РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Город Карачаевок 30 августа 2023 года.
Карачаевский городской суд КЧР в составе председательствующего - судьи Кубанова Э.А., с участием истца Джанибековой С.А. при секретаре Лайпановой З.С-Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО2 и ФИО3 к Администрации Карачаевского городского округа КЧР, ПАО «Мегафон», ПАО «Мобильные телесистемы», ПАО «ВымпелКом», Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КЧР, а также Министерству цифрового развития КЧР об обязании к демонтажу базовых станций сотовой связи,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 и ФИО3 обратились в суд с иском к Администрации КГО ПАО «Мегафон», ПАО «Мобильные телесистемы», ПАО «ВымпелКом», Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КЧР, а также Министерству цифрового развития КЧР об обязании Администрации КГО произвести демонтаж базовых станций сотовой связи.
В иске указано, что истцы являются жителями многоквартирного (адрес обезличен) в (адрес обезличен), вокруг которого расположено 12 вышек сотовой связи, что оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье людей, а также нарушены при их установке санитарно - эпидемиологические нормы по удаленности станций от жилых домов и высоте установки. Их обращения совместно с жителями близлежащих улиц Чкалова, Байрамукова, Мира, Курджиева и Микояна (адрес обезличен) в Роспотребнадзор, Министерство цифрового развития КЧР, прокуратуру (адрес обезличен), МЧС России по КЧР и Министерство природных ресурсов и экологии КЧР с вопросом о демонтаже этих станция связи результата не дали. Вместе с тем эти станции связи расположены на расстоянии друг от друга не более 500 метров, а чем меньше между ними дистанция, тем больше сила действующего на человека электромагнитного излучения. Кроме того, станции сотовой связи требуют получения разрешения на строительство, а без такового являются самовольной постройкой и подлежат сносу. В связи с указанным и просят обязать администрацию КГО произвести демонтаж базовых станций сотовой связи в (адрес обезличен), Курджиева, Мира и пер. Строительному, всего 14 базовых станций.
В судебном заседании истцы заявленные требования поддержали, просили удовлетворить их, поскольку указанные в иске базовые станции
сотовой связи установлены без получения необходимой разрешительной документации.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, обратились к суду с письменными ходатайствами о рассмотрении дела в их отсутствии.
С учетом мнения сторон суд определил рассмотреть настоящее дело в отсутствии представителей ответчиков Администрации КГО, ПАО «Мегафон», ПАО «Мобильные телесистемы», ПАО «ВымпелКом», Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КЧР и Министерства цифрового развития КЧР.
В своих письменных возражениях на иск представители ПАО «Мегафон», ПАО «Мобильные телесистемы», ПАО «ВымпелКом» указали, что при размещении и эксплуатации спорных вышек сотовой связи были получены все необходимые документы на размещение и эксплуатацию, при проведении замеров и подготовке иных разрешительных документов уполномоченный государственный орган принял во внимание и расстояние передающих устройств, отсутствие нарушений санитарного законодательства, а также отсутствие угрозы жизни и здоровью граждан, что подтверждается санитарно - эпидемиологическим заключением по каждой вышке сотовой связи. Кроме того, истцы не являются собственниками зданий и участков, на которых расположены станции сотовой связи и не вправе требовать их демонтажа в силу положений ст. 305 ГК РФ, поскольку их право собственности или законного владения не нарушено.
Выслушав стороны, исследовав -материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в иске по следующим основаниям.
Так, согласно ст. 6 Федерального закона «О связи» организации связи по договору с собственником или иным владельцем зданий вправе осуществлять строительство, эксплуатацию средств связи и сооружений связи.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель.
В силу положений ст. 209, п. 1 ст. 260 Гражданского кодекса Российской Федерации лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом.
Согласно ст. 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от (дата обезличена) N 540 (далее - классификатор).
Примечанием 2 к данному Приказу установлено, что содержание видов разрешенного использования, перечисленных в классификаторе, допускает без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, если федеральным законом не установлено иное.
Согласно разъяснению, приведенному в письме Департамента
недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации от (дата обезличена) N (адрес обезличен), положения примечания 2 к названному Приказу следует понимать как дополнение к любому из видов разрешенного использования, указанного в классификаторе, если иное прямо не запрещено федеральным законом. Размещение указанных в этом примечании антенномачтовых сооружений допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка.
Исходя из содержания примечания 2 к Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от (дата обезличена) N 540 и разъяснений данного органа, размещение такого оборудования связи на земельных участках, в видах разрешенного использования которых специально не оговорено размещение объектов связи, допустимо.
Содержание вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о том, что земельный участок может быть использован собственником для возведения на нем сооружений с соблюдением экологических, санитарно-гигиенических и иных правил и нормативов.
Как следует из материалов дела ПАО «Мегафон», ПАО «МТС» и ПАО «ВымпелКом» заключены договоры аренды земельных участков от (дата обезличена) № (номер обезличен), (номер обезличен) от (дата обезличена), договор аренды технической площадки (номер обезличен) от (дата обезличена), договоры б/н от (дата обезличена) с Управлением архитектуры, градостроительства, имущественных и земельных отношений Администрации КГО, от (дата обезличена) с ООО «ТеплоЭнергоСети», от (дата обезличена) рамочные договоры аренды с АО «Первая башенная компания», согласно которым базовые станции, о демонтаже которых заявлен иск, размещены на основании заключенных с владельцами земельных участков и зданий договоров аренды земель и помещений.
