Именем Российской Федерации
г. Звенигово 06 сентября 2019 года
Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего судьи Юпуртышкиной С.В., при секретаре Еналиевой С.О., с участием истца Шурыгиной Р.Н., от ответчика представителя по доверенности № от <дата> Галимьяновой Е.А., от третьего лица ТСЖ «Волга» председателя Комиссаровой Р.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шурыгиной Р. Н., Гапич М. Н., Пугановой О. Н. к обществу с ограниченной ответственностью «Марикоммунэнерго» о признании незаконным действий по начислению платы за отопление жилого помещения, возложении обязанности исключить задолженность, взыскании оплаченной суммы,У С Т А Н О В И Л:
Шурыгина Р.Н., Гапич М.Н., Пуганова О.Н. обрались в суд с вышеуказанным иском к обществу с ограниченной ответственностью «Марикоммунэнерго» (далее ООО «Марикоммунэнерго», ответчик) в лице филиала «Звениговские тепловые сети». В обоснование требований указано, что истцы являются собственниками квартиры <адрес>. В жилом помещении с соблюдением действующего на тот момент порядка установлена автономная система отопления с газовым отопительным котлом. В результате переоборудования квартира отключена от центрального отопления, однако ООО «Марикоммунэнерго» начислило истцам плату за центральное отопление с распределением стоимости услуги за отопление пропорционально площади всех помещений многоквартирного дома. В окончательно сформулированных требованиях просят признать незаконными действия по начислению платы за отопление жилого помещения, возложить обязанность исключить задолженность за период с <дата>, взыскать излишне оплаченные денежные средства в размере <.....>
Истица Шурыгина Р.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержала с учетом их уточнения, приводила доводы, изложенные в исковом заявлении, ссылалась на правые позиции, изложенные в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 года № 46-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан В.И. Леоновой и Н.Я. Тимофеева». Указывала, что согласна вносить плату за отопление на общедомовые нужды, излишне уплаченную сумму просила взыскать с ответчика. До обращения в суд с заявлением к ответчику о перерасчете платы за отопление и возврате излишне уплаченной суммы не обращалась, намерений взыскать штраф за не соблюдение в добровольном порядке требований потребителя не имеет.
Ответчик ООО «Марикоммунэнерго» в лице представителя Галимьяновой Е.А. против удовлетворения требований возражал, ссылаясь на то, что уполномоченным надзорным органом было дано указание о перерасчете платы за отопление всем собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных жилых домах, в которых имеются помещения, оборудованные индивидуальной (автономной) системой отопления, что послужило основанием к выставлению истцу счета на оплату, в том числе за спорный период. Выставление счетов на оплату и взимание платы за услугу отопление производилось в соответствии с действующим на тот момент законодательством.
Истцы Гапич М.Н., Пуганова О.Н. не явились.
Суд счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте проведения судебного разбирательства.
Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу частей 3, 4 статьи 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, участвующими в деле лицами не оспаривалось, истцы Шурыгина Р.Н., Гапич М.Н., Пуганова О.Н. являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (доли в праве соответственно 1/2 и по 1/4).
Дом подключен к системе централизованного теплоснабжения, поставку тепловой энергии осуществляет ООО «Марикоммунэнерго», которое производит начисление и взимание платы за отопление.
Истцами произведено переустройство принадлежащего им жилого помещения на использование индивидуального квартирного источника тепловой энергии с соблюдением установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления, действующего на момент проведения этих работ, что установлено вступившим в законную силу решением Звениговского районного суда Республики Марий Эл от <дата> по делу № и подтверждается следующими доказательствами: актом приемки жилого помещения после перепланировки приемочной комиссией от <дата>, техусловиями, заявлением о переустройстве в администрацию муниципального образования «Городское поселение Звенигово» от <дата>, листом согласования переустройства от <дата>, актом-наря<адрес> от <дата> на первичный пуск газа, техническим паспортом жилого помещения.
Решением Звениговского районного суда Республики Марий Эл от <дата> по делу № постановлено: признать незаконными действия ООО «Жилищная управляющая компания», Звениговские тепловые сети филиала общества с ограниченной ответственностью «Марикоммунэнерго» по начислению платы за отопление за отопительный период <дата>, возложить обязанность произвести перерасчет за коммунальную услугу - отопление за отопительный сезон <дата> в соответствии с действующим законодательством в отношении жилых помещений принадлежащих Арсентьеву М. А., Арсентьевой Г. Г., Нестеровой М. В., Маркову Н. В., Алешкиной З. Н., Грашиной М. Н., Даниловой Л. А., Данилову Н. В., Даниловой Н. А., Данилову А. Н., Ильиной Т. А., Кирилловой М. Г., Колотковой Е. И., Беловой Е. В., Комиссарову Г. Н., Комиссарову И. Г., Комиссаровой Р. И., Кунцову Ю. А., Кузнецовой Н. В., Маркову А. В., Марковой Н. А., Михеевой С. Ж., Михеевой А. Н., Муравьевой (Михеевой) А. Н., Михееву Н. Л., Муравьевой С. Б., Полевщикову А. Е., Полытову В. А., Полытовой А. Г., Сидорычевой Т. А., Сидорычевой А. В., Стекольщиковой С. В., Тарасову С. В., Тарасовой М. В., Шивалину А. П., Тарасовой (Шивалиной) М. А., Шурыгиной Р. Н., Гапич М. Н., Пугановой О. Н., Леонтьеву Н. Ф., Леонтьевой Л. А., в удовлетворении остальной части иска отказать.
