Судья Башмакова Т.Ю. дело № 21-915/2022
Р Е Ш Е Н И Е
г. Самара 05 августа 2022 года
Судья Самарского областного суда Горьков Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием заявителя, представителя административной комиссии Кировского внутригородского района г.о. Самара ФИО2, жалобу защитника Аюпова Р.Г. на постановление административной комиссии Кировского внутригородского района г.о. Самара № 185 от 10.03.2022 и решение судьи Кировского районного суда г. Самары от 06.06.2022, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном пунктом «б» части 1 статьи 4.28 Закона Самарской области № 115-ГД от 01.11.2007 «Об административных правонарушениях на территории Самарской области», в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Уютный квартал» (далее - ООО УК «Уютный квартал» или Общество),
установил:
постановлением административной комиссии Кировского внутригородского района г.о. Самара № 185 от 10.03.2022 ООО УК «Уютный квартал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом «б» части 1 статьи 4.28 Закона Самарской области от 01.11.2007 № 115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области», и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Кировского районного суда г. Самары от 06.06.2022 вышеуказанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Самарский областной суд, Аюпов Р.Г. просит отменить состоявшиеся по делу акты как незаконные и прекратить производство по делу.
Одновременно заявитель обратился с ходатайством об объединении дел в одно производство.
Заявитель указывает, что данные дела связаны между собой по основаниям возникновения заявленных требований и представленным доказательствам (в основу их положено несоблюдение одних и тех же норм законодательства, а именно нарушены требования пункта «б» части 1 статьи 4.28 Закона Самарской области № 115-ГД от 01.11.2007 «Об административных правонарушениях на территории Самарской области»).
Также, защитник Аюпов Р.Г. полагает, что нарушения выявлены в отношении одного и того же лица, подлежат квалификации по одной и той же норме Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что влечет однократное привлечение к административной ответственности.
Изучив ходатайство заявителя, суд пришел к следующему выводу.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 4 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений» следует, что если из протоколов об административных правонарушениях усматривается наличие оснований для назначения административного наказания по правилам части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то следует вынести определение об объединении таких материалов и рассмотреть их в одном производстве с вынесением одного постановления.
В соответствии с частью 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Анализ вышеприведенных норм права позволяет прийти к выводу о том, что вопрос об объединении нескольких дел в одно производство решается по усмотрению суда с учетом конкретных обстоятельств и должен способствовать быстрому и правильному разрешению дел в целях эффективного правосудия.
Судом установлено, что в производстве Самарского областного суда действительно находятся три дела по апелляционной жалобе директора ООО УК «Уютный квартал» Аюпова Р.Г. на решения судей Кировского районного суда города Самары по делам об административном правонарушении, предусмотренных пунктом «б» части 1 статьи 4.28 Закона Самарской области № 115-ГД от 01.11.2007 «Об административных правонарушениях на территории Самарской области».
Вместе с тем, из материалов дел усматривается, что указанные дела не связаны между собой, признаком составов административных правонарушений являются действия, каждое из которых не связано друг с другом и не может быть признано единым и однородным. Привлекаемым лицом в каждом случае совершено определённое действие (бездействие) в различных местах и в различные дату и время, осмотр, в ходе которого были выявлены правонарушения, произведен не идентичными лицами и не в рамках одной проверки, осмотра.
В рамках настоящего дела требования о признании незаконным постановления о назначении административного наказания по пункту «б» части 1 статьи 4.28 Закона Самарской области № 115-ГД от 01.11.2007 «Об административных правонарушениях на территории Самарской области», основаны на нарушении юридическим лицом требований Закона, выявленных при осмотре территории по адресу: <адрес>. По иным оспариваемым заявителем в Самарский областной суд постановлениям комиссией установлены иные фактические обстоятельства, вынесены иные протоколы об административных правонарушениях, в материалах каждого дела имеются определенные доказательства, которым судом предстоит дать оценку, в том числе и относительно соблюдения процедуры привлечения к административной ответственности.
Таким образом, в удовлетворении ходатайства об объединении дел в одно производство, следует отказать.
Будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, законный представитель ООО УК «Уютный квартал» в судебное заседание не явился, ходатайство об отложении судебного заседания не поступило, в связи с чем, руководствуясь пунктом 4 частью 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагаю возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Изучив представленные материалы, проверив доводы жалобы, заслушав поддержавшего их защитника Аюпова Р.Г., возражения представителя административной комиссии Кировского внутригородского района г.о. Самара ФИО2, прихожу к следующему.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 4.28 Закона Самарской области № 115-ГД от 01.11.2007 «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» административная ответственность установлена за неисполнение собственниками и (или) иными законными владельцами зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) обязанности участия в содержании прилегающих территорий в пределах границ, установленных в соответствии с Законом Самарской области "О порядке определения границ прилегающих территорий для целей благоустройства в Самарской области" и правилами благоустройства территории муниципального образования, выразившееся в непроведении мероприятий по очистке прилегающей территории, за исключением цветников и газонов, от снега и наледи для обеспечения свободного и безопасного прохода граждан, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Решением Думы городского округа Самара от 08.08.2019 № 444 утверждены Правила благоустройства территории городского округа Самара и территории внутригородских районов городского округа Самара (далее Правила).
