Дело № 2-1457/2023
УИД 37RS0007-01-2023-001727-39
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Заволжск Ивановской области 27 июля 2023 года
Кинешемский городской суд Ивановской области в составе
председательствующего судьи Румянцевой Ю.А.
при секретаре Бариновой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1457/2023 по исковому заявлению Смирновой Елены Вячеславовны к Управлению Федеральной налоговой службы России по Ивановской области о взыскании денежных средств,
установил:
Смирнова Е.В. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной налоговой службы России по Ивановской области (далее – УФНС России по Ивановской области) о взыскании невыплаченной компенсации при увольнении в размере 95551 руб. 95 коп., процентов за нарушение срока выплаты в размере 11872 руб. 01 коп., компенсации морального вреда в размере 3000 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что истец работала в должности старшего государственного налогового инспектора отдела урегулирования задолженности Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Ивановской области (далее – МИФНС № по Ивановской области). 21 октября 2022 года она была освобождена от замещаемой должности и уволена с гражданской службы в связи с реорганизацией МИФНС № по Ивановской области путём присоединения к УФНС России по Ивановской области. При увольнении истцу выплачена денежная компенсация. Однако при расчёте компенсации не учтены выплаченные в период работы по занимаемой должности средства материального стимулирования. В связи с неполной выплатой денежных средств истцу причинены нравственные страдания.
В судебное заседание истец Смирнова Е.В. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена, просила рассмотреть дело в своё отсутствие.
Представитель ответчика УФНС России по Ивановской области, извещённый о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание также не явился, просил рассмотреть дело в своё отсутствие, представил письменные возражения на иск, в которых указал, что оснований для выплат дополнительных денежных средств истцу не имеется, средства материального стимулирования являются самостоятельным видом выплат, не являются составляющей частью денежного содержания гражданского служащего, не входят в фонд оплаты труда, производятся в пределах лимитов бюджетных обязательств. Следовательно, суммы материального стимулирования не подлежат учёту при исчислении компенсации при увольнении гражданского служащего. Порядок увольнения истца произведён в соответствии с нормами действующего законодательства и не повлек каких-либо проявлений нарушения чести, достоинства и деловой репутации истца, тем самым не мог причинить ей каких-либо нравственных страданий и переживаний. Указанные в исковом заявлении обстоятельства не подтверждают должным образом физические и нравственные страдания истца.
В соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности с учётом требований ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец Смирнова Е.В. замещала должность старшего государственного налогового инспектора отдела урегулирования задолженности МИФНС № по Ивановской области.
Приказом Федеральной налоговой службы России от 07 июля 2022 года МИФНС № по Ивановской области была реорганизована путём присоединения к УФНС России по Ивановской области.
В связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями приказом МИФНС № по Ивановской области от 13 октября 2022 года № л.с. с истцом расторгнут служебный контракт, с 21 октября 2022 года она освобождена от должности государственной гражданской службы и уволена с гражданской службы в связи с сокращением на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
При увольнении истцу выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания – 100906 руб. 64 коп., а также компенсация за неиспользованный отпуск за 3,25 дней за расчётный период с октября 2021 года по сентябрь 2022 года в размере 2673 руб. 03 коп.
В период работы истцу также производилась оплата отпуска за расчётный период с августа 2021 года по июль 2022 года в размере 11944 руб. 05 коп., за расчётный период с сентября 2021 года по август 2022 года в размере 5607 руб. 63 коп.
При расчёте вышеуказанных сумм ответчиком не были учтены денежные средства, выплаченные истцу работодателем в виде материального стимулирования.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
В силу ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» к дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учётом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счёт средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
До 01 января 2023 года порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих определялся Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года № 562 (далее – Правила).
В соответствии с п. 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
При увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией федерального государственного органа гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца, которое согласно п. 8 Правил исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подп. «а»-«г» п. 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подп. «д»-«ж» п. 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
Исходя из положений Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в редакции, действовавшей в 2021 году) фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа (ч. 1 ст. 51).
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчёте на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырёх должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трёх должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трёх окладов денежного содержания (ч. 2 ст. 51).
Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 3 ст. 51).
Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации (ч. 6 ст. 51).
Федеральным законом от 30 декабря 2021 года № 437-ФЗ, вступившим в действие с 01 января 2022 года, нормы ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» изложены в новой редакции, предусматривающей, что фонд оплаты труда гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями гражданской службы, составляют фонд оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа. При формировании фондов оплаты труда гражданских служащих государственных органов предусматриваются средства для осуществления выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона. Фонды оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов и фонды оплаты труда гражданских служащих субъектов Российской Федерации государственных органов субъектов Российской Федерации формируются за счёт средств соответствующих бюджетов, предусмотренных для финансового обеспечения выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона, а также для финансового обеспечения: выплаты районного коэффициента (коэффициента) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно; выплаты в отдельных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации соответственно; иных выплат, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно. Порядок формирования фондов оплаты труда работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счёт средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчёте на год).
Согласно п. 9 данного Указа фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счёт средств, предусмотренных п. 8, а также за счёт средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 611 предусмотрено материальное стимулирование государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы за качество исполнения ими должностных обязанностей.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определённого ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7.
Из приведённых нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», входящим в состав денежного содержания служащих, в связи с чем суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, необходимо учитывать для исчисления денежного содержания в соответствии с п. 6 и п. 8 Правил.
