Дело №2-3296\2023 08 августа 2023 года
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Волжский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего Платоновой Н.М.
при секретаре Белоусовой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волжском
дело по иску Управления Росгвардии по Волгоградской области к Рублевой К.Н. о прекращении права собственности на оружие,
УСТАНОВИЛ:
Управление Росгвардии по <адрес> обратилось в суд с иском к Рублевой К.Н. о прекращении права собственности на оружие. В обоснование требований указав, что "."..г. сотрудниками Отдела ЛРР №... Управления Росгвардии по <адрес>, в связи со смертью владельца оружия Рублева А.А., было изъято огнестрельное оружие модели: «<...> и помещено на ответственное хранение в комнату хранения оружия дежурной части Управления МВД России по <адрес>, где хранится по настоящее время. Ответчик принял наследство после смерти Рублева А.А., однако до настоящего времени не принял никаких мер по возврату указанного оружия. В целях оформления разрешительного документа на право хранения (хранение и ношение) оружия, либо в целях его отчуждения в установленном порядке ответчик не обращался. При таких обстоятельствах, оружие фактически является брошенным. Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит суд прекратить право собственности Рублевой К.Н. на оружие: «<...>, обратив его в государственную собственность.
В судебное заседание представитель истца Управления Росгвардии по <адрес> не явился, извещен в установленном порядке; в исковом заявлении содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие неявившегося представителя Управления.
Ответчик Рублева К.Н. в судебное заседание не явилась, извещена в установленном порядке.
Представитель третьего лица Управления МВД России по городу <адрес> в судебное заседание не явился, извещен в установленном порядке.
Суд, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
В порядке реализации данного конституционного положения в главе 15 Гражданского кодекса Российской Федерации указаны основания прекращения права собственности.
Согласно ст.35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В порядке реализации данного конституционного положения в главе 15 Гражданского кодекса Российской Федерации указаны основания прекращения права собственности.
Согласно положениям ч.1 ст.28 Федерального закона «Об оружии» контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.
В соответствии с п.2 ст.129 ГК РФ, законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.
К таким объектам в частности относится и оружие, владение которым предполагает выполнение определенных требований, предусмотренных Федеральным законом «Об оружии». Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от "."..г.г. №... «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Судом установлено, что Рублеву А.А. принадлежало оружие - «<...>.
"."..г. Рублев А.А. умер.
"."..г. сотрудниками Отдела ЛРР №... Управления Росгвардии по <адрес>, в связи со смертью владельца оружия Рублева А.А., было изъято огнестрельное оружие модели: ««<...> и помещено на ответственное хранение в комнату хранения оружия дежурной части Управления МВД России по <адрес>, что подтверждается копией протокола изъятия оружия, боеприпасов и патронов к оружию.
Из материалов дела также усматривается, что после смерти Рублева А.А. открылось наследство (наследственное дело №...), наследником, обратившимся за принятием наследства, является супруга Рублева К.Н.; дочери Касанова Л.А., Батурина О.А., сын Рублев А.А. отказались от наследства, о чем нотариусу подала соответствующее заявление.
Таким образом, судом установлено, что наследником имущества Рублева А.А. является его супруга Рублева К.Н., которой до настоящего времени не принимается никаких мер по возврату указанного оружия.
Оружие в течение продолжительного времени находится в комнате хранения оружия дежурной части Управления МВД России по <адрес>, на который легло бремя содержания его оружия. Хранение данного вооружения требует определенных затрат, в частности по поддержанию специального температурного режима и влажности помещения, регулярного технического ухода и т.д.
Управление Росгвардии по <адрес> неоднократно уведомляло наследников о необходимости принятия мер к оформлению разрешительного документа на право хранения (хранения и ношения) оружия либо принять решение об отчуждении оружия в установленном законом порядке), однако никаких действий до настоящего времени ответчиками совершено не было.
В целях оформления разрешительного документа на право хранения (хранения и ношения) оружия принадлежавшего, либо в целях его отчуждения в установленном законом порядке Рублева К.Н. не обращалась. При таких обстоятельствах оружие фактически является брошенным.
Согласно п.1 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался.
При этом в силу положений ст.236 ГК РФ отказ собственника от права собственности и принадлежащее ему имущество может быть осуществлен путем прямого объявления об этом либо путем совершения других действий, определено без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, такое бездействие расценивается как отказ от права собственности в отношении названного оружия.
Отказ собственника от права собственности на принадлежащее ему имущество в соответствии со ст.235 ГК РФ является основанием для прекращения на него права собственности.
