Дело № 2-154/2024
УИД 02RS0007-01-2024-000155-20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Усть-Кан 07 мая 2024 года
Усть-Канский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Кыпчаковой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Бордюшевой Б.А.,
с участием помощника прокурора Канакаевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ФИО2 о лишении права на выплату пособий и страховой суммы в связи с гибелью сына в зоне проведения специальной военной операции,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ФИО2 о лишении права на выплату пособий и страховой суммы в связи с гибелью сына в ходе специальной военной операции. В обоснование исковых требований ФИО1 указала, что она состояла с ФИО2 в браке, который расторгнут в апреле 2008 г. Отделом ЗАГС Усть-Канского района ******* выдано свидетельство об установлении отцовства, согласно которому ФИО2 признан отцом ребенка истца - ФИО3, ******* года рождения. ******* сын истца ФИО3 погиб в период прохождения военной службы по контракту при выполнении боевых задач в ходе специальной военной операции на территории Украины. ФИО1 считала, что ФИО2 должен быть лишен права на получение страховой суммы, единовременного пособия и единовременной выплаты в связи со смертью военнослужащего после смерти сына, поскольку родственных связей с ним он не поддерживал, воспитанием не занимался, судьбой не интересовался, материально не содержал. Уточнив исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ФИО1 просила суд лишить ФИО2 права на выплату страховой суммы, предусмотренной Федеральным законом от ******* № 52-ФЗ; выплату единовременного пособия на основании Федерального закона от ******* № 306-ФЗ; единовременную выплату, установленную Указом Президента Российской Федерации от ******* № , а также лишить ответчика права на получение удостоверения члена семьи погибшего, предусмотренного Федеральным законом от ******* № 5-ФЗ «О ветеранах».
В судебном заседании истец ФИО1 и ее представитель ФИО4 заявленные исковые требования поддержали в полном объеме и просили их удовлетворить.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Третье лицо ФИО5 считала заявленные исковые требования законными и подлежащими удовлетворению.
Остальные лица, участвующие в деле, при надлежащем извещении в судебном заседании участия не принимали, представителей не направили.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение помощника прокурора Канакаевой Т.А., полагавшей заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, оценив доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система, социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации). Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).
Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (пункт 2 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.
Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации».
В силу положений статьи 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ к застрахованным лицам по обязательному государственному страхованию относятся в том числе военнослужащие, за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена.
Выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица, в частности, родители (усыновители) застрахованного лица (абзацы первый, третий пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ).
В статье 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ названы страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования, среди которых гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
В статье 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ определены страховые суммы, выплачиваемые выгодоприобретателям, размер которых ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы (абзац девятый пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ).
Так, согласно абзацу второму пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, страховая сумма выплачивается в размере 2 000 000 руб. выгодоприобретателям в равных долях.
Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» также установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих - единовременное пособие и ежемесячная денежная компенсация, размеры которых подлежат ежегодному увеличению (индексации) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных пособий принимается Правительством Российской Федерации (часть 16 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ).
В случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 рублей (часть 8 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ).
В соответствии с положениями части 9 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация.
Пунктом 2 части 11 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» к членам семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющим право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 данной статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 этой же статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности отнесены родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья.
Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу как по призыву, так и в добровольном порядке по контракту, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что - в силу Конституции Российской Федерации, в частности ее статей 2, 7, 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 (части 1 и 2) и 71 (пункты "в", "м"), - обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью в период прохождения военной службы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. № 17-П, от 20 октября 2010 г. № 18-П, от 17 мая 2011 г. № 8-П, от 19 мая 2014 г. № 15-П, от 17 июля 2014 г. № 22-П, от 19 июля 2016 г. № 16-П).
В случае гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, Российская Федерация как социальное государство принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того, что их правовой статус производен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности.
Публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, в том числе по призыву, членам его семьи в настоящее время включает в себя, в частности, их пенсионное обеспечение в виде пенсии по случаю потери кормильца, назначаемой и выплачиваемой в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 25 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих), страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих (пункт 3 статьи 2, статья 4 и пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации») и такие меры социальной поддержки, как единовременное пособие и ежемесячная денежная компенсация, предусмотренные частями 8 - 10 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
При определении круга членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющих право на названные выплаты, федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, исходил, в частности, из целевого назначения данных выплат, заключающегося в восполнении материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание.
Таким образом, установленная федеральным законодателем система социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, направлена на максимально полную компенсацию связанных с их гибелью материальных потерь.
Такое правовое регулирование, гарантирующее родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, названные выплаты, имеет целью не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выразить от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества - защитников Отечества (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 г. № 22-П, от 19 июля 2016 г. № 16-П).
Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. № 98 установлены дополнительные социальные гарантии военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. № 98 в случае гибели (смерти) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, военнослужащих, выполнявших специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики, либо смерти указанных военнослужащих и лиц до истечения одного года со дня их увольнения с военной службы (службы), наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (службы), членам их семей осуществляется единовременная выплата в размере 5 млн рублей в равных долях. При этом учитывается единовременная выплата, осуществленная в соответствии с подпунктом «б» этого пункта. Категории членов семей определяются в соответствии с частью 1.2 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и частью 11 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
Получение единовременных выплат, установленных данным Указом, не учитывается при определении права на получение иных выплат и при предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. № 98).
Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законодатель, гарантируя военнослужащим, выполняющим конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, а также принимавшим участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью, установил и систему мер социальной поддержки членам семьи военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы. К числу таких мер относятся страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, единовременная выплата, единовременное пособие, ежемесячная компенсация, которые подлежат выплате в том числе родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы. Цель названных выплат - компенсировать лицам, в настоящем случае родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойного защитника Отечества, нравственные и материальные потери, связанные с его гибелью при выполнении обязанностей военной службы, осуществляемой в публичных интересах.
Исходя из целей названных выплат, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанный в нормативных правовых актах, в данном случае в статье 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ, статье 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ, подпункте "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. № 98, круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели (смерти) военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, среди которых родители такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и учета при определении наличия у родителей погибшего военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью (смертью) их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических родственных и семейных связей.
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) возлагает на родителя (родителей) или других лиц, воспитывающих ребенка, основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для его развития (пункт 1 статьи 18, пункт 2 статьи 27).
Статьей 38 Конституции Российской Федерации и корреспондирующими ей нормами статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.
Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (часть 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации).
Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (пункт 1 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права) (пункт 1 статьи 61 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (абзацы первый и второй пункта 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (пункт 1 статьи 66 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из воспитательных учреждений, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя (пункт 4 статьи 66 Семейного кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу второму статьи 69 Семейного кодекса Российской Федерации родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.
Пунктом 1 статьи 71 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (статья 87 Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. № 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав» разъяснено, что уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении. Разрешая вопрос о том, имеет ли место злостное уклонение родителя от уплаты алиментов, необходимо, в частности, учитывать продолжительность и причины неуплаты родителем средств на содержание ребенка.
Из приведенных положений семейного законодательства следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ее членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание детей, защита их прав и интересов. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Таким образом, права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанные на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя.
Как следует из материалов дела, ФИО3, ******* года рождения, проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Согласно извещению военного комиссара <адрес> Республики Алтай от *******, справке военного комиссара <адрес> от ******* лейтенант ФИО3 погиб ******* при выполнении задач в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики. Смерть наступила в период прохождения военной службы и связана с исполнением обязанностей военной службы.
Согласно свидетельству о рождении от ******* серии I-ОМ № матерью ФИО3, ******* года рождения, указана ФИО1.
******* ФИО1 переменила фамилию, имя, отчество на ФИО1, что подтверждается свидетельством о перемене имени от *******.
Согласно сведениям Комитета по делам ЗАГС и архивов Республики Алтай Отдел ЗАГС <адрес> от ******* между ФИО1 и ФИО2 был заключен брак, о чем ******* составлена запись акта о заключении брака № . После заключения брака ФИО1 присвоена фамилия «ФИО».