Аналогичная правовая позиция нашла своё отражение в Определениях Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 01 июля 2019 года № 34-КГ19-2.
Вопреки доводам ответчика, поскольку функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности отнесены к компетенции Министерства финансов Российской Федерации, суд полагает, что в рассматриваемом случае следует также учесть разъяснения, содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482.
Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482 для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с п.п. 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением 238-7.
Ссылка представителя ответчика на письма Министерства финансов Российской Федерации от 27 апреля 2021 года № 14-03-03/32289, Министерства социальной защиты Российской Федерации от 05 мая 2021 года № 14-0/10/В-5300, Федерального казначейства России от 10 июня 2021 года № 07-04-05/08-13782 не опровергает приведённые выше нормы права и разъяснения относительно их применения, а потому отклоняется судом.
В силу ст. 73 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
Таким образом данной статьёй предусмотрено субсидиарное применение норм трудового законодательства к отношениям, связанным с гражданской службой.
Приведённая правовая позиция отражена в преамбуле Обзора судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утверждённым Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 июня 2016 года.
С учётом вышеизложенного суд полагает, что исковые требования Смирновой Е.В. о взыскании недоплаченных сумм компенсации в размере четырёхмесячного денежного содержания при увольнении, за неиспользованный отпуск, отпускные выплаты за соответствующие периоды, указываемые истцом, являются обоснованными.
Согласно представленному истцом расчёту общий размер задолженности составляет 95551 руб. 95 коп.
Ответчиком представлен самостоятельный расчёт невыплаченных сумм, согласно которому размер задолженности составляет 95550 руб. 50 коп.
Проверив представленные расчёты, суд находит, что при сложении недополученных выплат денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск и отпускных истцом допущена арифметическая ошибка, в связи с чем полагает возможным принять расчёт, представленный ответчиком.
Соответственно с ответчика в пользу истца подлежат взысканию денежная компенсация при увольнении в размере 77723 руб. 56 коп., компенсация за неиспользованный отпуск в размере 2155 руб. 30 коп., отпускные за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 10819 руб. 20 коп., отпускные за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 4852 руб. 89 коп., а всего 95550 руб. 50 коп.
В силу ст. 140 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Выплата денежного содержания федеральным государственным гражданским служащим за ежегодный оплачиваемый отпуск (далее - отпускные) производится не позднее чем за 10 календарных дней до начала отпуска (ч. 10 ст. 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
В соответствии с ч. 1 ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Исходя из того, что ответчиком истцу не доплачено денежное содержание за периоды отпусков, четырёхмесячное денежное содержание и компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении, она имеет право на получение денежной компенсации за задержку указанных выплат в соответствии со ст. 236 ТК РФ.
Согласно представленному истцом расчёту компенсация по ст. 236 ТК РФ, начисленная на невыплаченные в срок суммы, составит 11872 руб. 01 коп.
В соответствии с расчётами, выполненными ответчиком, размер компенсации по ст. 236 ТК РФ составит 11515 руб. 88 коп.
Проверив представленные в материалы дела расчёты истца и ответчика, суд считает необходимым согласиться с расчётом ответчика, поскольку он выполнен с учётом размера задолженности по выплате компенсации при увольнении, задолженности по выплате отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск за вычетом НДФЛ, количества дней просрочки, ставок банковского процента. Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация за задержку выплат в размере 11515 руб. 88 коп.
На основании ст. 237 ТК РФ моральный вред, причинённый работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», суду при определении размера компенсации морального вреда в связи с нарушением работодателем трудовых прав работника необходимо учитывать, в числе других обстоятельств, значимость для работника нематериальных благ, объём их нарушения и степень вины работодателя. В частности, реализация права работника на труд (ст. 37 Конституции Российской Федерации) предопределяет возможность реализации ряда других социально-трудовых прав: на справедливую оплату труда, на отдых, на безопасные условия труда, на социальное обеспечение в случаях, установленных законом, и др.
Приходя к выводу о том, что со стороны ответчика имеет место нарушение трудовых прав истца, связанных с невыплатой предусмотренной законом денежной компенсации, иных выплат, учитывая, что такой вид выплат носит гарантийный характер, неправомерный отказ в выплате безусловно причинил истцу определённые переживания и нравственные страдания. Учитывая фактические обстоятельства дела, степень вины ответчика в нарушении трудовых прав истца, характер причинённых истцу страданий, следуя принципам разумности, справедливости и соразмерности, суд полагает возможным определить размер компенсации морального вреда в сумме 3000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Смирновой Елены Вячеславовны удовлетворить частично.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы России по Ивановской области (ИНН №) в пользу Смирновой Елены Вячеславовны (паспорт № №) денежную компенсацию при увольнении в размере 77723 руб. 56 коп., компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 2155 руб. 30 коп., денежное содержание за период отпуска с 01 августа 2022 года по 15 августа 2022 года в размере 10819 руб. 20 коп., денежное содержание за период отпуска с 12 сентября 2022 года по 18 сентября 2022 года в размере 4852 руб. 89 коп., компенсацию за несвоевременную выплату денежных средств в размере 11515 руб. 88 коп., компенсацию морального вреда в размере 3000 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Румянцева Ю.А.
Мотивированное решение составлено 03 августа 2023 года