УИД 21RS0011-01-2024-000051-33
Дело № 2-113/2024
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 февраля 2024 года г. Мариинский Посад
Мариинско-Посадский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Никитина Д.И., при секретаре судебного заседания Ахтямовой Н.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике к Гордееву Д.С. о взыскании суммы неосновательного обогащения,
установил:
Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике (далее - УФНС России по Чувашской Республике, Истец) обратилось в суд с исковым заявлением к Гордееву Д.С. о взыскании суммы неосновательного обогащения в связи с незаконным получением инвестиционного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц за 2020 год в размере 52 000 рублей.
Исковое заявление мотивировано тем, что 20 января 2021 года Гордеевым Д.С. представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2020 год, в которой заявлен инвестиционный налоговый вычет в соответствии с п.п. 2 п.1 ст. 219.1 НК РФ в сумме денежных средств, внесенных в данном налоговом периоде на индивидуальный инвестиционный счет. Согласно представленной налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2020 год, сумма заявленного инвестиционного налогового вычета составила 400 000 рублей, сумма налога, подлежащая возврату бюджета, составила 52 000 рублей. По результатам камеральной налоговой проверки указанной декларации подтверждена к возврату сумма налога на доходы физических лиц в размере 52 000 рублей. Согласно имеющимся сведениям договор закрыт до истечения трех лет с даты заключения налогоплательщиком договора на ведение индивидуального инвестиционного счета. Согласно ст. 78 НК РФ на основании заявления о возврате излишне уплаченного налога, представленного Гордеевым Д.С. в составе налоговой декларации, осуществлен возврат переплаты по налогу в размере 52 000 рублей. Указанная денежная сумма была зачислена на указанный в заявлении счет в банке. В этой связи Управлением ошибочно предоставлен инвестиционный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц за 2020 год в размере 400 000 рублей и, соответственно, ошибочно возвращен налог на сумму 52 000 рублей.
Представитель истца УФНС России по Чувашской Республике в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте разбирательства дела извещен надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении дела без участия представителя банка, а также в нем выражено согласие на рассмотрение дела в порядке заочного производства.
Ответчик Гордеев Д.С. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте разбирательства дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщено.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом первой инстанции дела по существу.
В порядке ст. ст. 167, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) с согласия представителя истца судом разрешен вопрос о рассмотрении дела в отсутствие ответчика в порядке заочного производства, а также в отсутствие представителя истца.
Рассмотрев требования истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Гордеев Д.С. состоит на налоговом учете в Управлении федеральной налоговой службы по Чувашской Республике.
20 января 2021 года Гордеев Д.С. представил налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2020 год, в которой заявлен инвестиционный налоговый вычет в соответствии с п.п. 2 п.1 ст. 219.1 НК РФ в сумме 400 000 рублей, сумма налога, подлежащая возврату бюджета, составила 52 000 рублей.
20 апреля 2021 года решениями Управления Гордееву Д.С. возвращена сумма излишне уплаченного налогоплательщиком налога на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент за 2020 год в размере 52000 руб.
УФНС России по Чувашской Республике было установлено, что налогоплательщиком нарушены условия, предусмотренные п.3 ст.219.1 НК РФ, для предоставления инвестиционного вычета, поскольку инвестиционный счет Гордеевым Д.С. был открыт 16 марта 2020 года, закрыт 15 марта 2022 года.
В адрес Гордеева Д.С. направлено письмо № от 12 сентября 2023 года о необходимости в течение пяти рабочих дней со дня получения письма представить уточненную налоговую декларацию за 2020 год и уплатить в бюджет неправомерно полученную сумму налога в размере 52000 рублей.
Обращаясь в суд, истец ссылается на то, что до настоящего момента Гордеевым Д.С. уточненная налоговая декларация не представлена и не возвращены необоснованно полученные денежные средства в размере 52000 руб.
При определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210, со статьями 214.1 и 214.9 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение инвестиционных налоговых вычетов, предоставляемых с учетом особенностей и в порядке, которые предусмотрены статьей 219.1 НК РФ:
1) в размере положительного финансового результата, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде от реализации (погашения) ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 3 статьи 214.1 настоящего Кодекса и находившихся в собственности налогоплательщика более трех лет;
2) в сумме денежных средств, внесенных налогоплательщиком в налоговом периоде на индивидуальный инвестиционный счет;
3) в сумме положительного финансового результата, полученного по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете.
Инвестиционный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи, предоставляется с учетом следующих особенностей:
1) налоговый вычет предоставляется в сумме денежных средств, внесенных в налоговом периоде на индивидуальный инвестиционный счет, но не более 400 000 рублей;
2) налоговый вычет предоставляется налогоплательщику при представлении налоговой декларации на основании документов, подтверждающих факт зачисления денежных средств на индивидуальный инвестиционный счет;
3) налоговый вычет предоставляется налогоплательщику при условии, что в течение срока действия договора на ведение индивидуального инвестиционного счета налогоплательщик не имел других договоров на ведение индивидуального инвестиционного счета, за исключением случаев прекращения договора с переводом всех активов, учитываемых на индивидуальном инвестиционном счете, на другой индивидуальный инвестиционный счет, открытый тому же физическому лицу;
4) в случае прекращения договора на ведение индивидуального инвестиционного счета до истечения сроков, указанных в подпункте 1 пункта 4 настоящей статьи (за исключением случая расторжения договора по причинам, не зависящим от воли сторон), без перевода всех активов, учитываемых на этом индивидуальном инвестиционном счете, на другой индивидуальный инвестиционный счет, открытый тому же физическому лицу, сумма налога, не уплаченная налогоплательщиком в бюджет в связи с применением в отношении денежных средств, внесенных на указанный индивидуальный инвестиционный счет, налоговых вычетов, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм пеней.
В соответствии с подпунктом 1 пункт 4 статьи 219.1 НК РФ налоговый вычет предоставляется по окончании договора на ведение индивидуального инвестиционного счета при условии истечения не менее трех лет с даты заключения налогоплательщиком договора на ведение индивидуального инвестиционного счета.
Эти требования закона, определяющие условия предоставления инвестиционного налогового вычета, налогоплательщиком не были соблюдены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федеарции от 24 марта 2017 года № 9-П требование может быть заявлено - в случае, если предоставление имущественного налогового вычета было обусловлено ошибкой самого налогового органа, - в течение трех лет с момента принятия ошибочного решения о предоставлении имущественного налогового вычета. Если же предоставление имущественного налогового вычета было обусловлено противоправными действиями налогоплательщика, то налоговый орган вправе обратиться в суд с соответствующим требованием в течение трех лет с момента, когда он узнал или должен был узнать об отсутствии оснований для предоставления налогоплательщику имущественного налогового вычета.
При отсутствии правовых оснований для получения налогового вычета с налогоплательщика подлежит взысканию его сумма в качестве неосновательного обогащения, поскольку положения статей 32, 48, 69, 70 и 101 НК РФ, пункт 3 статьи 2 и статьи 1102 ГК РФ предполагают, что при отсутствии в законодательстве о налогах и сборах специального регулирования, не исключается возможность взыскания с налогоплательщика денежных средств вследствие неправомерно (ошибочно) предоставленного по решению налогового органа имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, в порядке возврата неосновательного обогащения в случае, если эта мера оказывается единственно возможным способом защиты фискальных интересов государства.
Отсутствие в каждом конкретном случае законных оснований для получения налогового вычета может быть неочевидным и не вытекать из представленных налогоплательщиком материалов. Выявление соответствующих фактов в ходе камеральных проверок является основанием для предъявления требований о возврате неосновательно полученных сумм инвестиционного вычета.
Ответчик, закрывая инвестиционный счет по истечении менее трех лет с даты заключения договора на ведение индивидуального инвестиционного счета, не имел права претендовать на инвестиционный вычет.
Разрешая спор, суд, руководствуясь статьями 219.1 НК РФ, 1102, 1109 ГК РФ, разъяснениями Конституционного Суда РФ, изложенными в постановлении от 24 марта 2017 года № 9-П, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, приходит к выводу о наличии на стороне ответчика неосновательного обогащения.
При таких обстоятельствах, в пользу истца подлежит взысканию с ответчика сумма неосновательного обогащения в размере 52000 руб.
Руководствуясь ст. 194-198, 235-237, 320-321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Взыскать с Гордеева Д.С. (<данные изъяты>) в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике сумму неосновательного обогащения в размере 52000 руб.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Мариинско-Посадский районный суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Мариинско-Посадский районный суд Чувашской Республики в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Д.И. Никитин
Мотивированное решение суда составлено 5 марта 2024 года.