Дело № 2-11457/2022
24RS0048-01-2021-010686-91
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 ноября 2022 года Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Злобиной М.В.,
при секретаре Березюке Н.В.,
с участием истца Золотаревой И.В.,
представителя ответчика Чернявской Л.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Золотаревой Ирины Викторовны к ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю о признании решения незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Золотарева И.В. обратилась в суд с иском к ГУ-ОПФР по <адрес>, в котором (с учетом уточнений) просит обязать ответчика назначить истцу досрочно страховую пенсию по старости с момента первого обращения ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности включить в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы в должности старшей пионерской вожатой в Средней школе № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в Петровск-Забайкальском доме-интернате для умственно-отсталых детей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период работы в должности педагога-психолога в Балягинской Средней школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период обучения в Петровск-Забайкальской педагогическом училище с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Требования мотивированы тем, что истец неоднократно обращалась к ответчику с заявлениями о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 1 ч. 19 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», однако ей было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. При этом, периоды работы Золотаревой И.В. в должности старшей пионерской вожатой в Средней школе № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в Петровск-Забайкальском доме-интернате для умственно-отсталых детей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в должности педагога-психолога в Балягинской Средней школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период обучения в Петровск-Забайкальской педагогическом училище с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включены ответчиком в специальный стаж. Вместе с тем, истец работала в педагогических должностях в образовательных учреждениях более 26 лет, что дает право на назначение страховой пенсии по старости на основании пп. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Применение Списка должностей и учреждений, утвержденного Постановление Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № временными рамками не ограничено и может применяться ко всем периодам до вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Протокольным определением от 08.11.2021г. произведена замена ненадлежащего ответчика ГУ-УПФР в <адрес> на его правопреемника ГУ-ОПФР по <адрес>.
В судебном заседании истец Золотарева И.В. исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям, настаивали на их удовлетворении.
Представитель ответчика Чернявская Л.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что считает решение пенсионного органа об отказе Золотаревой И.В. в назначении досрочной страховой пенсии законным, поскольку у ГУ-ОПФР по Красноярскому краю отсутствовали основания и подтверждающие документы для включения в специальный стаж истца спорного периода времени.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки суд не уведомили.
Суд, с учетом мнения участников процесса, считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя третьего лица, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Порядок пенсионного обеспечения для граждан установлен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон о страховых пенсиях) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. ч. 2, 3 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В качестве правового основания для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся предусматривается длительное выполнение определенной профессиональной деятельности, в частности, устанавливается право на получение пенсии за выслугу лет в связи с определенным видом профессиональной деятельности (в данном случае – осуществление педагогической деятельности).
В целях реализации положений статьи 30 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" определен порядок реализации ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которому установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в том числе, Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Пунктом 4 указанных Правил установлено, что периоды выполнявшейся до ДД.ММ.ГГГГ работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с ДД.ММ.ГГГГ - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных Правилами.
На основании пункта "м" Постановления Правительства Российской Федерации
№ об утверждении Списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, до 2002 года вопросы пенсионного обеспечения педагогических работников регулировались Постановлением Правительства РФ N 1067 от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно абзацу 1 пункта 3 указанного Постановления периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ засчитывались в стаж в соответствии со "Списком профессий и должностей работников народного образования...", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №, а после этой даты применялся "Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости...", утвержденный Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Список N 781) - в стаж педагогической деятельности для досрочного назначения трудовой пенсии по старости засчитывается работа воспитателем в дошкольных образовательных учреждениях, в перечень которых входят: детские сады всех наименований, центр развития ребенка - детский сад, ясли-сад (сад-ясли), детские ясли.
Ранее действовал утвержденный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1067 Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (Список N 1067), а до этого действовал утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 463 Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР (Список N 463), и также действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 (Положение N 1397).
Из текста Списка № следует, что в стаж педагогической деятельности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, должны включаться периоды работы на соответствующих должностях в детских дошкольных учреждениях всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли).
Согласно Списку № в стаж педагогической деятельности подлежит включению работа на перечисленных в Списке должностях в дошкольных образовательных учреждениях: детском саду, детском саду общеразвивающего вида, детском саду компенсирующего вида, детском саду присмотра и оздоровления, детском саду комбинированного вида, центре развития ребенка - детском саду.
В соответствии с Положением № в стаж педагогической деятельности включается работа в детских садах и объединенных яслях-садах.
Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в разделе "Наименование учреждений" предусмотрены дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований, центр развития ребенка - детский сад, ясли - сад (сад - ясли), детские ясли.
Из п. 4 Правил от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что периоды работы, выполняющиеся до ДД.ММ.ГГГГ, в должностях и учреждениях, указанных в списке, зачитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), и, начиная с ДД.ММ.ГГГГ - при условии выполнения (суммарно по основному и другом местам работы) норма рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы.
Закон РФ «Об образовании» (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) распространяется на все образовательные учреждения независимо от их наименований, организационно-правовых форм и других обстоятельств и также не содержит каких-либо ограничений в статусе и правах работников этих образовательных учреждений, в том числе и в праве на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью (п. 5 ст. 55).
В судебном заседании установлено и следует из трудовой книжки, что
Золотарева И.В. работала в должности старшей пионерской вожатой в Средней школе № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в должности педагога-психолога в Балягинской Средней школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в Петровск-Забайкальском доме-интернате для умственно-отсталых детей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила обучение в Петровск-Забайкальской педагогическом училище.
Из материалов дела также следует, что истец обращалась в УПФР в Советском районе г. Красноярска с заявлениями о назначении пенсии, однако ей было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. Спорные периоды времени работы истца не были учтены пенсионным органом в стаж по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ в связи с отсутствием соответствующих видов деятельности в ИЛС, кроме того, должности пионерской вожатой не предусмотрена Перечнем №. Должность педагога-психолога не предусмотрена списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, наименование учреждения Петровск-Забайкальского дома – интерната для умственно отсталых детей не значится в Списке учреждений, указанных в п. 13 раздела «Наименование учреждений» Списка. Решением от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет.
В материалы дела представлены различные сведения о состоянии ИЛС застрахованного лица, согласно последним представленным сведениям спорные периоды времени работы истца отражены без указания соответствующего кода.
Относительно требований истца о включении в стаж периода работы пионерской вожатой суд приходит к следующему.
Согласно книги приказов истец в соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ была принята в Среднюю школу № старшей п/вожатой с ДД.ММ.ГГГГ по приказу ГОРОНО № от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ истец уволена по собственному желанию в связи с поступлением на учебу с ДД.ММ.ГГГГ. Стаж работы составил 0 лет 1 месяц 17 дней.
В материалы дела представлен ответ на судебный запрос МОУ СОШ №, в соответствии с которым карточка формы Т2 в отношении Золотаревой И.В. не сохранилась. Вместе с тем, в материалы дела представлен Устав МОУ СОШ №, утвержденный постановлением Администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский» № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым предметом деятельности учреждения является реализация основных общеобразовательных программ начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования и дополнительных общеразвивающих образовательных программ.
Трудовая пенсия по старости назначается в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу подп. 10 п. 1 ст. 28 данного Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ
В разделе "Наименование должностей" Списка должность пионервожатой не указана.
Не предусматривалась вышеназванная должность и действовавшими до ДД.ММ.ГГГГ нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Вместе с тем согласно п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1397, учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности.
Пунктами 2, 4 указанного Положения предусмотрено, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитываются: работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
Указанная работа подлежала включению в стаж при определенном условии.
В силу п. 4 данного Положения период работы в должности "пионервожатая" засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа работы в должности "пионервожатая".
С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию ("Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2007 года", утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ).
Суд принимает во внимание Положения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, в котором поименована должность «Старший вожатый», в должностные обязанности которого входят, в том числе, следующие функции: способствование развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений, помогает в разработке и реализации программ их деятельности на принципах добровольности, самодеятельности, гуманности и демократизма с учетом инициативы, интересов и потребностей обучающихся (воспитанников, детей). В соответствии с возрастными интересами обучающихся (воспитанников, детей) и требованиями жизни, организует их коллективно-творческую деятельность, способствует обновлению содержания и форм деятельности детских общественных организаций, объединений. Обеспечивает условия для широкого информирования обучающихся (воспитанников, детей) о действующих детских общественных организациях, объединениях. Создает благоприятные условия, позволяющие обучающимся, воспитанникам, детям проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовывать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время. Осуществляет заботу о здоровье и безопасности обучающихся (воспитанников, детей). Организует, участвует в организации каникулярного отдыха, изучая и используя передовой опыт работы с детьми и подростками. Проводит работу по подбору и подготовке руководителей (организаторов) первичных коллективов детских общественных организаций, объединений. Обеспечивает взаимодействие органов самоуправления образовательных учреждений, педагогических коллективов образовательных учреждений и детских общественных организаций. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой образовательного учреждения, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим) обучающихся (воспитанников, детей). Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников, детей) во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Из представленной в материалы дела копии выписки ИЛС застрахованного лица следует, что истцом выработано и ответчиком учтено 2/3 необходимого педагогического стажа. Учитывая изложенное, суд считает возможным обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пп. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы Золотаревой Ирины Викторовны с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионерской вожатой в Средней школе №.
В материалах дела имеется копия удостоверения о присвоении истцу квалификационной категории музыкального руководителя дошкольного учреждения от ДД.ММ.ГГГГ. Также в материалы дела представлена копия диплома, выданного Курбановой (после смены фамилии Золоторевой) Ирине Викторовне в том, что она в 1990 году поступила в Петровск-Забайкальское педагогическое училище и в 1993 году окончила полный курс по специальности «Дошкольное воспитание», регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ истец закончила учебу в Петровск-Забайкальском педагогическом училище.
Таким образом, поскольку пенсионным законодательством, действовавшим на момент зачисления истца на обучение в учебное заведение, была предусмотрена возможность зачета в специальный (педагогический) стаж периода обучения в педагогических учебных заведениях при определенных условиях, наличие которых подтверждено в ходе рассмотрения дела (за периодом обучения следовала работа в должности старшего пионервожатого общеобразовательной школы, на момент обращения истца за назначением пенсии ею было выработано более 2/3 стажа, необходимого для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N400-ФЗ), суд пришел к выводу о включении в специальный стаж спорных периодов.
Относительно требования истца о включении в стаж по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ периодов работы в должности педагога-психолога в Балягинской Средней школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в Петровск-Забайкальском доме-интернате для умственно-отсталых детей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд обращает внимание на следующее.
В соответствии с пп. "б" п. 8 указанных Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 781, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа в должностях заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, в том числе школ всех наименований, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.
При этом согласно п. 4 указанных Правил, Периоды выполнявшейся до ДД.ММ.ГГГГ работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с ДД.ММ.ГГГГ - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Из анализа приведенных норм пенсионного законодательства следует, что условием включения работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в педагогический стаж для назначения досрочной пенсии является осуществление деятельности, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, выполнявшейся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, независимо от преподавательской работы. Условием включения в педагогический стаж периода работы в должности преподавателя является выполнение нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).
Согласно поступившего в материалы дела ответа на судебный запрос с МОУ СОШ <адрес> истец в соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ была принята на работу в качестве психолога по ДД.ММ.ГГГГ (в соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ).
В материалы дела представлены сведения о переименовании Средней школы
<адрес> в МОУ СОШ <адрес> в соответствии с Постановлением Администрации <адрес> от 12.14.1994 года №, а в дальнейшем на основании Постановления Администрации муниципального района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № – в МОУ СОШ <адрес>.
Представлен Устав общеобразовательного учреждения, в котором поименованы основные должностные обязанности директора, заместителя директора, заместителя директора по хозяйственной части. Сведения о должных обязанностях других работников отсутствуют.
Согласно вышеуказанному ответу на запрос должностную инструкцию педагога-психолога с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, карточку Т2 в отношении истца, выписку из лицевого счета за весь период работы истца представить не представляется возможным ввиду их отсутствия.
Вместе с тем, согласно представленной справке № от ДД.ММ.ГГГГ в функциональные обязанности истца на должности психолога входило: разработка требуемых программ по психолого-педагогическому направлени; отслеживание поведения учащихся и выявление причин возможных проблем и информирование руководства и классных руководителей о замеченных проблемных моментах в поведении учащихся; заполнение требуемых документов и внесение сведений в базы данных школы, в соответствии с профилем своей деятельности; взаимодействие с учащимися в рамках проведения исследований; взаимодействие с другими сотрудниками школы, а также с родителями учащихся, в пределах своих обязанностей; участие в составлении планов работы школы; оказание необходимой психологической поддержки коллегам и учащимся; проведение консультационных мероприятий с учащимися по проблемам их развития; консультирование коллег, родителей по вопросам педагогической деятельности и ее психологической составляющей; составление профессиональных заключений по документам, затрагивающим психолого-педагогическую сторону деятельности школы; анализ результатов применения психолого-педагогических методов при работе с учащимися; определение отклонений у отдельных учащихся в сфере психологии и обучения, а также разработка мер по коррекции данных нарушений; проведение психодиагностических мероприятий в соответствии с заданными критериями; проведение внеклассных мероприятий (классные часы, родительские собрания); прохождение профессиональной аттестации.
В соответствии с ответом на запрос исх. № от ДД.ММ.ГГГГ в имеющейся на хранении разбивке педагогической нагрузки по Балягинской средней школе на ДД.ММ.ГГГГ год под № значится Золотарева И.В., в графе «предмет» указано «ф-тив краевед-е», в графе «классы/кол-во уч-ся/часы педагогической нагрузки» указано «8а/27/1, 8б/28/1, 9а/19/1, 9б/15/1, 9в/19/1», в графе «всего часов» указано «2,3» (количество часов указано двумя суммами.
Каких-либо доказательств того, в какой период времени истец имела педагогическую нагрузку (день либо неделя, либо месяц), в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что в материалы дела не представлено достаточных доказательств выполнения истцом нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).
Суд критически относится к представленной в материалы дела справке, уточняющей особый характер работы или условия труда за периоды работы, которые засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии со ст. 30 Федерального Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которой указано, что истец работала полный рабочий день, на полную тарифную ставку в качестве психолога с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что предусмотрено пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в качестве основания выдачи данной справки указана только книга приказов 1996-2000 гг, которая сама по себе не может подтверждать характер стажа.
С ГСУСО «Петровск-Забайкальский детский дом-интернат для граждан, имеющих психические расстройства» <адрес> в материалы дела представлены лицевые счета на истца и реестр приказов, содержащие сведения о приказах о приеме на работу №/л от ДД.ММ.ГГГГ в качестве психолога, о переводе №/л от ДД.ММ.ГГГГ на должность и.о. заместителя директора, о совмещении №/л от ДД.ММ.ГГГГ с 0,5 ставки психолога, о снятии доплаты за замещение №/ок от ДД.ММ.ГГГГ, о совмещении №/ок от ДД.ММ.ГГГГ с должностью воспитателя, о совмещении №/л от ДД.ММ.ГГГГ с 0,5 ставки музыкального руководителя, о совмещении №/ок от ДД.ММ.ГГГГ с 0,25 ставки музыкального руководителя, о доплате №/ок от ДД.ММ.ГГГГ, о совмещении №/ок от ДД.ММ.ГГГГ с музыкальным руководителем, об увольнении №/л от ДД.ММ.ГГГГ.
Представлен Устав общеобразовательного учреждения, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты населения <адрес>, с изменениями и с приложением перечня объектов недвижимости.
Также в материалы дела представлены карточки формы Т2 на истца и карточки (выписки) лицевого счета с указанием начисленных сумм. Представлена справка от ДД.ММ.ГГГГ о размере заработка итца с августа 1999 года по апрель 2002 года.
Из штатного расписания с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, за 2002 год в ГСУ СО «Петровск-Забайкальском доме-интернате для умственно-отсталых детей» имелась ставка заместителя директора и заместителя директора по воспитательной работе.
Согласно представленным в материалы дела сведениям в должностные обязанности заместителя директора стационарного социального учреждения по учебно-воспитательной работе входило:
- организовать текущее и перспективное планирование деятельности педагогического коллектива;
- координировать работу преподавателей, воспитателей, инструкторов трудового обучения и других педагогических работников по выполнению учебных планов и программ, разрабатывать необходимую учебно-методическую документацию;
- осуществлять контроль за качеством воспитательного и образовательного процесса, работой кружков;
- оказывать помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий, организовывает учебно-воспитательную, методическую, внеклассную работу;
- составляет расписание учебных занятий и других видов учебной воспитательной деятельности;
- обеспечивает своевременное составление установленной документации/отчетности;
- оказывает помощь коллективам/воспитанников в проведении культурно-просветительных и оздоровительных мероприятий;
- участвует в подборе и расстановке педагогических кадров, организует повышение их квалификации и профессионального мастерства, вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса;
- принимает участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников учреждения;
- принимает меры по оснащению мастерских и кабинетов современным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения, пополнению библиотек и методических кабинетов учебно-методической и художественной литературой, журналами и газетами;
- осуществляет контроль за состоянием медицинского обслуживания жилищно-бытовых условий проживания воспитанников.
Согласно справке, уточняющей характер работы исх № от ДД.ММ.ГГГГ истец действительно в с период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в ГСУ СО «Петровск-Забайкальском доме-интернате для умственно-отсталых детей» в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе, однако специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости за работу, в соовтетствии с п. 1 пп. 19 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не имеется. Основание выдачи справки – книга приказов 1999-2002 года, личная карточка Т-2, лицевые счета за 1999-2002 года, штатное расписание за 1999-2002 годы, должностная инструкция.
Доказательств выполнения истцом в период работы на должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) не представлено.
В соответствии с 28 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Учитывая, изложенное, принимая во внимание отсутствие сведений о соответствующем виде стажа в ИЛС, отсутствие доказательств выработки истцом нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), суд приходит к выводу, что основания для включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пп. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периодов работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в Петровск-Забайкальском доме-интернате для умственно-отсталых детей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в должности педагога-психолога в Балягинской Средней школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально удовлетворенным требованиям.
Учитывая характер спора, частичное удовлетворение требований истца, суд считает возможным взыскать с ГУ-ОПФР по <адрес> в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, по правилам ст. 333.19 НК РФ.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Золотаревой Ирины Викторовны удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пп. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы Золотаревой Ирины Викторовны с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности ст. пионерской вожатой в Средней школе №, период обучения в Петровск-Забайкальском педагогическом училище с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю в пользу Золотаревой Ирины Викторовны расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В удовлетворении остальной части требований Золотаревой Ирины Викторовны - отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня приятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: М.В. Злобина
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года
Копия верна
Судья М.В. Злобина