Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-31/2024 ~ М-11/2024 от 30.01.2024

Дело № 2-31/2024 УИД 76RS0001-01-2024-000022-51

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 марта 2024 года г. Любим Ярославской области

Любимский районный суд Ярославской области в составе

судьи Самариной Н.В., при секретаре Ивановой А.А.,

с участием истца пом. прокурора Любимского района Носковой А.Н.,

представителя 3 лица начальника ОГИБДД Отд. МВД по Любимскому району Левашова Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Любимского района Ярославской области к Министерству дорожного хозяйства Ярославской области о возложении обязанности привести участок автодороги «Пречистое-Любим-Буй» в соответствии с требованиями ГОСТа,

у с т а н о в и л:

прокурор Любимского района Ярославской области обратился в суд с исковым заявлением к Министерству дорожного хозяйства Ярославской области о возложении обязанности привести участок автодороги «Пречистое-Любим-Буй» в соответствии с требованиями ГОСТа, обосновав иск следующим.

Прокуратурой Любимского района при проверке соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения на дороге регионального значения «Пречистое-Любим-Буй», по которой осуществляется движение граждан и транспортных средств, в том числе, школьных автобусов и пассажирских рейсовых автобусов, установлено, что участки проезжей части автодороги «Пречистое-Любим-Буй» не соответствуют требованиям к эксплуатационному состоянию, установленным действующим законодательством.

Пунктом 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устраивают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м, по СП 52.13330.2016. Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95.

Пунктом 12 Распоряжения Правительства РФ от 04.11.2017 г. № 2438-р в Перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, включены требования раздела 4, в том числе пункт 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

В соответствии с п. 4.5.2.4. ГОСТ Р 52766-2007 пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой и иметь освещение (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).

Согласно п. 6.2.14 ГОСТ 32944-2014. «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Пешеходные переходы. Классификация. Общие требования» обозначенные пешеходные переходы и подъезды к ним должным быть обустроены стационарным электрическим освещением.

В ходе проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения установлено, что в нарушение вышеуказанных требований на участке с ПК 15+450 км по ПК 16+320 км в границах населенного пункта д. Вахромейка отсутствует стационарное уличное наружное освещение, в том числе нерегулируемого пешеходного перехода и остановок общественного транспорта, обозначенных знаками 5.19.1 (2) «Пешеходный переход» и 5.16 «Место остановки автобуса».

Указанное также свидетельствует о нарушении пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения».

Имеющиеся нарушения создают опасность для жизни и здоровья участников дорожного движения, в том числе пешеходов, прежде всего несовершеннолетних, проживающих в д. Вахромейка.

Согласно п. 12 Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального значения, относящихся к государственной собственности Ярославской области и составляющих казну Ярославской области, утвержденному Постановлением Правительства Ярославской области от 12.03.2008 г. № 83-п «Об утверждении перечней автомобильных дорог» автомобильная дорога «Пречистое-Любим-Буй» идентификационный номер - является автодорогой общего пользования регионального значения, государственной собственностью.

Ссылаясь на ст. 1, 3, 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-Ф3 «О безопасности дорожного движения, ст. 5, 12, 17, 33 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Постановление Правительства Ярославской области от 28.03.2018 г. № 195-п (ред. от 24.08.2023 г.), указывает, что полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них возложены на Министерство дорожного хозяйства Ярославской области, которое обязанность по надлежащему содержанию автодороги «Пречистое-Любим-Буй» исполняет ненадлежащим образом, что в свою очередь является нарушением требований законодательства в сфере дорожной деятельности и безопасности дорожного движения.

Руководствуясь нормами вышеуказанных законов, прокурор просит обязать ответчика в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ оборудовать участок автодороги «Пречистое-Любим-Буй» ПК 15+450 км по ПК 16+320 км стационарным уличным - наружным освещением, в том числе, нерегулируемый пешеходный переход и остановки общественного транспорта, обозначенные знаками 5.19.1 (2) Пешеходный переход» и 5.16 «Место остановки автобуса», в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ 32944-2014.

