заявленные истцом требования подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку изложенные в исковом заявлении обстоятельства на которых истец основывает свои требования, нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства. Доказательств иного стороной ответчика представлено не было, возражений относительно расчета и размера заявленной к взысканию суммы ответчиком не представлено.
Поскольку требования истца судом удовлетворены в полном объеме, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ судебные расходы понесенные истцом в виде уплаты государственной пошлины в сумме 1 891 рубль 39 копеек подлежат возмещению истцу за счет ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сорочинске Оренбургской области (межрайонное) – удовлетворить.
Взыскать с Шингарева Олега Олеговича в пользу Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сорочинске Оренбургской области (межрайонное) 56 379 рублей 60 копеек, расходы по оплате государственной пошлины размере 1 891 рубль 39 копеек, всего 58 270 рублей 99 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Сорочинский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья: О.В.Аксенова
Решение в окончательной форме принято 20 сентября 2019 года.