Руководствуясь положениями Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии", согласно статье 27 которого изъятие оружия и патронов к нему производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами в случаях, в том числе, аннулирования в установленном порядке указанных в настоящем Федеральном законе лицензии и (или) разрешения. Оружие и патроны к нему, изъятые в связи с аннулированием в установленном порядке лицензии и (или) разрешения, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в связи с ликвидацией юридического лица, являющегося владельцем оружия и патронов к нему, находятся на хранении в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе либо органах внутренних дел до их отчуждения в порядке, установленном гражданским законодательством.
Контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством РФ выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации (статья 28 Федерального закона).
Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 года N 814 утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, Положение о ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему, в соответствии с пунктами 82 и 83 которых по результатам экспертизы оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение. Оружие, признанное по результатам экспертизы, имеющим культурную ценность либо в отношении которого необходимо создание особых условий хранения, подлежит передаче на хранение в специально уполномоченные органы и организации, определенные Министерством культуры Российской Федерации.
Изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
Патроны к газовому оружию, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми и раздражающими веществами, технически неисправные либо срок годности, хранения или использования которых истек, безвозмездно передаются по заявлению их владельцев поставщикам (продавцам) для уничтожения в порядке, определяемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном п.2 ст.226 ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" на территории Российской Федерации запрещается оборот в качестве гражданского и служебного оружия: оружия и патронов к нему, имеющих технические характеристики, не соответствующие криминалистическим требованиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений, за исключением оружия, имеющего культурную ценность, в том числе старинного (антикварного) оружия, копий старинного (антикварного) оружия и реплик старинного (антикварного) оружия.
Данная норма закона определяет запрет на оборот в качестве гражданского и служебного оружия - оружия, несоответствующего криминалистическим требованиям. При этом делает исключение для оружия, имеющего культурную ценность, в том числе старинного (антикварного) оружия, копий старинного (антикварного) оружия и реплик старинного (антикварного) оружия. То есть, такое оружие, даже не соответствующее криминалистическим требованиям, не ограничивается в обороте. При этом законом не установлен запрет на оборот оружия, имеющее культурную ценность, соответствующее криминалистическим требованиям.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований Управления Росгвардии по <адрес> о прекращении права собственности на оружие, поскольку наследниками не принято мер к реализации своего права.
Вместе с тем, суд не находит достаточных оснований для удовлетворения требования истца об обращении указанного оружия в государственную собственность, поскольку согласно п.82 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 года N814, изъятое или конфискованное оружие и патроны к нему, а также копии (реплики) оружия подлежат историко-культурной и искусствоведческой экспертизе, организуемой Министерством культуры Российской Федерации, к осуществлению которой могут привлекаться специалисты других федеральных органов исполнительной власти, а также юридических лиц, имеющих лицензии на производство, коллекционирование или экспонирование оружия.
По результатам экспертизы оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение. Оружие, признанное по результатам экспертизы, имеющим культурную ценность либо в отношении которого необходимо создание особых условий хранения, подлежит передаче на хранение в специально уполномоченные органы и организации, определенные Министерством культуры Российской Федерации.
Согласно п.83 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 года N814, изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации уничтожаются органами внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Поскольку стороной истца не представлено каких-либо доказательств о том, что предмет спора является технически неисправным, а иных требований определяющих возможную судьбу оружия (получение разрешения на реализацию либо реализация) не заявлено, правовых оснований для удовлетворения требований в части обращения указанного оружия в государственную собственность у суда не имеется.
Согласно части 1 статьи 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку истец при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, требования подлежат удовлетворению, с ответчика Рублевой К.Н. в доход бюджета городского округа – <адрес> подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
С учетом требований ст. ст. 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса РФ госпошлина подлежит зачислению в бюджет городского округа – <адрес>.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, Гл.22 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Росгвардии по <адрес> к Рублевой К.Н. о прекращении права собственности на оружие,– удовлетворить частично.
Прекратить право собственности Рублевой К.Н., "."..г. года рождения (паспорт 1805 №...) на оружие марки «<...>.
Взыскать с Рублевой К.Н., "."..г. года рождения (паспорт 1805 №...) государственную пошлину в доход бюджета городского округа – <адрес> в размере 300 рублей.
В удовлетворении требования Управления Росгвардии по <адрес> об обращении оружия марки «<...> в государственную собственность – отказать.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья:
Справка: мотивированное решение суда составлено "."..г..
Судья: