Дело № 12-18/2022
УИД 80RS0002-01-2022-000984-84
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
пгт. Могойтуй 14 декабря 2022 года
Судья Могойтуйского районного суда Забайкальского края Ситко Т.И.,
при секретаре Бабуевой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Публичного акционерного общества «Нефтемаркет» на постановление главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в Забайкальском крае от 12 сентября 2022 года № НС-57-75/6-38-22-ИЗ/6 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ПАО «Нефтемаркет»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в Забайкальском крае от 12 сентября 2022 года № НС-57-75/6-38-22-ИЗ/6 ПАО «Нефтемаркет» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ПАО «Нефтемаркет» подало жалобу, в которой просит постановление признать недействительным в части вмененного обществу эпизода о нарушении п. 16 Правил по охране труда при работе на высоте утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 16.11.2020 г. № 782н, ст.ст. 214 и 219 ТК РФ, выразившемся в том, что ФИО2, выполняющий работы на высоте, допущен к выполнению данных работ без обучения безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте, а также признать недействительным в части вмененного обществу эпизода о нарушении ст. 220 ТК РФ, выразившемся в том, что ФИО2 допущен к работе без прохождения в установленном порядке периодического медицинского осмотра (обследования).
В обоснование своей жалобы ПАО «Нефтемаркет» указало и считает, что постановление № НС-57-75/6-38-22-ИЗ/6 от 12 сентября 2022 г. о привлечении ПАО «Нефтемаркет» к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ вынесено с нарушением п. 1 ст. 24.5, ч. 4 ст. 2.1 и ст. 1.6 КоАП РФ, поскольку в деянии отсутствует состав административного правонарушения, а именно:
1. Из оспариваемого постановления следует, что в нарушение п. 16 Правил по охране труда при работе на высоте, утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 16.11.2020 г. № 782н (далее - «Правила»), ст. ст. 214 и 219 ТК РФ ФИО2, выполняющий работы на высоте, допущен к выполнению данных работ без обучения безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте.
Между тем, в пункте 16 Правил перечислены условия, при которых Работодатель обязан организовать до начала проведения работ на высоте обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте работников: а) допускаемых к работам на высоте впервые; б) переводимых с других работ, если указанные работники ранее не проходили соответствующего обучения; в) имеющих перерыв в работе на высоте более одного года.
ФИО2 имеет беспрерывный стаж работы по сливу вагонов-цистерн свыше 6 лет, следовательно, исходя из буквального толкования текста данного пункта Правил, Работодатель не обязан был организовать обучение.
Более того, по их мнению, Правила регламентируют вопросы обучения работников, допускаемых к работам на высоте, выполняемым с оформлением наряда-допуска. В данном случае наряд-допуск не оформлялся, поскольку работы по сливу вагоноцистерн - это периодически повторяющиеся работы на высоте, которые являются неотъемлемой частью действующего технологического процесса, характеризующиеся постоянством места, условий и характера работ, определенным и постоянным составом квалифицированных исполнителей. Поэтому такие работы в соответствии с действующей у работодателя специальной оценкой условий труда (СОУТ) можно проводить без оформления наряда-допуска (п. 8 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 16 ноября 2020 г. № 782н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте»).
Статья 219 ТК РФ содержит ссылку на порядок обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, установленный постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2021 г. N 2464 "О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда", которое вступает в силу с 01 сентября 2022 г., за исключением пунктов 3 и 4 данного постановления, которые вступают в силу с 1 марта 2022 г., но эти пункты к рассматриваемой ситуации отношения не имеют.
А поскольку новый порядок обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда в силу не вступил, то обучение Блохина проводилось в соответствии с действовавшим в то время Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29.
Согласно пункту 6 Акта о несчастном случае на производстве в. Н-1 от 14.07.2022 г. Блохин. А.Д. прошел вводный инструктаж 21.01.2015 г., последний повторный инструктаж - 11.04.2022 г., обучение по охране труда по профессии или виду работы, при выполнении которой произошел несчастный случай, с 10 по 14 апреля 2022 г. Проверка знаний по охране труда по профессии или виду работы, при выполнении которой произошёл несчастный случай проведена 14.04.2022 г. (протокол № 2 от 14.04.2022 г.). Такая же проверка имела место в 2021 году (протокол № 2 от 21.04.2021 г.).