В судебном заседании пом. прокурора Носкова А.Н. исковые требования поддержала, привела доводы, аналогичные изложенным в иске, объяснила, что нарушения не устранены до стоящего времени, через данный участок осуществляется движение пешеходов, в том числе несовершеннолетних, частных автомашин, проходят регулярные рейсы автобусов до п. Пречистое, г. Данилов, г. Ярославль, рейсы школьных автобусов, осуществляющих подвоз детей из д. Язвицево, д. Вахромейка в МОУ г. Любима, постоянные рейсы большегрузных машин ООО «Красный Октябрь» к животноводческому комплексу в д. Вахрамейка», на данном неосвещенном участке ранее были ДТП со смертельным исходом в темное время суток, полагала возможным проведение ремонтных работ в срок до ДД.ММ.ГГГГ, просила иск с учетом уточнения срока удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства дорожного хозяйства Ярославской области в судебном заседании не присутствовал, уведомлен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в письменном заявлении указал на то, что функции государственного заказчика переданы ГКУ ЯО «Ярдорслужба», а непосредственное содержание автодорог осуществляет АО «ЯРДОРМОСТ». Ссылаясь на отсутствие финансирования, необходимость соблюдения конкурсных процедур при выполнении ремонтных работ, фактически доводы иска не оспаривал, полагал возможным проведение ремонта указанной автодороги в срок не менее трех лет, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель третьего лица ГКУ ЯО «Ярдорслужба» в судебном заседании не присутствовал, уведомлен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. В письменных возражениях объяснил, что надлежащим ответчиком является Министерство дорожного хозяйства Ярославской области, в полном объеме выполнить все необходимые работы невозможно, в связи с отсутствием средств, необходимостью внесения изменений в программы, соблюдения конкурсных процедур, просил предоставить срок исполнения не менее трех лет, рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель третьего лица АО «ЯРДОРМОСТ» в судебном заседании не присутствовал, уведомлен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, возражений не предоставлено.

Представитель третьего лица начальник ОГИБДД Отд МВД России по Любимскому району Ярославской области Левашов Д.В. в судебном заседании подтвердил все изложенные прокурором факты, указал на отсутствие освещения на данном участке и в настоящее время, что создает непосредственную опасность для жизни и здоровья участников дорожного движения, прежде всего, несовершеннолетних, является одной из причин ДТП, полагал исковые требования подлежащими удовлетворению.

Судом в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определено о рассмотрении дела при имеющейся явке.

Заслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. При этом согласно ст. 3 указанного Федерального закона основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Согласно ст. 12 указанного Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения. В силу ч. 2 ст. 15 указанного закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ дорожная деятельность предусматривает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

На основании ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Согласно пункта 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устраивают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м, по СП 52.13330.2016 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95.

Пунктом 12 Распоряжения Правительства РФ от 04.11.2017 г. № 2438-р в Перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, включены требования раздела 4, в том числе пункт 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

В соответствии с п. 4.5.2.4. ГОСТ Р 52766-2007 пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой и иметь освещение (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).

Согласно п. 6.2.14 ГОСТ 32944-2014. «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Пешеходные переходы. Классификация. Общие требования» обозначенные пешеходные переходы и подъезды к ним должным быть обустроены стационарным электрическим освещением.

Согласно пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения» должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Согласно п. 12 Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального значения, относящихся к государственной собственности Ярославской области и составляющих казну Ярославской области, утвержденному Постановлением Правительства ЯО от 12.03.2008 г. № 83-п «Об утверждении перечней автомобильных дорог» автомобильная дорога «Пречистое-Любим-Буй», идентификационный номер - является автодорогой общего пользования регионального значения, государственной собственностью.

Судом установлено, что на участке с ПК 15+450 км по ПК 16+320 км в границах населенного пункта д. Вахромейка отсутствует стационарное уличное наружное освещение, в том числе нерегулируемого пешеходного перехода и остановок общественного транспорта, обозначенных знаками 5.19.1 (2) «Пешеходный переход» и 5.16 «Место остановки автобуса».

По указанной автодороге осуществляется движение рейсовых автобусов, в том числе, школьных автобусов, ведомственного транспорта, личного транспорта, пешеходов.

