Дело №
УИД-05RS0№-72
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
<адрес> 29 августа 2023 года
Хасавюртовский городской суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Хадисовой С.И. при секретаре судебного заседания ФИО1, с участием старшего помощника прокурора <адрес> Республики Дагестан ФИО2, представителя ответчика ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании исковые требования прокурора <адрес> Республики Дагестан к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № «Колокольчик» <адрес> об обязании устранить нарушения требований законодательства о противодействии коррупции,
УСТАНОВИЛ:
прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в Хасавюртовский городской суд Республики Дагестан к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № «Колокольчик» <адрес> об обязании устранить нарушения требований законодательства о противодействии коррупции.
В обосновании исковых требований ссылается на то, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения организациями города требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О противодействии коррупции» в части принятия мер по предупреждению коррупционных проявлений.
Проверкой установлено, что в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № «Колокольчик» <адрес>, несмотря на ранее внесенное представление об устранении нарушений закона, до настоящего времени не назначено лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений, сотрудничество с правоохранительными органами не осуществляется; Кодекс этики и служебного поведения работников, а также положение по урегулированию конфликта интересов не разработаны и не приняты; в практику не введены стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации; отсутствует локальный нормативный акт предусматривающий ответственность за составление неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Вышеуказанные нарушения законодательства о противодействии коррупции стали возможными ввиду ненадлежащего исполнения требований действующего законодательства руководством и работниками МКДОУ «Детский сад № «Колокольчик» <адрес>.
Непринятие предусмотренных вышеуказанным законодательством требований может повлечь коррупционные проявления со стороны должностных лиц МКДОУ «Детский сад № «Колокольчик» <адрес>, возникновение конфликта интересов при исполнении служебных обязанностей и реализации предоставленных полномочий.
Представитель истца ФИО2 исковые требования поддержал и просил удовлетворить их по изложенным выше основаниям.
Представитель ответчика ФИО3 исковые требования признала частично и пояснила, что, рассмотрев представление прокурора <адрес> об устранении нарушения требований законодательства о противодействии коррупции, она приказом назначила лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений, остальные требования находятся на стадии исполнения.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего дела, оценив в совокупности все имеющиеся в деле доказательства, считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Прокурор города в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Из материалов дела следует, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения организациями города требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О противодействии коррупции» в части принятия мер по предупреждению коррупционных проявлений.
Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №Э-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон №-ФЭ).
Согласно ст. 3 Закона №-Ф3 одним из основных принципов противодействия коррупции является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
В силу ст. 1 Закона №-Ф3 под противодействием коррупции понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, в т.ч. по предупреждению коррупции, по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции и т.д. (ст. 3 Закона № 273-ФЗ).
Общие нормы, устанавливающие ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения, закреплены в ст. 14 Закона №-Ф3. В соответствии с данной статьей, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающие условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13.3 Закона №-Ф3 всем организациям независимо от форм собственности вменена обязанность разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, включая определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений (п. 1 ч. 2 ст. 13.3); сотрудничество с правоохранительными органами (п. 2 ч. 2 ст. 13.3); разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации (п.3 ч. 2 ст. 13.3); принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации (п. 4 ч. 2 ст. 13.3); предотвращение и урегулирование конфликта интересов (п. 5 ч. 2 ст. 13.3); недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов (п. 6 ч. 2 ст. 13.3).
В соответствии с вышеуказанной статьей, для использования в организациях вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств, ДД.ММ.ГГГГ Министерством труда и социальной политики РФ разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции.
Целью Методических рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.
Задачами Методических рекомендаций являются: информирование организаций о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений; определение основных принципов противодействия коррупции в организациях; методическое обеспечение разработки и реализации мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции в организации.
При этом, Методические рекомендации, в первую очередь, рассчитаны для применения в организациях, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлены специальные требования в сфере противодействия коррупции (то есть в организациях, которые не являются федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными корпорациями (компаниями), государственными внебюджетными фондами, иными организациями, созданными Российской Федерацией на основании федеральных законов, а также организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами).
Одновременно необходимо учитывать, что антикоррупционная политика организации представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации. Сведения о реализуемой в организации антикоррупционной политике рекомендуется закрепить в едином документе с одноименным названием - «Антикоррупционная политика (наименование организации)».
Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения и противодействия коррупции, рекомендуется принимать в форме локальных нормативных актов, что позволит обеспечить обязательность их выполнения всеми работниками организации.
Прокурорской проверкой установлено, что в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № «Колокольчик» <адрес> несмотря на ранее внесенное представление об устранении нарушений закона, до настоящего времени, кроме назначения лица, ответственного за профилактику коррупционных и иных правонарушений, остальные нарушения: сотрудничество с правоохранительными органами не осуществляется; Кодекс этики и служебного поведения работников, а также положение по урегулированию конфликта интересов не разработаны и не приняты; в практику не введены стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации; отсутствует локальный нормативный акт предусматривающий ответственность за составление неофициальной отчетности и использования поддельных документов, остались неисполненными.
Судом установлено, что непринятие предусмотренных вышеуказанным законодательством требований может повлечь коррупционные проявления со стороны должностных лиц МКДОУ «Детский сад № «Колокольчик» <адрес>, возникновение конфликта интересов при исполнении служебных обязанностей и реализации предоставленных полномочий, в связи с чем, учитывая, что обращение прокурора в суд вызвано защитой прав и законных интересов неопределенного круга лиц, количество которых постоянно изменчиво, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований в части возложения на ответчика обязанности устранить нарушения требований законодательства о противодействии коррупции путем:
организации сотрудничества с правоохранительными органами;
разработки и внедрения в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
принятия кодекса этики и служебного поведения работников организации; разработки и принятия локального нормативного акта, предусматривающего ответственность за составление неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
В удовлетворении остальной части иска суд отказывает ввиду того, что нарушения требований законодательства о противодействии коррупции в части определения подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, ответчиком устранены.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 и 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора <адрес> Республики Дагестан удовлетворить частично.
Возложить на МКДОУ «Детский сад № «Колокольчик» <адрес> обязанность устранить нарушения требований законодательства о противодействии коррупции путем:
- организации сотрудничества с правоохранительными органами;
- разработки и внедрения в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
- принятия кодекса этики и служебного поведения работников организации;
- разработки и принятия локального нормативного акта, предусматривающего ответственность за составление неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан через Хасавюртовский городской суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья С.И. Хадисова