Дело № 2-171/2023
57RS0006-01-2023-000191-29
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июля 2023 года пгт. Залегощь Орловской области Залегощенский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Семилеткиной О.В.,
при секретаре Царевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Залегощенского района Орловской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйственную недвижимую вещь,
установил:
администрация Залегощенского района Орловской области обратилась в суд с вышеуказанным заявлением, указав, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области поставлен на учет как бесхозяйный объект недвижимости: сооружение культуры и отдыха <данные изъяты>», расположенное по адресу: <адрес> кадастровый №. В течение года с момента постановки на учет как бесхозяйного имущества никто своих прав на данный объект не заявил. Спор о праве в данном случае отсутствует. Данное сооружение является памятником истории регионального значения, разработан план мероприятий по охране и использованию памятников, их реставрации и ремонту, по изготовлению и установке памятных знаков и мемориальных досок, благоустройству воинских захоронений. Отсутствие государственной регистрации права собственности на спорный объект может явиться препятствием для реализации мер по сохранности воинского захоронения, а также к выделению бюджетных средств на содержание объекта, что негативно скажется на его техническом состоянии. Просит признать право муниципальной собственности <адрес> бесхозяйный объект недвижимости: сооружение культуры и отдыха «<данные изъяты>», расположенное по адресу: <адрес> кадастровый №.
Представитель заявителя по доверенности Рябцева С.В., будучи надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель заинтересованного лица - администрация Моховского сельского поселения Залегощенского района Орловской области, будучи надлежаще уведомленным о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, в адресованном суду заявлении глава администрации Моховского сельского поселения Залегощенского района Орловской области Пиняев А.А. просил рассмотреть дело в его отсутствии, против удовлетворения заявления не возражал.
Представитель заинтересованного лица - администрация Грачевского сельского поселения Залегощенского района Орловской области, будучи надлежаще уведомленным о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, в адресованном суду заявлении глава администрации Грачевского сельского поселения Залегощенского района Орловской области Топилина Ю.А. просила рассмотреть дело в её отсутствии.
Представитель заинтересованного лица - Межрегионального Территориального Управления Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях, будучи надлежаще уведомленным о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Исследовав материалы дела, суд считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.262 ГПК РФ в порядке особого производства суд рассматривает, в том числе, дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
Согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ, вещь, которая не имеет собственника, или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался, является бесхозяйной.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (ч. 3 ст. 225 ГК РФ).
По смыслу указанной правовой нормы, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а, следовательно, обязан это сделать.
В силу ч. 2 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Пунктом 13 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»регламентировано, чток вопросам местного значения городского поселения относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
Часть 4 указанной нормы предусматривает, что иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Статьей 6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусмотрено, что под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 этого же Федерального закона объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу ч. 1 ст. 48 указанного Федерального закона объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, на территории Моховского сельского поселения <адрес> расположен объект культурного наследия - сооружение культуры и отдыха «<данные изъяты>», расположенное по адресу: <данные изъяты>., кадастровый №.
ДД.ММ.ГГГГ указанный объект в установленном порядке принят на учет Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области в качестве бесхозяйного объекта недвижимости.
На основании решения исполнительного комитета Орловского областного Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>», включена в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за регистрационным номером № и ей присвоена категория «памятник истории регионального значения».
Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ настоящий объект культурного наследия с кадастровым номером №, поименованный как «сооружение культуры и отдыха «<данные изъяты> принят на учет Управлением Росреестра по Орловской области в качестве бесхозяйного объекта недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом Управления по государственной охране объектов культурного наследия Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении названного памятника истории утверждено охранное обязательство.
Согласно паспорта «<данные изъяты> является объектом культурного наследия.
Из имеющихся в деле письменных доказательств усматривается, что в течение года с момента постановки указанного объекта недвижимого имущества на учет как бесхозяйного, его правообладатель не установлен, ограничения (обременения) права, правопритязания, заявленные в судебном порядке права требования не установлены.
При таких обстоятельствах, суд убежден, что объект культурного наследия - сооружение культуры и отдыха «<данные изъяты>», расположенное по адресу: <адрес>., кадастровый №, год завершения строительства ДД.ММ.ГГГГ год собственника не имеет (правоустанавливающие документы в отношении этого памятника культуры и данные о его прежних владельцах отсутствуют) и заявлений о регистрации права на данный объект недвижимости от кого-либо в регистрационный орган не поступало.
Таким образом, установленные в суде обстоятельства в совокупности с приведенными нормами права подтверждают, что историческое сооружение, явившееся предметом судебного разбирательства, является бесхозяйной недвижимостью.
Учитывая, что вопросы сохранения, использования и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и их охрана относятся к компетенции соответствующих муниципальных районов, и при этом собственник <данные изъяты> неизвестен, а установленный законом годичный срок со дня её постановки на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости истек, суд приходит к выводу о необходимости признании права муниципальной собственности на указанный бесхозяйный объект культурного наследия, поскольку все необходимые условия для этого соблюдены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 293 ГПК РФ, суд
решил:
заявление администрации Залегощенского района Орловской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости удовлетворить.
Признать за администрацией <адрес> право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости - сооружение культуры и отдыха «<данные изъяты>, расположенное по адресу: <адрес>., кадастровый №, год завершения строительства ДД.ММ.ГГГГ год.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда через Залегощенский районный суд Орловской области в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий О.В. Семилеткина
судья