УИД 91RS0№-54
Дело № 2- 815/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 мая 2023 года г. Керчь
Керченский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего ФИО5.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации города Керчь Республики Крым, заинтересованные лица: ФИО1, Общество с ограниченной ответственностью «Крым-Донбасс», Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь,
УСТАНОВИЛ:
13.02.2023 Администрация города Керчь Республики Крым обратилась в Керченский городской суд Республики Крым с заявлением, в котором просила: признать бесхозяйным объект недвижимости - комнату № 85, общей площадью 17,6 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>; признать на вышеуказанную квартиру право муниципальной собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым.
Заявление мотивировано тем, что администрацией города Керчь Республики Крым проведена работа в соответствии с Порядком выявления, учета и признания права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, утвержденным решением 17 сессии Керченского городского совета 1 созыва от 26.03.2015 № 288-1/15, в отношении недвижимой вещи – комнаты № 85, общей площадью 17,6 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>. В соответствии с проведенной работой собственник объекта недвижимости не выявлен. 24.08.2021 Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым объект был принят на учет в качестве бесхозяйного.
Определением Керченского городского суда Республики Крым от 22.03.2023, занесенного в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица, привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Крым-Донбасс» (л.л. 51).
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещались надлежащим образом.
Исходя из приведенных обстоятельств и руководствуясь нормами ст. 167 ГПК РФ, суд рассматривает гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив доводы заявления, заслушав заинтересованных лиц, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает в порядке особого производства дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
Пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из содержания статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйность недвижимого имущества предполагает отсутствие или неизвестность его собственника, а также условием рассмотрения заявления о признании имущества бесхозяйным является отсутствие спора о праве. Именно эти факты входят в предмет доказывания по данной категории дел и подлежат установлению в судебном заседании.
Согласно пункту 9 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются: выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества (л.д. 4-5).
Из материалов дела следует, что согласно сведениям ГУП РК «Крым БТИ» филиала ГУП РК «Крым БТИ» в <адрес> № от 25.11.2022 комната № 85, общей площадью 17,6 кв.м., расположенная по адресу: <адрес> по договору купли-продажи № от 19.06.2007 была продана физическому лицу (л.д. 3).
Согласно решению Керченского городского суда Республики Крым от 16.03.2010 в удовлетворении иска ФИО4 к ООО «Крым-Донбас» о признании договора купли-продажи № от 19.06.2007 действительным отказано, возложена обязанность на Крымское республиканское предприятие «Керченское городское БТИ» исключить из Единого государственного реестра права собственности на недвижимое имущество сведения о регистрации права собственности за ФИО4, в т.ч. и на сорную комнату, определением апелляционного суда АР Крым от 19.05.2010 указанное решение оставлено без изменения (л.д. 42-45).
Указанным решением также установлено, что ООО «Крым-Донбас» не предоставлено доказательств того, что право собственности на спорное имущество принадлежит ООО «Крым-Донбас».
Администрация города Керчь Республики Крым во исполнение обязанности по своевременному выявлению бесхозяйного имущества и принятию мер по оформлению государственной регистрации прав на указанное имущество обратилась в регистрирующий орган с заявлением о принятии квартиры комнату № 85, общей площадью 17,6 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>; признать на вышеуказанную комнату право муниципальной собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым (л.д. 6-10).
Данные о государственной регистрации прав на указанный объект недвижимого имущества отсутствуют и в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается соответствующей выпиской (л.д. 34-37).
Недвижимое имущество комната № 85, общей площадью 17,6 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, не учтена и в реестрах федерального имущества, государственного имущества Республики Крым, имущества муниципальной собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым (л.д. 4-5; 34-36; 46-47).
В отзыве на исковое заявление ООО «Крым-Донбасс» указало на то, что спорная комната не является собственностью ООО «Крым Донбасс», в фактическом владении общества не находится. ООО «Крым Донбасс» не возражает против удовлетворения иска (л.д. 68).
Основанием для признания права муниципальной собственности на недвижимое бесхозяйное имущество в силу части 2 статьи 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является то обстоятельство, что недвижимая вещь не имеет собственника или он неизвестен, со времени постановки недвижимого имущества на учет в установленном порядке прошел год.
Согласно материалам дела со дня постановки указанного объекта недвижимости на учет, как бесхозяйной недвижимой вещи, прошло более одного года, никто не заявил своих правах в отношении данного имущества.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований администрации <адрес> Республики Крым о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество, поскольку собственники вышеуказанного объекта недвижимости не установлены, условия для признания права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости, предусмотренные статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, заявителем соблюдены, срок со дня постановки данного объекта на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию, истек, правовой статус указанного объекта недвижимости на момент рассмотрения дела в суде не изменился.
Суд отмечает, что данный судебный акт является основанием для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о праве собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым на вышеуказанное недвижимое имущество в соответствии с положениями пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Заявление Администрации города Керчь Республики Крым, заинтересованные лица: ФИО1, Общество с ограниченной ответственностью «Крым-Донбасс», Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь - удовлетворить.
Признать за муниципальным образованием городской округ Керчь Республики Крым право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости – комнату № 85, общей площадью 17,6 кв.м., с кадастровым номером 90:19:010105:18179, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Керченский городской суд Республики Крым в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 11 мая 2023 года.