Кроме того, согласно п. 4.5 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи, а согласно исследованных материалов дела размеры антенн не превышают данного параметра, кроме расположенного в 233 метрах от (адрес обезличен) в (адрес обезличен), на которое в установленном порядке зарегистрировано право собственности (свидетельство о государственной регистрации права (номер обезличен)) на основании разрешения на ввод в эксплуатацию, выданного Администрацией КГО.
Размещение базовых станций сотовой связи регламентируется Сан ПиН 2.18/2.(дата обезличена)-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов (ПРТО)» и СанПиН 2.1.8/2.(дата обезличена)- 03 «Г игиенические требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи», которые направлены на предотвращение неблагоприятного влияния на здоровье человека электромагнитных полей, передаваемых базовыми станциями.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 42 52-ФЗ ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» указано, что санитарно- эпидемиологическое заключение, выдаваемое по результатам санитарно- эпидемиологической экспертизы, выдается в целях установления и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на человека, а также установления соответствия (несоответствия) требованиям закона документов, зданий, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и других объектов, используемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями для осуществления своей деятельности, и результатов указанной деятельности.
Согласно санитарно-эпидемиологическому заключению № (дата обезличена).(номер обезличен) от 09.04.2018г., выданному Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КЧР размещение базовой станции «Карачаевск- Администрация» по (адрес обезличен) в г. Карачаевске соответствует
государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, а согласно экспертному заключению (номер обезличен) от (дата обезличена) эксплуатация этой базовой станции соответствует действующим санитарным нормам и правилам.
В соответствии с санитарно-эпидемиологическим заключением №
(номер обезличен) от 25.02.2020 г., выданным Управлением
Федеральной службы- по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КЧР размещение базовой станции «Карачаевск- Котельная» по (адрес обезличен). 1 а в г. Карачаевске соответствует
государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, а согласно экспертному заключению (номер обезличен) от 18.04.2022г. эксплуатация данной базовой станции соответствует действующим санитарным нормам и правилам
Как видно из санитарно-эпидемиологического заключения №
(номер обезличен) от 29.12.2022 г., выданного Управлением
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КЧР размещение базовой станции «Карачаевск- Курджиева» по (адрес обезличен) в (адрес обезличен) государственным санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам соответствует и согласно проведенному в декабре 2022 года инструментальному контролю уровня электромагнитных полей, создаваемых техническими средствами ПРТО на основании экспертного заключения (номер обезличен) от (дата обезличена) эксплуатация данной базовой станции действующим санитарным нормам и правилам соответствует.
Как усматривается из санитарно-эпидемиологического заключения №
(номер обезличен).12.21 от 01.12.2021 г., выданного Управлением
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КЧР размещение базовой станции «Карачаевск- Чкалова» по (адрес обезличен) в (адрес обезличен) соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и по проведенному в декабре 2021 года инструментальному контролю уровня электромагнитных полей, создаваемых техническими средствами ПРТО получено экспертное заключение (номер обезличен) от (дата обезличена), согласно которому эксплуатация этой базовой станции действующим санитарным нормам и правилам соответствует.
Как видно из санитарно - эпидемиологического заключения
(номер обезличен).04.19 от (дата обезличена) размещение базовой станции «Карачаевск- Курджиева,1» по этому же адресу соответствует государственным санитарно эпидемиологическим правилам и нормативам. Аналогичные санитарно - эпидемиологические заключения представлены и по объектам связи в (адрес обезличен) по Курджиева, 7а, Чкалова, 1 и Мира, 18 - это заключения (номер обезличен), от (дата обезличена), (номер обезличен) от (дата обезличена) и (номер обезличен) от (дата обезличена).
На основании запроса из Министерства цифрового развития КЧР ФБУЦЗ «Центром гигиены и эпидемиологии в КЧР» (дата обезличена) проведена санитарно- эпидемиологическая и гигиеническая оценка по замерам плотности потока энергии в точках по (адрес обезличен) и во дворе (адрес обезличен) в (адрес обезличен), согласно заключению (номер обезличен) данного учреждения она соответствует требованиям СанПиН (дата обезличена)-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», а также СанПиН 2.1.8/2.(дата обезличена)-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов (ПРТО)» и СанПиН 2.1.8/2.2.4. 1190-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи».
Таким образом базовые станции сотовой связи, о демонтаже которых заявлен иск, не нарушают нормативно-правовые акты, касающиеся санитарно- эпидемиологическом благополучии населения, СанПиН 2.1.8/2.(дата обезличена)-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов (ПРТО)» и СанПиН 2.1.8/2.2.4. 1190-03
«Гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи», размещены на основании заключенных с владельцами земельных участков и зданий договоров аренды земель и помещений.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░3 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░, ░░░ «░░░░░░░», ░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░», ░░░ «░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░, ░ ░░░░░
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░ ░░░░░░░░░░).
░░░░░