УИД 12RS0001-01-2021-002341-78
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
г.Волжск 18 октября 2021 года
Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Тукмановой Л.И., при секретаре судебного заседания Шайхутдиновой Т.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рябченко М. Н. к администрации городского округа «Город Волжск» Республики Марий Эл о предоставлении жилого помещения,
Установил:
Рябченко М.Н. обратилась в суд с вышеназванным иском, мотивируя свои требования тем, что она относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями. Она была включена в список на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени ему жилое помещение не предоставлено.
Рябченко М.Н. просит суд обязать администрацию городского округа «Город Волжск» Республики Марий Эл предоставить Рябченко М. Н. жилое помещение по договору найма по месту жительства, из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Истец Рябченко М.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель истца Рябченко М.Н. – Нуждина Д.И., участвующая в деле по устному ходатайству в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации городского округа «Город Волжск» Республики Марий Эл в судебное заседание не явился, в ходатайстве поступившим в адрес суда просили в удовлетворении исковых требований отказать, указали, что специализированное жилое помещение Рябченко М.Н. будет предоставлено по месту ее жительства в границе соответствующего населенного пункта Республики Марий Эл общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма при поступлении субвенций из республиканского бюджета. В случае удовлетворения исковых требования, просила предоставить отсрочку исполнения решения суда до 01 декабря 2022 года.
Представитель третьего лица Министерство образования и науки республики Марий Эл в судебное заседание не явился о рассмотрении дела извещен надлежаще.
Выслушав истца, представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно свидетельству о рождении I№ №, выданного ЗАГС <адрес> М. ЭЛ Россия, ДД.ММ.ГГГГ, матерью Рябченко М. Н. является Рябченко Н. В., в графа отец стоит прочерк. (л.д.6)
Из материалов дела следует, что истец Рябченко М.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам, из числа детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей, вследствие того, что ее мать Рябченко Н. В., решением Волжского городского суда от 22.01.2007 года лишена родительских прав. (л.д.5)
Рябченко М.Н. включена в список детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, что подтверждается постановлением № от 02.12.2020 года администрации ГО «Город Волжск». (л.д.7)
До настоящего времени жилье истцу не предоставлено.
В силу ч.1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу ч.7. ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ч.8 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно ст.99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В соответствии с ч.1 ст.109.1. ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На территории Республики Марий Эл вопросы, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируются Законом Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года №79-З "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно п.1 ст.3 Закона РМЭ от 10 декабря 2012 года №79-З "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" специализированные жилые помещения однократно предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия по месту их жительства в границе соответствующего населенного пункта Республики Марий Эл общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, специализированные жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (п.3 ст.3 Закона РМЭ №79-З от 10 декабря 2012 года).
В соответствии со ст.1 Закона Республики Марий Эл от 28 апреля 2014 года №13-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Марий Эл по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» администрации городского округа «Город Волжск» передаются государственные полномочия по заключению договоров найма специализированных жилых помещений, договоров социального найма с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Нахождение в списках нуждающихся, нельзя расценивать как отсутствие нарушения прав указанной категории лиц, поскольку их право на обеспечение жилыми помещениями, как на момент достижения возраста 18 лет, так и на момент обращения в суд, не реализовано, жилье не получено.
Таким образом, установлено, что Рябченко М.Н., как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение по договору найма не предоставлено.
Обеспечение вне очереди жилым помещением Рябченко М.Н. не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.
На основании ч.1 ст.203 ГПК ФРФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В ходе рассмотрения дела представитель ответчика просил отсрочить предоставление истцу жилого помещения до 01 декабря 2022 года, в связи с тем, что бюджетные обязательства на 2021 год для осуществления переданных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот доведены в полном объеме. Судебные решения, вынесенные в 2021 году могут быть обеспечены соответствующим финансированием только за счет субвенций из республиканского бюджета на 2022 год.
Основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.
В силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Оценивая доводы представителя ответчика, положенные им в обоснование заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения, суд пришел к выводу об убедительности заявления, приняв во внимание согласие истца на предоставление отсрочки ответчику исполнения решения суда до 1 декабря 2022 года.
Действующее законодательство не содержит каких-либо запретов на предоставление отсрочки исполнения решения суда при разрешении спора по существу заявленных требований.
В связи с изложенным, суд полагает, что ответчику следует предоставить отсрочку исполнения решения суда до 1 июля 2022 года.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, судРешил:
Исковые требования Рябченко М. Н. к администрации городского округа «Город Волжск» Республики Марий Эл, – удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа «Город Волжск» Республики Марий Эл предоставить Рябченко М. Н. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с нормами жилищного законодательства, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Предоставить администрации городского округа «Город Волжск» Республики Марий Эл отсрочку исполнения решения суда до 01 декабря 2022 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Волжский городской суд.
Судья Тукманова Л.И.
В окончательной форме решение изготовлено 22 октября 2021 года.