Установленные судом обстоятельства подтверждены представленными истцом доказательствами, которые суд оценивает в соответствии со ст. 67 ГПК РФ как относимые, допустимые, достоверные, в совокупности непротиворечивые, достаточно подтверждающие доводы истца. При этом данные обстоятельства фактически не оспорены ответчиком.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Ярославской области № 35-п от 26.01.2018 г. полномочия и функции в части разработки и реализации единой государственной и инвестиционной политики в сфере дорожного хозяйства, осуществления дорожной деятельности в отношении автодорог регионального и межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, осуществления регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автодорог регионального и межмуниципального значения с 16.04.2018 г. переданы Департаменту дорожного хозяйства Ярославской области.

Постановлением Правительства Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ Департамент дорожного хозяйства Ярославской области переименован в Министерство дорожного хозяйства Ярославской области.

В соответствии с п.п. 1.1, 2.1 – 2.2, 3.2.4, 5.5-5.6 Положения о Министерстве дорожного хозяйства Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 24.08.2023 г. № 819-п, Министерство дорожного хозяйства Ярославской области является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции по разработке и реализации единой государственной и инвестиционной политики в сфере дорожного хозяйства на территории Ярославской области, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, осуществляет разработку и реализацию единой государственной и инвестиционной политики в сфере дорожного хозяйства области; осуществляет функции и полномочия учредителя функционально подчиненных министерству государственных предприятий и государственных учреждений Ярославской области, является главным распорядителем, получателем соответствующих бюджетных средств, главным администратором, администратором доходов областного бюджета, является государственным заказчиком.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Министерство дорожного хозяйства Ярославской области является надлежащим ответчиком ввиду того, что именно на данный уполномоченный орган исполнительной власти Ярославской области в соответствии с Федеральными законами и нормативными актами Ярославской области возложены обязанности по содержанию и сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, в том числе, автодороги «Пречистое-Любим-Буй», вышеуказанный участок которой не соответствует требованиям ГОСТов. При этом передача функции государственного заказчика ГКУ ЯО «Ярдорслужба», не влечет передачу права собственности и не освобождает ответчика от обязанности по осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах межмуниципального значения.

Выявленные нарушения создают опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних, проживающих в сельской местности, при их перевозке в общеобразовательные учреждения. Ссылки ответчика на отсутствие финансирования и необходимость соблюдения конкурсных процедур не являются правовым основанием для освобождения ответчика от возложенной на него законом обязанности.

Уточненный срок, в течение которого прокурором предложено возложить на ответчика обязанность по устранению имеющихся нарушений, суд полагает разумным и достаточным, учитывая отсутствие надлежащих доказательств невозможности устранения недостатков в указанный срок.

Таким образом, суд полагает исковые требования прокурора к Министерству дорожного хозяйства Ярославской области с учетом уточнения срока обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации стороны освобождены от уплаты государственной пошлины.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковое заявление прокурора Любимского района Ярославской области, ИНН 7604008189, в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству дорожного хозяйства Ярославской области, ИНН 7604341976, о возложении обязанности привести участки автодороги «Пречистое-Любим-Буй», в соответствии с требованиями ГОСТов, удовлетворить.

Обязать Министерство дорожного хозяйства Ярославской области, в срок не позднее 01.01.2025 г. оборудовать участок автодороги «Пречистое-Любим-Буй» ПК 15+450 км по ПК 16+320 км стационарным уличным - наружным освещением, в том числе, нерегулируемый пешеходный переход и остановки общественного транспорта, обозначенные знаками 5.19.1 (2) Пешеходный переход» и 5.16 «Место остановки автобуса», в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ 32944-2014.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Любимский районный суд Ярославской области.

Судья Самарина Н.В.

2-31/2024 ~ М-11/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Любимского района Ярославской области
Ответчики
Министерство дорожного хозяйства Ярославской области
Другие
ОГИБДД Отд МВД России по Любимскому району Ярославской области
ГКУ ЯО "Ярдорслужба"
АО ЯРДОРМОСТ
Суд
Любимский районный суд Ярославской области
Судья
Самарина Наталья Валерьевна
Дело на сайте суда
lubimsky--jrs.sudrf.ru
30.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.01.2024Передача материалов судье
01.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.02.2024Судебное заседание
19.03.2024Судебное заседание
19.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.04.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее