Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1158/2023 ~ М-1009/2023 от 19.07.2023

Дело

УИД-05RS0-72

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

<адрес> 29 августа 2023 года

Хасавюртовский городской суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Хадисовой С.И. при секретаре судебного заседания ФИО1, с участием старшего помощника прокурора <адрес> Республики Дагестан ФИО2, представителя ответчика ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании исковые требования прокурора <адрес> Республики Дагестан к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Колокольчик» <адрес> об обязании устранить нарушения требований законодательства о противодействии коррупции,

УСТАНОВИЛ:

прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в Хасавюртовский городской суд Республики Дагестан к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Колокольчик» <адрес> об обязании устранить нарушения требований законодательства о противодействии коррупции.

В обосновании исковых требований ссылается на то, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения организациями города требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О противодействии коррупции» в части принятия мер по предупреждению коррупционных проявлений.

Проверкой установлено, что в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «Колокольчик» <адрес>, несмотря на ранее внесенное представление об устранении нарушений закона, до настоящего времени не назначено лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений, сотрудничество с правоохранительными органами не осуществляется; Кодекс этики и служебного поведения работников, а также положение по урегулированию конфликта интересов не разработаны и не приняты; в практику не введены стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации; отсутствует локальный нормативный акт предусматривающий ответственность за составление неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Вышеуказанные нарушения законодательства о противодействии коррупции стали возможными ввиду ненадлежащего исполнения требований действующего законодательства руководством и работниками МКДОУ «Детский сад «Колокольчик» <адрес>.

Непринятие предусмотренных вышеуказанным законодательством требований может повлечь коррупционные проявления со стороны должностных лиц МКДОУ «Детский сад «Колокольчик» <адрес>, возникновение конфликта интересов при исполнении служебных обязанностей и реализации предоставленных полномочий.

Представитель истца ФИО2 исковые требования поддержал и просил удовлетворить их по изложенным выше основаниям.

Представитель ответчика ФИО3 исковые требования признала частично и пояснила, что, рассмотрев представление прокурора <адрес> об устранении нарушения требований законодательства о противодействии коррупции, она приказом назначила лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений, остальные требования находятся на стадии исполнения.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего дела, оценив в совокупности все имеющиеся в деле доказательства, считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Прокурор города в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Из материалов дела следует, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения организациями города требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О противодействии коррупции» в части принятия мер по предупреждению коррупционных проявлений.

Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ Э-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон -ФЭ).

Согласно ст. 3 Закона -Ф3 одним из основных принципов противодействия коррупции является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

В силу ст. 1 Закона -Ф3 под противодействием коррупции понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, в т.ч. по предупреждению коррупции, по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции и т.д. (ст. 3 Закона № 273-ФЗ).

Общие нормы, устанавливающие ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения, закреплены в ст. 14 Закона -Ф3. В соответствии с данной статьей, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающие условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13.3 Закона -Ф3 всем организациям независимо от форм собственности вменена обязанность разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, включая определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений (п. 1 ч. 2 ст. 13.3); сотрудничество с правоохранительными органами (п. 2 ч. 2 ст. 13.3); разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации (п.3 ч. 2 ст. 13.3); принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации (п. 4 ч. 2 ст. 13.3); предотвращение и урегулирование конфликта интересов (п. 5 ч. 2 ст. 13.3); недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов (п. 6 ч. 2 ст. 13.3).

В соответствии с вышеуказанной статьей, для использования в организациях вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств, ДД.ММ.ГГГГ Министерством труда и социальной политики РФ разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции.

Целью Методических рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.

Задачами Методических рекомендаций являются: информирование организаций о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений; определение основных принципов противодействия коррупции в организациях; методическое обеспечение разработки и реализации мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции в организации.

При этом, Методические рекомендации, в первую очередь, рассчитаны для применения в организациях, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлены специальные требования в сфере противодействия коррупции (то есть в организациях, которые не являются федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными корпорациями (компаниями), государственными внебюджетными фондами, иными организациями, созданными Российской Федерацией на основании федеральных законов, а также организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами).

Одновременно необходимо учитывать, что антикоррупционная политика организации представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации. Сведения о реализуемой в организации антикоррупционной политике рекомендуется закрепить в едином документе с одноименным названием - «Антикоррупционная политика (наименование организации)».

Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения и противодействия коррупции, рекомендуется принимать в форме локальных нормативных актов, что позволит обеспечить обязательность их выполнения всеми работниками организации.

Прокурорской проверкой установлено, что в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «Колокольчик» <адрес> несмотря на ранее внесенное представление об устранении нарушений закона, до настоящего времени, кроме назначения лица, ответственного за профилактику коррупционных и иных правонарушений, остальные нарушения: сотрудничество с правоохранительными органами не осуществляется; Кодекс этики и служебного поведения работников, а также положение по урегулированию конфликта интересов не разработаны и не приняты; в практику не введены стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации; отсутствует локальный нормативный акт предусматривающий ответственность за составление неофициальной отчетности и использования поддельных документов, остались неисполненными.

Судом установлено, что непринятие предусмотренных вышеуказанным законодательством требований может повлечь коррупционные проявления со стороны должностных лиц МКДОУ «Детский сад «Колокольчик» <адрес>, возникновение конфликта интересов при исполнении служебных обязанностей и реализации предоставленных полномочий, в связи с чем, учитывая, что обращение прокурора в суд вызвано защитой прав и законных интересов неопределенного круга лиц, количество которых постоянно изменчиво, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований в части возложения на ответчика обязанности устранить нарушения требований законодательства о противодействии коррупции путем:

организации сотрудничества с правоохранительными органами;

разработки и внедрения в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

принятия кодекса этики и служебного поведения работников организации; разработки и принятия локального нормативного акта, предусматривающего ответственность за составление неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

В удовлетворении остальной части иска суд отказывает ввиду того, что нарушения требований законодательства о противодействии коррупции в части определения подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, ответчиком устранены.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 и 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора <адрес> Республики Дагестан удовлетворить частично.

Возложить на МКДОУ «Детский сад «Колокольчик» <адрес> обязанность устранить нарушения требований законодательства о противодействии коррупции путем:

- организации сотрудничества с правоохранительными органами;

- разработки и внедрения в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

- принятия кодекса этики и служебного поведения работников организации;

- разработки и принятия локального нормативного акта, предусматривающего ответственность за составление неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан через Хасавюртовский городской суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья С.И. Хадисова

2-1158/2023 ~ М-1009/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор г. Хасавюрт в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
МДУ "Детский сад №2" "Колокольчик"
Суд
Хасавюртовский городской суд Республики Дагестан
Судья
Хадисова Солтанат Исаевна
Дело на странице суда
hasavjurt-gs--dag.sudrf.ru
19.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.07.2023Передача материалов судье
24.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.08.2023Судебное заседание
29.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.10.2023Дело оформлено
30.11.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее