Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1114/2024 ~ М-363/2024 от 05.03.2024

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 апреля 2024 года Самарский областной суд в составе:            

Председательствующего судьи Панковой М.А.,

При помощнике судьи ФИО7

С участием представителя административного истца Родобольской И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1114/2024 по административному исковому заявлению ФИО8 об оспаривании кадастровой стоимости и архивной кадастровой стоимости земельных участков,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и архивной кадастровой стоимости земельных участков, в котором просил суд установить по состоянию на 01.01.2022 кадастровую стоимость следующих земельных участков: с кадастровым номером в размере 15 725 430 рублей, с кадастровым номером в размере 4 379 690 рублей, а также установить архивную кадастровую стоимость по состоянию на 01.01.2020 земельного участка с кадастровым номером в размере 14 992 950 рублей, с кадастровым номером в размере 4 180 260 рублей.

Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником вышеуказанных земельных участков, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки существенно превышает размер рыночной стоимости, тем самым затронуты права и обязанности административного истца, как плательщика земельного налога.

На основании изложенного, административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в судебном порядке.

Представитель административного истца по доверенности Родобольская И.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования по вышеизложенным основаниям.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Представитель ГБУ СО «Центр кадастровой оценки» представил письменный отзыв на административный иск, в котором разрешение заявленных требований по существу оставил на усмотрение суда.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Часть 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определяет, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Положения пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» утвержден порядок проведения государственной кадастровой оценки земли.

Согласно пункту 10 названных Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Установлено, что административному истцу на праве общей долевой собственности принадлежат:

земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: промышленные предприятия и склады V-III класса вредности, площадью 11 445 кв.м., местоположение: <адрес>,

земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под завод, площадью 2 590 кв.м., местоположение: <адрес>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных права на объект недвижимости.

Постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2020 № 935 определена кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2020 в размере: с кадастровым номером –19719277 рублей 20 копеек, с кадастровым номером – 4875079 рублей 30 копеек, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.

Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 25.11.2022 № 2181 определена кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2022 в размере: с кадастровым номером – 20804949 рублей 90 копеек, с кадастровым номером – 5230841 рубль 70 копеек, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости.

На основании п.14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).

Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Согласно статье 22 Федерального закона Российской Федерации от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или суде по заявлению об оспаривании.

Административный истец, будучи собственником спорных объектов, является плательщиком налога на имущество. Налоговой базой для исчисления налога на имущество является кадастровая стоимость земельных участков, в том числе оспариваемая архивная кадастровая стоимость.

Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Установление кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца как плательщика земельного налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости.

Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Не согласившись с кадастровой стоимостью, в том числе архивной, земельных участков и считая свои права нарушенными, административный истец обратился в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.

Административным истцом в обоснование требований представлены отчеты об оценке ФИО10 от 20.02.2024 №№ 21/02-2024, 21-1/02-2024, согласно которым рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2020 составляет: с кадастровым номером – 14 992 950 рублей, с кадастровым номером – 4 180 260 рублей, по состоянию на 01.01.2022 составляет: с кадастровым номером –15 725 430 рублей, с кадастровым номером – 4 379 690 рублей.

Исследовав отчеты об оценке, суд приходит к выводу о том, что они соответствуют требованиям федерального законодательства об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки.

В силу части 1 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.

На основании статьи 11 указанного Федерального закона, итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее также - отчет).

Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

Согласно статье 12 Федерального закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценка выполнена на даты определения кадастровой стоимости земельных участков – 01.01.2020, 01.01.2022.

Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчетах об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости земельных участков основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчетам об оценке документами.

С учетом изложенного, оснований полагать, что представленные административным истцом отчеты об оценке, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, у суда не имеется.

Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость земельных участков, содержащих сведения об иной их рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовых оснований для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда не имеется.

Суд считает возможным принять отчеты об оценке в качестве надлежащих доказательств, подтверждающих величину рыночной стоимости спорных объектов недвижимости по состоянию на даты оценки, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанных отчетов.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости и архивной кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, подлежат удовлетворению.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов дела следует, что дата обращения в суд 05.03.2024, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования ФИО9 об оспаривании кадастровой стоимости и архивной кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.

Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: промышленные предприятия и склады V-III класса вредности, площадью 11 445 кв.м., местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 в размере 14 992 950 рублей.

Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под завод, площадью 2 590 кв.м., местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 в размере 4 180 260 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: промышленные предприятия и склады V-III класса вредности, площадью 11 445 кв.м., местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 15 725 430 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под завод, площадью 2 590 кв.м., местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 4 379 690 рублей.

Дата подачи административного иска в суд 05.03.2024.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 12.04.2024.

Судья:                                 М.А.Панкова

3а-1114/2024 ~ М-363/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Иванов С.А.
Ответчики
Министерство имущественных отношений Самарской области
Правительство Самарской области
Управление Росреестра по Самарской области
Другие
ППК "Роскадастр" в лице филиала ППК "Роскадастр" по Самарской области
Родобольская И.А.
ГБУ СО "ЦКО"
Ширяев В.Г.
Администрация г.о.Самара
Суд
Самарский областной суд
Судья
Панкова М. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
05.03.2024Регистрация административного искового заявления
06.03.2024Передача материалов судье
11.03.2024Решение вопроса о принятии к производству
11.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.04.2024Судебное заседание
12.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее