Дело № 2-31/2024 УИД 76RS0001-01-2024-000022-51
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 марта 2024 года г. Любим Ярославской области
Любимский районный суд Ярославской области в составе
судьи Самариной Н.В., при секретаре Ивановой А.А.,
с участием истца пом. прокурора Любимского района Носковой А.Н.,
представителя 3 лица начальника ОГИБДД Отд. МВД по Любимскому району Левашова Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Любимского района Ярославской области к Министерству дорожного хозяйства Ярославской области о возложении обязанности привести участок автодороги «Пречистое-Любим-Буй» в соответствии с требованиями ГОСТа,
у с т а н о в и л:
прокурор Любимского района Ярославской области обратился в суд с исковым заявлением к Министерству дорожного хозяйства Ярославской области о возложении обязанности привести участок автодороги «Пречистое-Любим-Буй» в соответствии с требованиями ГОСТа, обосновав иск следующим.
Прокуратурой Любимского района при проверке соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения на дороге регионального значения «Пречистое-Любим-Буй», по которой осуществляется движение граждан и транспортных средств, в том числе, школьных автобусов и пассажирских рейсовых автобусов, установлено, что участки проезжей части автодороги «Пречистое-Любим-Буй» не соответствуют требованиям к эксплуатационному состоянию, установленным действующим законодательством.
Пунктом 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устраивают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м, по СП 52.13330.2016. Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95.
Пунктом 12 Распоряжения Правительства РФ от 04.11.2017 г. № 2438-р в Перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, включены требования раздела 4, в том числе пункт 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».
В соответствии с п. 4.5.2.4. ГОСТ Р 52766-2007 пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой и иметь освещение (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).
Согласно п. 6.2.14 ГОСТ 32944-2014. «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Пешеходные переходы. Классификация. Общие требования» обозначенные пешеходные переходы и подъезды к ним должным быть обустроены стационарным электрическим освещением.
В ходе проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения установлено, что в нарушение вышеуказанных требований на участке с ПК 15+450 км по ПК 16+320 км в границах населенного пункта д. Вахромейка отсутствует стационарное уличное наружное освещение, в том числе нерегулируемого пешеходного перехода и остановок общественного транспорта, обозначенных знаками 5.19.1 (2) «Пешеходный переход» и 5.16 «Место остановки автобуса».
Указанное также свидетельствует о нарушении пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения».
Имеющиеся нарушения создают опасность для жизни и здоровья участников дорожного движения, в том числе пешеходов, прежде всего несовершеннолетних, проживающих в д. Вахромейка.
Согласно п. 12 Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального значения, относящихся к государственной собственности Ярославской области и составляющих казну Ярославской области, утвержденному Постановлением Правительства Ярославской области от 12.03.2008 г. № 83-п «Об утверждении перечней автомобильных дорог» автомобильная дорога «Пречистое-Любим-Буй» идентификационный номер № - является автодорогой общего пользования регионального значения, государственной собственностью.
Ссылаясь на ст. 1, 3, 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-Ф3 «О безопасности дорожного движения, ст. 5, 12, 17, 33 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Постановление Правительства Ярославской области от 28.03.2018 г. № 195-п (ред. от 24.08.2023 г.), указывает, что полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них возложены на Министерство дорожного хозяйства Ярославской области, которое обязанность по надлежащему содержанию автодороги «Пречистое-Любим-Буй» исполняет ненадлежащим образом, что в свою очередь является нарушением требований законодательства в сфере дорожной деятельности и безопасности дорожного движения.
Руководствуясь нормами вышеуказанных законов, прокурор просит обязать ответчика в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ оборудовать участок автодороги «Пречистое-Любим-Буй» ПК 15+450 км по ПК 16+320 км стационарным уличным - наружным освещением, в том числе, нерегулируемый пешеходный переход и остановки общественного транспорта, обозначенные знаками 5.19.1 (2) Пешеходный переход» и 5.16 «Место остановки автобуса», в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ 32944-2014.
В судебном заседании пом. прокурора Носкова А.Н. исковые требования поддержала, привела доводы, аналогичные изложенным в иске, объяснила, что нарушения не устранены до стоящего времени, через данный участок осуществляется движение пешеходов, в том числе несовершеннолетних, частных автомашин, проходят регулярные рейсы автобусов до п. Пречистое, г. Данилов, г. Ярославль, рейсы школьных автобусов, осуществляющих подвоз детей из д. Язвицево, д. Вахромейка в МОУ г. Любима, постоянные рейсы большегрузных машин ООО «Красный Октябрь» к животноводческому комплексу в д. Вахрамейка», на данном неосвещенном участке ранее были ДТП со смертельным исходом в темное время суток, полагала возможным проведение ремонтных работ в срок до ДД.ММ.ГГГГ, просила иск с учетом уточнения срока удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства дорожного хозяйства Ярославской области в судебном заседании не присутствовал, уведомлен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в письменном заявлении указал на то, что функции государственного заказчика переданы ГКУ ЯО «Ярдорслужба», а непосредственное содержание автодорог осуществляет АО «ЯРДОРМОСТ». Ссылаясь на отсутствие финансирования, необходимость соблюдения конкурсных процедур при выполнении ремонтных работ, фактически доводы иска не оспаривал, полагал возможным проведение ремонта указанной автодороги в срок не менее трех лет, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица ГКУ ЯО «Ярдорслужба» в судебном заседании не присутствовал, уведомлен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. В письменных возражениях объяснил, что надлежащим ответчиком является Министерство дорожного хозяйства Ярославской области, в полном объеме выполнить все необходимые работы невозможно, в связи с отсутствием средств, необходимостью внесения изменений в программы, соблюдения конкурсных процедур, просил предоставить срок исполнения не менее трех лет, рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица АО «ЯРДОРМОСТ» в судебном заседании не присутствовал, уведомлен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, возражений не предоставлено.
Представитель третьего лица начальник ОГИБДД Отд МВД России по Любимскому району Ярославской области Левашов Д.В. в судебном заседании подтвердил все изложенные прокурором факты, указал на отсутствие освещения на данном участке и в настоящее время, что создает непосредственную опасность для жизни и здоровья участников дорожного движения, прежде всего, несовершеннолетних, является одной из причин ДТП, полагал исковые требования подлежащими удовлетворению.
Судом в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определено о рассмотрении дела при имеющейся явке.
Заслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. При этом согласно ст. 3 указанного Федерального закона основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Согласно ст. 12 указанного Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения. В силу ч. 2 ст. 15 указанного закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ дорожная деятельность предусматривает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
На основании ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно пункта 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устраивают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м, по СП 52.13330.2016 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95.
Пунктом 12 Распоряжения Правительства РФ от 04.11.2017 г. № 2438-р в Перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, включены требования раздела 4, в том числе пункт 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».
В соответствии с п. 4.5.2.4. ГОСТ Р 52766-2007 пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой и иметь освещение (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).
Согласно п. 6.2.14 ГОСТ 32944-2014. «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Пешеходные переходы. Классификация. Общие требования» обозначенные пешеходные переходы и подъезды к ним должным быть обустроены стационарным электрическим освещением.
Согласно пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения» должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Согласно п. 12 Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального значения, относящихся к государственной собственности Ярославской области и составляющих казну Ярославской области, утвержденному Постановлением Правительства ЯО от 12.03.2008 г. № 83-п «Об утверждении перечней автомобильных дорог» автомобильная дорога «Пречистое-Любим-Буй», идентификационный номер № - является автодорогой общего пользования регионального значения, государственной собственностью.
Судом установлено, что на участке с ПК 15+450 км по ПК 16+320 км в границах населенного пункта д. Вахромейка отсутствует стационарное уличное наружное освещение, в том числе нерегулируемого пешеходного перехода и остановок общественного транспорта, обозначенных знаками 5.19.1 (2) «Пешеходный переход» и 5.16 «Место остановки автобуса».
