Дело № 2-190/2024
76RS0022-01-2023-003524-56
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 апреля 2024 года
Заволжский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Русинова Д.М.,
при секретаре Слепцовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ярославле гражданское дело по иску прокурора Заволжского района г. Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля, АО «Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района», ООО «УК «КУБ», ООО «УК «Красноперекопский квартал» об обязании оборудования контейнерной площадки в соответствии с установленными требованиями,
у с т а н о в и л:
Прокурор Заволжского района г. Ярославля в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля. В обоснование сослался на то, что в рамках проведенной прокурорской проверки выявлено ненадлежащее состояние контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) по адресу: <адрес>, а именно, в нарушение требований ФЗ «Об отходах производства и потребления», Порядка накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) на территории Ярославской области, утвержденного Постановлением Правительства Ярославской области от 21.07.2017 №599-П, контейнерная площадка размещена не на твердом (водонепроницаемом) прочном, легко очищаемом покрытии, которое способно выдерживать установку и выкатывание контейнеров без их повреждения; контейнерная площадка не оборудована ограждением и навесом (крышей) из профильного листа, не допускающим попадания в контейнеры атмосферных осадков; на контейнерной площадке не размещена информация об обслуживаемых объектах потребителей, о периодичности удаления ТКО, наименование организации, осуществляющей сбор и транспортирование ТКО, контактах ответственного лица. Обязанность по содержанию данной контейнерной площадки в рамках муниципального контракта на выполнение работ по содержанию территории Заволжского района г. Ярославля, не вошедших в титульные списки территории города, возложена на территориальную администрацию Заволжского района мэрии г. Ярославля. В связи с этим, прокурор просил обязать территориальную администрацию Заволжского района мэрии г. Ярославля в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать контейнерную площадку для накопления ТКО по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями Порядка накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) на территории Ярославской области, утвержденного Постановлением Правительства Ярославской области от 21.07.2017 №599-П.
До рассмотрения дела прокурор (с учетом поступивших данных об управляющих компаниях, к ведению которых относятся многоквартирные дома по месту нахождения контейнерной площадки) требования уточнил, просил включить в число ответчиков данные управляющие компании, возложить обязанность по совершению заявленных действий на надлежащего из ответчиков территориальную администрацию Заволжского района мэрии г. Ярославля, АО «Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района», ООО «УК «КУБ», ООО «УК «Красноперекопский квартал».
Определением суда, исходя из характера и категории спора, субъектного состава сторон, постановлено о переходе к рассмотрению дела по данным требованиям по правилам гражданского судопроизводства.
В судебном заседании представитель истца, прокурор Нерыдаев И.А. исковые требования поддержал, дал пояснения согласно заявленного.
Ответчики территориальная администрация Заволжского района мэрии г. Ярославля, АО «Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района», ООО «УК «КУБ», ООО «УК «Красноперекопский квартал», третьи лица КУМИ мэрии г. Ярославля, мэрия г Ярославля в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще. В предыдущем судебном заседании представитель территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля (по доверенности) Осипова О.А. требования не признала, просила в иске отказать, дала пояснения согласно представленному в дело отзыву, сослалась на наличие оснований для возложения обязанности по проведению заявленных мероприятий на управляющие компании, осуществляющие управление многоквартирными домами, в пользовании которых находится данная контейнерная площадка. Представитель ООО «УК «Красноперекопский квартал» (по доверенности) Поварова Т.В. исковые требования не признала, сослалась на наличие оснований для возложения обязанности проведения заявленных мероприятий на территориальную администрацию Заволжского района мэрии г. Ярославля. В связи с изложенным, суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке, в том числе, в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства с вынесением заочного решения.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Аналогичные положения содержит ч. 1 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно п. 1 ст. 13.4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В силу п. 3 статьи 13.4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В силу п. 6 статьи 13.4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
На территории Ярославской области действует Порядок накопления твердых коммунальных отходов ТКО (в том числе их раздельного накопления), утвержденный Постановлением Правительства Ярославской области от 21.07.2017 №599-П (далее – Порядок).
Согласно п. 4.2 Порядка содержание контейнерных площадок, специальных площадок для складирования КГО, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, обеспечивается собственниками помещений в многоквартирном доме, лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию общего имущества в таком доме.
Содержание контейнерных площадок, специальных площадок для складирования КГО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, обеспечивается органами местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу п. 4.3 Положения контейнерные площадки обустраиваются ответственными лицами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, требованиями санитарных норм и правил, а также правил благоустройства муниципальных образований.
Ответственные лица обеспечивают размещение на контейнерных площадках информации об обслуживаемых объектах потребителей, о собственнике контейнерной площадки, о периодичности вывоза ТКО, наименовании и контактах организации, осуществляющей сбор и транспортирование ТКО (пункт 4.4 Положения).
В соответствии с п. 4.9 Положения контейнерные площадки располагаются на уровне проезжей части, на твердом (водонепроницаемом), прочном, легко очищаемом покрытии с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, которое способно выдерживать установку и выкатывание контейнеров без их повреждения.
Место расположения контейнеров исключает возможность их самопроизвольного скатывания.
Контейнерные площадки оборудуются ограждением и навесом (крышей) из профильного листа, не допускающим попадание в контейнеры атмосферных осадков.
Специальные площадки для накопления КГО должны иметь подъездной путь, твердое (водонепроницаемое) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
На контейнерных площадках ответственными лицами размещается информация об обслуживаемых объектах потребителей, о периодичности удаления ТКО, наименовании организации, осуществляющей сбор и транспортирование ТКО, контактах ответственного лица.
Судом установлено, что у дома по адресу: <адрес>, органами местного самоуправления организовано обустройство и функционирование контейнерной площадки для накопления ТКО. Данная площадка используется рядом расположенными многоквартирными домами, которые находятся в управлении АО «Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района», ООО «УК «КУБ», ООО «УК «Красноперекопский квартал». 22.02.2024 территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля с управляющими компаниями заключено соглашение №36, предусматривающее, в том числе, содержание указанной контейнерной площадки в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Из материалов дела следует, что данная контейнерная площадка для накопления ТКО находится в ненадлежащем состоянии, а именно, в нарушение вышеуказанных требований контейнерная площадка размещена не на твердом (водонепроницаемом) прочном, легко очищаемом покрытии, которое способно выдерживать установку и выкатывание контейнеров без их повреждения; контейнерная площадка не оборудована ограждением и навесом (крышей) из профильного листа, не допускающим попадания в контейнеры атмосферных осадков; на контейнерной площадке не размещена информация об обслуживаемых объектах потребителей, о периодичности удаления ТКО, наименование организации, осуществляющей сбор и транспортирование ТКО, контактах ответственного лица.
В силу подп. 24 п. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
В соответствии с п. 4 ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В своем Определении от 25 ноября 2020 года №2862-О по поводу вопроса о допустимости возложения на органы местного самоуправления обязанности по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов Конституционный Суд Российской Федерации указал, что установление данного полномочия пунктом 4 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в рамках такого вопроса местного значения, как участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (пункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), согласуется с содержанием вопросов местного значения как вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. При этом, установление данного полномочия само по себе не свидетельствует об исполнении соответствующей обязанности исключительно органами местного самоуправления и за счет средств местного бюджета независимо от источника образования твердых коммунальных отходов: места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов; в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (пункты 3 и 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года №1039). В соответствии с указанными Правилами органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 4 статьи 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).
Применительно к изложенному, обязанность по организации и содержанию места накопления отходов может быть возложена на органы местного самоуправления лишь тогда, когда такая обязанность не возложена законодательством на другое лицо.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Подпунктом д(2) п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491, установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 №290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В соответствии с ч. 3 ст. 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Положениями подп. 6 п. 1 ст. 39.33 ЗК РФ, п. 4 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 №1300, п. 6.4.1 Правил благоустройства территории города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г. Ярославля от 30.01.2004 №306, в их взаимосвязи и совокупности предусмотрена возможность размещения контейнерных площадок, как элемента благоустройства территории, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Таким образом, в рассматриваемом случае обязанность по содержанию спорной контейнерной площадки не поставлена в зависимость от принадлежности земельного участка, его передачи собственниками помещений многоквартирных домов в общую собственность. Само по себе расположение контейнерной площадки на земельном участке, находящемся в ведении органов местного самоуправления, то есть за пределами придомовой территории многоквартирных домов, правового значения не имеет, поскольку действующее законодательство связывает наличие указанной обязанности с использованием объекта вне зависимости от места его нахождения, так как данный вид работ обеспечивает санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. В этой связи, обязанность по организации мест сбора и вывоза твердых коммунальных отходов в рамках определенных органом местного самоуправления площадок должна быть возложена на управляющие организации, учитывая, что интересы собственников помещений в данном случае представляют именно управляющие организации.
Принимая во внимание все вышеизложенное, по заявленным требованиям обязанность по оборудованию контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Ярославской области, утвержденного Постановлением Правительства Ярославской области от 21.07.2017 №599-П, в части выявленных нарушений (- по обеспечению размещения контейнерной площадки на твердом (водонепроницаемом), прочном, легко очищаемом покрытии с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, способном выдерживать установку и выкатывание контейнеров без их повреждения; - по оборудованию контейнерной площадки ограждением и навесом (крышей) из профильного листа, не допускающим попадание в контейнеры атмосферных осадков; - по обеспечению размещения на контейнерной площадке информации об обслуживаемых объектах потребителей, о периодичности удаления ТКО, наименовании организации, осуществляющей сбор и транспортирование ТКО, контактах ответственного лица) подлежат возложению на ответчиков АО «Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района», ООО «УК «КУБ», ООО «УК «Красноперекопский квартал». Заявленный истцом срок проведения данных мероприятий (не позднее шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу) суд находит разумным и достаточным.
В силу принципа состязательности сторон, предусмотренного ст. 12 ГПК РФ, требований ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд полагает, что сторона истца представила доказательства законности и обоснованности своих требований в пределах удовлетворенных.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 233-237 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск прокурора Заволжского района г. Ярославля (ИНН 7604008189) в интересах неопределенного круга лиц к территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля (ИНН 7603011277), АО «Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района» (ИНН 7604215146), ООО «УК «КУБ» (ИНН 7604363761), ООО «УК «Красноперекопский квартал» (ИНН 7604377637) удовлетворить частично.
Обязать АО «Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района» (ИНН 7604215146), ООО «УК «КУБ» (ИНН 7604363761), ООО «УК «Красноперекопский квартал» (ИНН 7604377637) в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать контейнерную площадку для накопления твердых коммунальных отходов по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Ярославской области, утвержденного Постановлением Правительства Ярославской области от 21.07.2017 №599-П, а именно: - обеспечить размещение контейнерной площадки на твердом (водонепроницаемом), прочном, легко очищаемом покрытии с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, которое способно выдерживать установку и выкатывание контейнеров без их повреждения; - оборудовать контейнерную площадку ограждением и навесом (крышей) из профильного листа, не допускающим попадание в контейнеры атмосферных осадков; - обеспечить размещение на контейнерной площадке информации об обслуживаемых объектах потребителей, о периодичности удаления ТКО, наименовании организации, осуществляющей сбор и транспортирование ТКО, контактах ответственного лица. В остальной части иска отказать.
Заочное решение может быть отменено Заволжским районным судом г. Ярославля путем подачи ответчиком заявления об его отмене в течение 7 дней со дня вручения ему копии решения с предоставлением в суд доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании, о которых ответчик не имел возможности своевременно известить суд, и документов, которые могут повлиять на содержание принятого решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Д.М. Русинов
м.р. 21.06.2024