Согласно пункту 1 статьи 3 Правил, физические лица и юридические лица всех организационно-правовых форм, индивидуальные предприниматели должны соблюдать чистоту, поддерживать порядок и принимать меры для сохранения объектов благоустройства на всей территории городского округа.
Содержание прилегающих территорий многоквартирных домов осуществляется в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, в объеме не менее установленного перечнем работ по содержанию жилых домов. Организация работ по содержанию и благоустройству прилегающей территории производится организацией, осуществляющей содержание жилищного фонда, либо собственниками при непосредственном управлении многоквартирным домом (Пункты 1, 2 статьи 6 Правил).
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 главы 2 Правил благоустройства территория городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара, утвержденными решением Совета депутатов городского округа Самара от 08.08.2019 № 444, физические лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством Согласно пункту 2 статьи 4 главы 2 Правил благоустройства при отсутствии заключенного соглашения границы прилегающей территории устанавливаются путем определения в метрах расстояния от здания, строения, сооружения, земельного участка или ограждения.
Согласно части 1 и абзацу 2 пункта 1 части 2 статьи 7 главы 2 Правил благоустройства территории г.о. Самара физические лица и юридические лица всех организационно-правовых форм, индивидуальные предприниматели должны проводить осмотр элементов благоустройства, расположенных на территории, закрепленной для содержания и благоустройства, обеспечивающий своевременное выявление неисправностей и иных несоответствий требованиям нормативных актов; ежедневно производить уборку территории (мойка, полив, подметание, удаление мусора, снега, наледи, проведение иных технологических операций для поддержания объектов благоустройства в чистоте).
Подпунктом 10.1 пункта 10 статьи 6 Главы 2 Правил благоустройства установлено, что тротуары, пешеходные дорожки очищаются от снега и наледи до асфальта (иного искусственного покрытия) на всю ширину для обеспечения свободного и безопасного прохода граждан, посыпаются противогололедными материалами, а также очищаются от мусора.
Из пункта 1 статьи 5 главы 2 Правил благоустройства следует, что работы по содержанию и благоустройству территории городского округа в порядке, определенном настоящими Правилами, осуществляют на прилегающих территориях многоквартирных домов - собственники помещений в многоквартирном доме либо лицо, ими уполномоченное.
Обслуживание и содержание многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, осуществляет ООО УК «Уютный квартал» на основании заключенного с собственниками указанного дома договора управления многоквартирным домом от 19.07.2021.
Согласно пункту 2.2.1 названного договора, управляющая организация обязуется обеспечить выполнение работ и оказание услуг, согласно перечню, приведенному в приложении 2 настоящего договора, в пункте 16 которого указана комплексная уборка придомовой территории.
Границы земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой <адрес>, определены, что подтверждается размещенными в ЕГРН сведениями.
Как следует из представленных материалов дела и установлено судом первой инстанции, 14.01.2022 в 14:15 и 15.01.2022 в 15:02 по адресу: <адрес>, ООО «УК Уютный квартал», осуществляющее управление указанным многоквартирным жилым домом, не исполнило обязанности по участию в содержании прилегающей к этому дому территории в пределах границ, установленных в соответствии с Законом Самарской области "О порядке определения границ прилегающих территорий для целей благоустройства в Самарской области" и правилами благоустройства территории муниципального образования, а именно, не провело мероприятия по очистке прилегающей территории, за исключением цветников и газонов, от снега и наледи для обеспечения свободного и безопасного прохода граждан.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении с последующим привлечением постановлением административной комиссии Кировского внутригородского района городского округа Самара № 185 от 10.03.2022 ООО УК «Уютный Квартал» к административной ответственности, предусмотренной пунктом «б» части 1 статьи 4.28 Закона Самарской области № 115-ГД от 01.11.2007 «Об административных правонарушениях на территории Самарской области».
Фактические обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом о рассмотрении дела об административном правонарушении, протоколом об административном правонарушении, актами осмотра территории от 14.01.2022 и от 15.01.2022 с приложенным фотоматериалом, а также иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ООО УК «Уютный Квартал» являясь организацией, осуществляющей содержание многоквартирного <адрес>, обязано в силу указанных выше нормативно-правовых норм и договора обеспечивать очистку придомовой территории от снега, наледи и льда в холодный период года.
Таким образом, действия ООО УК «Уютный Квартал» образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного пунктом «б» части 1 статьи 4.28 Закона Самарской области № 115-ГД от 01.11.2007 «Об административных правонарушениях на территории Самарской области», виновность Общества в совершении административного правонарушения доказана, квалификация содеянному правонарушению дана верно.
Доводы жалобы о нарушении требований Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", являются несостоятельными.