По указанной автодороге осуществляется движение рейсовых автобусов, в том числе, школьных автобусов, ведомственного транспорта, личного транспорта, пешеходов.
Установленные судом обстоятельства подтверждены представленными истцом доказательствами, которые суд оценивает в соответствии со ст. 67 ГПК РФ как относимые, допустимые, достоверные, в совокупности непротиворечивые, достаточно подтверждающие доводы истца. При этом данные обстоятельства фактически не оспорены ответчиком.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Ярославской области № 35-п от 26.01.2018 г. полномочия и функции в части разработки и реализации единой государственной и инвестиционной политики в сфере дорожного хозяйства, осуществления дорожной деятельности в отношении автодорог регионального и межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, осуществления регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автодорог регионального и межмуниципального значения с 16.04.2018 г. переданы Департаменту дорожного хозяйства Ярославской области.
Постановлением Правительства Ярославской области № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ Департамент дорожного хозяйства Ярославской области переименован в Министерство дорожного хозяйства Ярославской области.
В соответствии с п.п. 1.1, 2.1 – 2.2, 3.2.4, 5.5-5.6 Положения о Министерстве дорожного хозяйства Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 24.08.2023 г. № 819-п, Министерство дорожного хозяйства Ярославской области является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции по разработке и реализации единой государственной и инвестиционной политики в сфере дорожного хозяйства на территории Ярославской области, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, осуществляет разработку и реализацию единой государственной и инвестиционной политики в сфере дорожного хозяйства области; осуществляет функции и полномочия учредителя функционально подчиненных министерству государственных предприятий и государственных учреждений Ярославской области, является главным распорядителем, получателем соответствующих бюджетных средств, главным администратором, администратором доходов областного бюджета, является государственным заказчиком.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Министерство дорожного хозяйства Ярославской области является надлежащим ответчиком ввиду того, что именно на данный уполномоченный орган исполнительной власти Ярославской области в соответствии с Федеральными законами и нормативными актами Ярославской области возложены обязанности по содержанию и сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, в том числе, автодороги «Пречистое-Любим-Буй», вышеуказанный участок которой не соответствует требованиям ГОСТов. При этом передача функции государственного заказчика ГКУ ЯО «Ярдорслужба», не влечет передачу права собственности и не освобождает ответчика от обязанности по осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах межмуниципального значения.
Выявленные нарушения создают опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних, проживающих в сельской местности, при их перевозке в общеобразовательные учреждения. Ссылки ответчика на отсутствие финансирования и необходимость соблюдения конкурсных процедур не являются правовым основанием для освобождения ответчика от возложенной на него законом обязанности.
Уточненный срок, в течение которого прокурором предложено возложить на ответчика обязанность по устранению имеющихся нарушений, суд полагает разумным и достаточным, учитывая отсутствие надлежащих доказательств невозможности устранения недостатков в указанный срок.
Таким образом, суд полагает исковые требования прокурора к Министерству дорожного хозяйства Ярославской области с учетом уточнения срока обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации стороны освобождены от уплаты государственной пошлины.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковое заявление прокурора Любимского района Ярославской области, ИНН 7604008189, в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству дорожного хозяйства Ярославской области, ИНН 7604341976, о возложении обязанности привести участки автодороги «Пречистое-Любим-Буй», в соответствии с требованиями ГОСТов, удовлетворить.
Обязать Министерство дорожного хозяйства Ярославской области, в срок не позднее 01.01.2025 г. оборудовать участок автодороги «Пречистое-Любим-Буй» ПК 15+450 км по ПК 16+320 км стационарным уличным - наружным освещением, в том числе, нерегулируемый пешеходный переход и остановки общественного транспорта, обозначенные знаками 5.19.1 (2) Пешеходный переход» и 5.16 «Место остановки автобуса», в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ 32944-2014.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Любимский районный суд Ярославской области.
Судья Самарина Н.В.