Судом установлено, и участвующими в деле лицами не оспаривалось, что ООО «Марикоммунэнерго» произведен расчет платы за отопление за период с <дата> по нормативу, с <дата> на основании показаний общедомового прибора учета тепловой энергии, с пропорциональным отнесением приходящегося объема услуги по теплоснабжению в совокупной массе на единицу площади, то есть с учетом площади жилого помещения истцов. В результате произведенного расчета, и это подтверждается выпиской из финансово-лицевого счета, сумма платы истцов за отопление за период с <дата> составила <.....>
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 года № 46-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан В.И. Леоновой и Н.Я. Тимофеева» абзац второй пункта 40 данных Правил признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (части 3), 19 (части 1), 35 (частей 1 - 3), 40 (части 1) и 55 (части 3), в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.
Согласно пункту 1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Отсоединение внутриквартирных инженерных сетей и оборудования от внутридомовых инженерных сетей, обеспечивающих жилое помещение постоянным отоплением (в отопительный сезон), является переустройством, предусмотренным частью 1 статьи 25 ЖК РФ, требующим внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии со статьей 26 ЖК РФ переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Запрет на использование индивидуальных квартирных отопительных приборов установлен частью 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля
2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», в соответствии с которой запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Пунктом 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года № 307, установлены нормативные требования, в соответствии с которыми в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям: наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия; давление теплоносителя - до 1 МПа.
Таким образом, исходя из приведенной правовой позиции, плата за отопление в размере расходов на содержание общего имущества должна взиматься с собственников квартир, оборудованных индивидуальными отеплительными приборами, на установку которых разработана документация и получено соответствующее разрешение администрации, а также при условии соблюдения нормативных требований (пункт 4.2 вышеназванного постановления Конституционного Суда Российской Федерации № 46-П).
Из материалов дела следует, что переустройство принадлежащего истцам жилого помещения на использование индивидуального квартирного источника тепловой энергии произведено в <дата>.
Поскольку на основании представленных сторонами в материалы дела доказательств не установлено обстоятельств того, что переустройство указанного жилого помещения на использование индивидуального квартирного источника тепловой энергии произведено с нарушением установленного порядка и в данном помещении не обеспечивается отвечающий нормативным требованиям температурный режим, суд с учетом вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований для выставления истцам платы за фактически не используемую ими для обогрева жилого помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения, что не освобождает их от обязанности внесения платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Иное противоречило бы правовому смыслу статьи 157 ЖК РФ и положениям пункта 1 статьи 544 ГК РФ, что оплата собственниками и нанимателями жилых помещений должна производиться за фактически оказанную им коммунальную услугу – потребленную тепловую энергию, и не может взиматься за не потребленную.
Таким образом, требование истцов о перерасчете платы за отопление в соответствии с действующим законодательством подлежит удовлетворению.
Судом ответчику направлялся запрос о представлении расчета платы за отопление, в том числе тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за период с <дата>.
Согласно представленному стороной ответчика в суд расчету задолженности за коммунальную услугу в виде теплоснабжения за период с <дата> с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 1708 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме» расходы, связанные с потреблением истцами тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по указанному выше адресу, составили <.....> По расчетам истцов плата за этот же период должна составить <.....> Суд считает правильным расчет, представленный за этот период ответчиком. В отсутствие контррасчета и доказательств иного, плата за ОДН за период с января по <дата> принимается равной 1021 <.....> Итого оплате в целях содержания общего имущества подлежала тепловая энергия в сумме <.....>
С учетом уплаченных за спорный период денежных средств в счет оплаты коммунальной услуги отопление взысканию в пользу истцов подлежит <.....>, что свидетельствует о том, что истцами в расчетах допущена ошибка.
Принимая во внимание, что оплата услуги за период с <дата> произведена в сумме <.....> в <дата>, срок исковой давности, о применении которого заявлено стороной ответчика, не пропущен. Кроме того, из материалов дела видно, что истцами принимались меры к защите прав в связи с установкой в квартире газового котла, в том числе путем обращения за судебной защитой (дело №).
Из представленных документов не видно, что истцы обращались в ООО «Марикоммунэнерго» с заявлением о перерасчете платы за отопление за спорный период, поэтому оснований для взыскания в их пользу штрафа за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя судом не усматривается.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в доход бюджета государственную пошлину в размере <.....>, от оплаты которой истцы были освобождены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Шурыгиной Р.Н., Гапич М.Н., Пугановой О.Н. удовлетворить.Признать незаконным начисление обществом с ограниченной ответственностью «Марикоммунэнерго» платы за отопление по квартире <адрес> за период с <дата>, возложив обязанность произвести перерасчет платы за коммунальную услугу отопление в соответствии с действующим законодательством.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Марикоммунэнерго» в пользу Шурыгиной Р. Н., Гапич М. Н., Пугановой О. Н. излишне оплаченную сумму за коммунальную услугу в размере 53965 руб. 60 коп.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Марикоммунэнерго» в доход бюджета муниципального образования «Звениговский муниципальный район» государственную пошлину в размере 1 818 руб. 97 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, с подачей жалобы через Звениговский районный суд.
Председательствующий С.В. Юпуртышкина
Мотивированное решение изготовлено 11 сентября 2019 года.