В данном случае нарушения, послужившие основанием для привлечения Общества к административной ответственности, уполномоченным должностным лицом Администрации Кировского внутригородского района г.о. Самара ФИО4 выявлены не в рамках осуществления государственного, муниципального контроля, а в связи с организацией контроля за соблюдением требований Правил № 444, в связи с чем, порядок проведения проверки, установленный Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", применению не подлежал. Акты осмотра с фотоматериалом данным лицом направлены в адрес Административной комиссии Кировского внутригородского района г.о. Самара на рассмотрение, в связи с обнаруженными на осматриваемой территории предполагаемыми нарушениями норм Закона Самарской области № 115-ГД от 01.11.2007 «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» в целях последующего принятия решения по данному факту административной комиссией, уполномоченной на составление протоколов об административном правонарушении и привлечение виновных лиц к административной ответственности за нарушение норм Закона Самарской области № 115-ГД от 01.11.2007 «Об административных правонарушениях на территории Самарской области».
Вопреки доводам жалобы, обязательное участие представителя юридического лица при проведении осмотра находящихся в свободном доступе территории на предмет соблюдения требований Закона Самарской области № 115-ГД от 01.11.2007, не требуется, равно как и присутствие понятых или ведение видеозаписи.
Нормы действующего Законодательства РФ не содержат запрета на предоставление любыми лицами сведений, в том числе акта осмотра с фотоматериалом, в уполномоченный орган в целях проведения им проверки относительно предполагаемых нарушений юридическим лицом. Учитывая, что административная комиссия наделена правом на выявление лиц, допустивших нарушение Закона Самарской области № 115-ГД от 01.11.2007 «Об административных правонарушениях на территории Самарской области», с последующим составлением протокола об административном правонарушении и привлечением к ответственности, направление в адрес данной комиссии сведений о предполагаемых нарушениях и принятие их к рассмотрению законно.
При этом, ссылка заявителя на оформление актов с грубыми нарушениями действующего Законодательства РФ в части не указания установленных для их бланков реквизитов не влечет признания данного доказательства недопустимым.
Существенных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении не допущено, в нем в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отражены все сведения, необходимые для разрешения дела, каких-либо процессуальных нарушений при его составлении не допущено. Установленные статьей 28.5 названного кодекса сроки для составления протокола об административном правонарушении не являются пресекательными, вследствие чего их нарушение не влечет за собой признание указанного протокола недопустимым доказательством.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, представленные в материалы акты осмотра территории и приложенные к ним фотоматериалы отвечают критериям относимости и допустимости доказательств в административном судопроизводстве. Пояснительные отметки, отраженные на фотоматериале относительно места и времени осуществления фотосъемки, соответствуют сведениям, отраженным в актах осмотра и в протоколе об административном правонарушении. То обстоятельство, что фотофиксация выявленного нарушения произведена не при помощи штатного специального устройства, не влечёт признание данных материалов недопустимым доказательством по делу. В связи с изложенным, ходатайства заявителя о признании незаконными представленных в дело актов с приложенными фотоматериалами подлежат отклонению.
Утверждения в жалобе, сводящиеся к необоснованности привлечения к административной ответственности, несостоятельны, опровергаются совокупностью собранных и исследованных по делу доказательств, не доверять которым оснований не имеется.
Доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку при рассмотрении дела судьей районного суда.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны быть истолкованы в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не усматривается.
Нарушений, гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается, принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдены.
Постановление о привлечении ООО УК «Уютный квартал» к административной ответственности по пункту «б» части 1 статьи 4.28 Закона Самарской области № 115-ГД от 01.11.2007 «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу актов, не допущено.
Административное наказание назначено ООО УК «Уютный квартал» коллегиальным органом с учетом обстоятельств дела в пределах санкции пункта «б» части 1 статьи 4.28 Закона Самарской области № 115-ГД от 01.11.2007 «Об административных правонарушениях на территории Самарской области».
Для применения положений статьи 2.9, части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оснований не имеется, поскольку ненадлежащая уборка территории от снега и наледи представляет реальную угрозу жизни и здоровью для неопределенного круга лиц.
Вместе с тем, состоявшиеся по делу акты подлежат изменению, ввиду следующего.
Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
06.04.2022 вступили в законную силу изменения, внесенные Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 3 названного закона, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 4.1.2.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица.
Из сведений, содержащихся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства следует, что ООО УК «Уютный квартал» с 10.08.2021 состоит в указанном реестре, отнесено к категории – «микропредприятие».
Таким образом, учитывая, что внесенные в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях изменения улучшают положение ООО УК «Уютный квартал», в соответствии со статьей 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении ему административного наказания подлежат применению положения части 2 статьи 4.1.2 названного кодекса.
При таких обстоятельствах, состоявшиеся по делу акты подлежат изменению, путем применения при назначении административного наказания положений части 2 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьи 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ № 185 ░░ 10.03.2022 ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░ ░░ 06.06.2022, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 2 ░░░░░░ 4.1.2 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 15000 ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 30.12 - 30.14 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░/░ ░.░. ░░░░░░░
«░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░______________________________ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░ «_______»___________________________ 2022 ░. |