Таким образом, допущение ФИО2 к выполнению работ на высоте без обучения безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте вменено Обществу необоснованно.
Что касается допущения ФИО2 к выполнению работ на высоте без прохождения в установленном порядке периодического медицинского осмотра (обследования) в нарушение ст. 220 ТК РФ, указывает, что последний раз периодический медицинский осмотр ФИО2 проходил в феврале 2021 г. вместе с другими работниками Могойтуйской нефтебазы, подлежащими такому осмотру. Договор на проведение медицинского осмотра в 2022 году заключен обществом в апреле 2022 г., а медицинский осмотр и психиатрическое освидетельствование пройдены работниками в период с июня по сентябрь 2022 г.
Пройти медицинский осмотр и психиатрическое освидетельствование в срок Могойтуйская нефтебаза не могла из-за проблем, вызванных пандемией коронавируса. В январе 2022 г. в порядке устной договоренности прохождение работниками Могойтуйской нефтебазы периодического медицинского осмотра поставлено в очередь лишь на июль 2022 г. Договор, как указывалось выше, заключен в апреле 2022 г. Отстранить ФИО2 и других работников от работы по причине не прохождения медицинского осмотра означало бы приостановление деятельности нефтебазы, что невозможно в принципе, т.к. означало бы приостановление снабжение организаций и населения отдельных районов Забайкальского края моторным топливом, что, безусловно, повлекло бы социальную напряженность.
Считает, что, продолжая деятельность Могойтуйской нефтебазы, коллектив которой не прошел периодический медицинский осмотр, ПАО «Нефтемаркет» действовало в состоянии крайней необходимости, т.к. предотвращало тем самым опасность, угрожающую охраняемым законом интересам общества или государства, которая не могла быть устранена иными средствами, что является обстоятельством, исключающим административную ответственность (пункт 3 части I статья 24.5 КоАП РФ).
Кроме того, ПАО «Нефтемаркет» приняло все зависящие от него меры по прохождению коллективом Могойтуйской нефтебазы периодического медицинского осмотра (своевременно обратилось в мед. учреждение), однако по причинам, связанным с пандемией коронавируса, прохождение мед. осмотра лечебным учреждением было поставлено в план на лето 2022 г. поэтому в силу ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ ПАО «Нефтемаркег» не подлежит административной ответственности за допуск работника к работе без прохождения периодического медицинского осмотра.
Считает, что оспариваемым постановлением нарушается право Общества на свободное распоряжение принадлежащими ему денежными средствами в сумме назначенного штрафа.
В судебном заседании от 02 декабря 2022 года представитель ПАО «Нефтемаркет» Корсунов А.М. доводы, изложенные в жалобе, поддержал, просил исключить из постановления указание на нарушение п. 16 Правил по охране труда при работе на высоте, ст. 214,219 ТК РФ о том, что ФИО2, выполняющий работы на высоте, допущен к выполнению работ без обучения безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте, а также указание на то, что в нарушение ст. 220 ТК РФ ФИО2 допущен к работе без прохождения в установлен6ном порядке периодического медицинского осмотра (обследования).
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.
Статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ в редакции, действующей на момент выявления правонарушения) установлены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
Согласно части 2 указанной статьи работодатель обязан обеспечить: обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
Частью 1 статьи 225 ТК РФ установлено, что все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 1/29 (далее - Порядок обучения по охране труда).
В силу пунктов 2.2.2 - 2.2.4 указанного Порядка в процессе трудовой деятельности работодатель (или уполномоченное им лицо) обеспечивает проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим. Порядок, форма, периодичность и продолжительность такого обучения и проверки знаний устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ. Работодатель (или уполномоченное им лицо) организует проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим.
Проверка теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы работников рабочих профессий осуществляется в соответствии с требованиями раздела III Порядка обучения по охране труда, в частности, установленными пунктами 3.1, 3.4 - 3.6, 3.9 названного Порядка.
В соответствии со статьей 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда; не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что 29 апреля 2022 г. с работником ПАО «Нефтемаркет» ФИО2 произошел несчастный случай, который по результатам его расследования был квалифицирован как несчастный случай, связанный с производством.
Согласно акту о расследовании группового несчастного случая, с 04 мая по 11 июля 2022 г. на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Забайкальском крае от 4 мая 2022 г. № 75/6-38-22-ИЗ/12-2499-И/73-111 проведено расследование тяжелого несчастного случая, произошедшего в ПАО «Нефтемаркет», в ходе которого установлено, что 29 апреля 2022 г. в 11 час. 45 мин. машинист оборудования распределительных нефтебаз ФИО2 упал с железнодорожной вагоноцистерны при выполнении работ по сливу нефтепродуктов с высоты 4,4 м. Комиссия установила, что ФИО2 в нарушение ст.ст. 21, 76, 81 ТК РФ, п. 2.1 ПВТР, п. 4.11 должностной инструкции машиниста оборудования распределительных нефтебаз, находился на работе в состоянии алкогольного опьянения. Старший оператор товарный ФИО4 в нарушение п. 3.10 должностной инструкции, п. 4.1 ПВТР, ст. 76 ТК РФ допустил к работе ФИО2, появившегося на работе в состоянии опьянения. В соответствии с п. 3.16 Инструкции № по охране труда для товарных операторов при выполнении работ по сливу, наливу на железнодорожных эстакадах, хождение непосредственно по вагоноцистерне запрещается. С данной инструкцией ФИО2 ознакомлен под роспись 14.12.2018 г. Вместе с тем установлено, что расстояние от трапа до люка вагоноцистерны составляет 1,5-2 м., в нарушение пункта 3.16 Инструкции № работодателем не обеспечен доступ работника с трапа непосредственно на площадку люка (горловины) вагоноцистерны. В нарушение ст. 214 ТК РФ работодателем не обеспечены безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работника. Установлено, что Инструкция по охране труда для машиниста оборудования распределительных нефтебаз в ПАО «Нефтемаркет» не разработана, тогда как п. 10.1. Положения о СУОТ, утв. В ПАО «Нефтемаркет» 20.05.2015 г. предусмотрено, что инструкции по охране труда разрабатываются для работников исходя из его должности, профессии или вида выполняемой работы. В нарушение п. 16 Правил по охране труда при работе на высоте, ст.ст. 214,219 ТК РФ ФИО2, выполняющий работы на высоте, допущен к выполнению данных работ без обучения безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте. ФИО2 допущен к работе без прохождения в установленном порядке периодического медицинского осмотра, что является нарушением п. 4.5 должностной инструкции, ст. 220 ТК РФ. ФИО2, выполняющий работу на высоте, допущен к работе без прохождения в установленном порядке обязательного психиатрического освидетельствования, что является нарушением ст. 220 ТК РФ, постановления Правительства РФ от 28.04.1993 № 377. Из личной карточки учета выдачи СИЗ установлено, что ФИО2 не выданы: перчатки с полимерным покрытием – 6 пар, перчатки трикотажные с точечным покрытием – 12 пар, очки защитные, наушники противошумные, маска или полумаска со сменными фильтрами, ботинки кожаные утепленные с жестким подноском, перчатки с полимерным покрытием нефтеморозостойкие, что является нарушением ст.ст. 214, 221 ТК РФ. В ПАО «Нефтемаркет» не организована процедура идентификации опасностей на рабочих местах, исходя из специфики деятельности, не установлен порядок реализации следующих мероприятий по обеспечению функционирования СУОТ: выявление опасностей. Нарушены требования ст. 22, 217, 218 ТК РФ, п.17, 19, 21, 47 Примерного положения о системе управления охраной труда, утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.10.2021 г. № 776н. Правилами по охране труда при работе на высоте, утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 16.11.2020 г. № 782н, работодатель, исходя из специфики своей деятельности и характеристик объекта, обязан в рамках процедуры управления профессиональными рисками системы управления охраной труда провести оценку профессиональных рисков, связанных с возможным падением работника с высоты в соответствии с классификацией работ на высоте. В нарушение указанного на рабочем месте машиниста оборудования распределительных нефтебаз оценка профессиональных рисков не проведена. Несчастный случай с ФИО2 квалифицирован как несчастный случай на производстве, который подлежит учету и регистрации в ПАО «Нефтемаркет».
8 сентября 2020 г. должностным лицом Государственной инспекции труда в Забайкальском крае в отношении ПАО «Нефтемаркет» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по указанным выше фактам.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ПАО «Нефтемаркет» к административной ответственности, установленной данной нормой. Действия ПАО «Нефтемаркет» квалифицированы по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, которые оценены на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные в обжалуемом акте выводы о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Наличие или отсутствие причинно-следственной связи между произошедшим несчастным случаем и выявленным нарушением не имеет значения для привлечения общества к административной ответственности за совершение этого нарушения. Основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении послужило выявленное в ходе проведения надзорного мероприятия нарушение требований трудового законодательства, выразившееся в допуске работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, за совершение которого частью 3 статьи 5.27.1 названного кодекса установлена административная ответственность.
Доводы ПАО «Нефтемаркет» о том, что последний раз периодический медицинский осмотр ФИО2 проходил в феврале 2021 г. Договор на проведение медицинского осмотра в 2022 году заключен обществом в апреле 2022 г., а медицинский осмотр и психиатрическое освидетельствование пройдены работниками в период с июня по сентябрь 2022 г. Пройти медицинский осмотр и психиатрическое освидетельствование в срок Могойтуйская нефтебаза не могла из-за проблем, вызванных пандемией коронавируса. В январе 2022 г. в порядке устной договоренности прохождение работниками Могойтуйской нефтебазы периодического медицинского осмотра поставлено в очередь лишь на июль 2022 г. Отстранить ФИО2 и других работников от работы по причине не прохождения медицинского осмотра означало бы приостановление деятельности нефтебазы. Считает, что, продолжая деятельность Могойтуйской нефтебазы, коллектив которой не прошел периодический медицинский осмотр, ПАО «Нефтемаркет» действовало в состоянии крайней необходимости.
Данные доводы были проверены в ходе производства по делу, и не могут повлечь отмену постановления должностного лица, поскольку правонарушение по части 3 статьи 5.27.1. КоАП РФ является длящимся, оно выражается в длительном, систематическом допуске работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательных периодических медицинских осмотров.
Факт совершения вмененного ПАО «Нефтемаркет» административного правонарушения и вина в его совершении, подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые были оценены должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Вывод должностного лица о наличии в деянии ПАО «Нефтемаркет» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом обстоятельств, правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Порядок привлечения к административной ответственности соблюден.
Административное наказание назначено с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, довод жалобы в части вменения обществу, выразившееся в допуске работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, заслуживает внимания.
Действительно, в пункте п. 16 Правил по охране труда при работе на высоте, утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 16.11.2020 г. № 782н перечислены условия, при которых Работодатель обязан организовать до начала проведения работ на высоте обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте работников: а) допускаемых к работам на высоте впервые; б) переводимых с других работ, если указанные работники ранее не проходили соответствующего обучения; в) имеющих перерыв в работе на высоте более одного года.
ФИО2 имеет беспрерывный стаж работы по сливу вагонов-цистерн свыше 6 лет. Согласно пункту 6 Акта о несчастном случае на производстве в. Н-1 от 14.07.2022 г., а также материалов дела ФИО6 прошел вводный инструктаж 21.01.2015 г., последний повторный инструктаж - 11.04.2022 г., обучение по охране труда по профессии или виду работы, при выполнении которой произошел несчастный случай, с 10 по 14 апреля 2022 г. Проверка знаний по охране труда по профессии или виду работы, при выполнении которой произошёл несчастный случай проведена 14.04.2022 г. (протокол № 2 от 14.04.2022 г.). Такая же проверка имела место в 2021 году (протокол № 2 от 21.04.2021 г.).
В связи с чем, в постановлении о назначении административного наказания от 12 сентября 2022 года: допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, вменен неправомерно.
При таких обстоятельствах, постановление главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в Забайкальском крае от 12 сентября 2022 года № НС-57-75/6-38-22-ИЗ/6 вынесенное в отношении ПАО «Нефтемаркет» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, подлежит изменению путем исключения из него вмененного события административного правонарушения, а именно допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № ░░-57-75/6-38-22-░░/6 ░░ 12 ░░░░░░░░ 2022 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 3 ░░. 5.27.1 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░:
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 30.12-30.14 ░░░░ ░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░