Из свидетельства об установлении отцовства от ******* следует, что ФИО2 признан отцом ребенка ФИО3, ******* года рождения, с присвоением ребенку фамилии, имени и отчества «ФИО3», о чем Комитетом по делам ЗАГС и архивов Республики Алтай Отдел ЗАГС <адрес> ******* составлена запись акта об установлении отцовства № .
******* выдано повторное свидетельство о рождении ФИО3, ******* года рождения, где матерью указана ФИО1., отцом – ФИО2
Решением Усть-Канского районного суда Республики Алтай от ******* брак между ФИО2 и ФИО2 расторгнут.
Согласно характеристике от *******, выданной директором МБОУ «Усть-Канская СОШ имени Ч.К. Кыдрашева» ФИО6, классного руководителя ФИО7, ФИО3 обучался в данной школе с первого класса. Воспитывался в неполной семье, мама ФИО1 уделяла большое внимание воспитанию сына, регулярно посещала школу и родительские собрания, прививала лучшие нравственные качества сыну. С 2014 по 2016 годы ФИО3 проходил обучение в Елабужском суворовском военном училище Министерства внутренних дел Российской Федерации. Затем вернулся домой и закончил родную школу. В 2019 году поступил в Новосибирское высшее военное командное ордена Жукова училище. В 2023 году попал по распределению в 127-ю мотострелковую ордена Кутузова дивизию.
В судебном заседании истец пояснила, что она одна вырастила и воспитала сына ФИО3, алименты она не взыскивала, ответчик ФИО2 при жизни сына ФИО3 и до его совершеннолетия не поддерживал никаких родственных связей с сыном, не занимался его воспитанием, судьбой не интересовался, материально не содержал, обязанностей родителя не осуществлял, учебой сына никогда не интересовался, он даже не знал о том, что сын ФИО3 был военным и находился в зоне СВО. В связи с чем ФИО1 полагает, что ответчик должен быть лишен права на получение выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от ******* № , Федеральным законом от ******* № 52-ФЗ, Федеральным законом от ******* № 306-ФЗ, а также на получение удостоверения члена семьи погибшего, предусмотренного Федеральным законом от ******* № 5-ФЗ «О ветеранах».
Погибший ФИО3 состоял в законном браке с ФИО5., что подтверждается записью акта о заключении брака № от *******.
В судебном заседании ФИО5 пояснила, что с ФИО3 она познакомилась еще в 2015 году, поженились в августе 2020 года, ФИО3 не очень любил рассказывать про отца ФИО2, он с ним не общался, говорил, что он был плохим человеком, обижал мать, постоянно выпивал. В период совместного проживания с ФИО3 ответчик материальной помощи им не оказывал, ФИО3 ни разу он не звонил, в гости к ним не приходил, первый раз ФИО5 увидела ответчика на похоронах своего мужа.
ФИО8 и ФИО9, допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей, пояснили, что ФИО3 был супругом их дочери ФИО5, которые поженились в 2020 году. Ответчик какой-либо помощи в организации свадьбы детей не оказывал, материально им также не помогал, увидели его первый раз только на похоронах ФИО3. При жизни ФИО3 рассказывал ФИО8, что у него были неприязненные отношения к отчиму ФИО2
Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО10, ФИО11 пояснили, что являются родственниками истца ФИО1 С ФИО2 они не знакомы, со слов истца знают, что они были в браке и быстро развелись. Погибшего ФИО3 видели только в малом возрасте, истец рассказывала, что ФИО2 выпивает, им не помогает.
ФИО12, ФИО13., ФИО14, допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей, пояснили, что являются соседями истца ФИО1, знают ее давно, когда ФИО1 приехала в <адрес>, ее сын ФИО3 был еще маленький, она жила совместно с ФИО2 недолго, он все время был пьяный, нигде не работал, были постоянно скандалы, ФИО2 с сыном ФИО3 не прогуливался, никогда их вместе они не видели. Истец им рассказывала, что ФИО2 им не помогает, участия в воспитании сына не принимает.
Оценивая показания указанных свидетелей, суд не находит оснований не доверять им, поскольку показания свидетелей согласуются с письменными доказательствами, свидетели судом предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, заинтересованность их в исходе дела судом не установлена, в связи с чем показания допрошенных свидетелей суд оценивает в качестве допустимых и достоверных доказательств.
Таким образом, оценивая имеющиеся в деле доказательства, в том числе пояснения истца и ее представителя ФИО4, показания допрошенных в качестве свидетелей ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО14, ФИО13., ФИО12, в их совокупности применительно к установленным обстоятельствам дела, суд приходит к выводу об утрате ответчиком права на государственные пособия и выплаты, основанные на факте родства с ребенком ФИО3, поскольку ответчик в течение длительного времени уклонялся от выполнения обязанностей родителя по содержанию и воспитанию своего сына, как до, так и после совершеннолетия сына, его судьбой не интересовался. ФИО2 не проявлял должной заботы о своем сыне, не оказывал ему моральную, физическую, духовную поддержку, не интересовался его здоровьем. ФИО2, проживая отдельно от сына ФИО3, не предпринимал попыток получить доступ к своему сыну и установить с ним общение, появился только на похоронах ФИО3 Однако участие ФИО2 в похоронах не дает ему достаточных оснований претендовать на выплаты, предназначенные для родителей, которые длительное время и надлежащим образом исполняли родительские обязанности.
Доказательств участия ФИО2 в жизни сына ФИО3 до достижения им 18-летнего возраста, оказания ему материальной помощи, моральной поддержки, проявление интереса к его здоровью, развитию, в материалах дела не имеется и суду не представлено.
Более того, между ответчиком ФИО2 и его погибшим сыном ФИО3 фактически отсутствовали семейные и родственные связи, отец и сын отношения не поддерживали. Данных о том, что истец препятствовала общению ФИО2 с ФИО3 не имеется.
Ввиду изложенного, а также с учетом требований добросовестности, разумности и справедливости, целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время и надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойным защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью (смертью) при исполнении обязанностей военной службы, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 в части лишения ФИО2 как родителя погибшего военнослужащего права на получение страховой суммы, предусмотренной Федеральным законом от ******* № 52-ФЗ, единовременного пособия на основании Федерального закона от ******* № 306-ФЗ и единовременной выплаты, установленной Указом Президента Российской Федерации от ******* № .
Вместе с тем, заявленные требования истца о лишении ФИО2 права на получение удостоверения члена семьи погибшего, предусмотренного Федеральным законом от ******* № 5-ФЗ «О ветеранах», не нарушает и не затрагивает прав истца ФИО1, поскольку не влечет для нее негативных последствий.
Гражданский кодекс не ограничивает заинтересованных лиц в выборе способа защиты нарушенного права и не ставит использование общих гражданско-правовых способов защиты в зависимость от наличия способов специальных. Граждане и юридические лица в силу ст. 9 Гражданского кодекса вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению с учетом ст. 12 Гражданского кодекса, исходя из характера спорных правоотношений и существа нарушенного права, однако способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. В силу п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права.
В данном случае лишение ответчика права на получение удостоверения члена семьи погибшего, не повлечет восстановления нарушенных прав и законных интересов истца.
Таким образом, поскольку доказательств, подтверждающих, что выдача ответчику удостоверения члена семьи погибшего нарушает права и законные интересы истца, материалы дела не содержат, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного иска в данной части.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Лишить ФИО2, ******* года рождения, права на меры социальной поддержки в виде пособий и выплат, а именно:
- на единовременную выплату, предусмотренную Указом Президента Российской Федерации от ******* № «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей»;
- на выплату страховой суммы, предусмотренной Федеральным законом от ******* № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации»;
- на выплату единовременного пособия, предусмотренного Федеральным законом от ******* № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 к ФИО2 отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме через Усть-Канский районный суд Республики Алтай.
Судья Л.В. Кыпчакова
Мотивированное решение суда принято *******.