Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2052/2024 ~ М-8361/2023 от 25.12.2023

УИД 86RS0002-01-2023-010586-50

    Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 марта 2024 года                                                                            город Нижневартовск

Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в составе:

    председательствующего судьи                                                      Латынцева А.В.,

    при ведении протокола судебного заседания секретарем                 Чистых Е.С.,

    с участием:

    представителя истца                                                                          Бугровой А.Е.,

    представителя ответчика                                                                 Долбенева Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2052/2024 по исковому заявлению заместителя прокурора города Нижневартовска, действующего в интересах АльмухА.а А. В., к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры о предоставлении средств технической реабилитации и взыскании компенсации морального вреда, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, Альмухаметова Р. А.,

У С Т А Н О В И Л

<дата> прокурор города Нижневартовска, действующий в защиту интересов АльмухА.а А.В., обратился в суд с указанным иском, мотивируя требования тем, что в результате проведенной проверки установлен факт нарушения Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ХМАО-Югре законодательства, регламентирующего порядок возмещения дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного лица. В ходе проверки установлено, что АльмухА. А.В. является <данные изъяты> по общему заболеванию. Индивидуальной программой реабилитации истца от <дата> предусмотрен перечень технических средств реабилитации, в который включены: трость опорная, регулируемая по высоте, с устройством противоскольжения (1 шт.); ортопедическая обувь сложная без утепленной прокладки (1 пара); ортопедическая обувь сложная на утепленной прокладке (1 пара). <дата> истец обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ХМАО-Югре с заявлением на обеспечение указанными средствами технической реабилитации. Однако из указанного перечня, <дата> произведено обеспечение только тростью. Согласно ответу Фонда от <дата> , на дату подачи заявления АльмухА.а А.В., не обеспечение инвалида средствами технической реабилитации обусловлено недостаточным финансированием данного направления и отсутствием заявок на участие в соответствующем конкурсе. Таким образом, по истечению восьми месяцев после подачи заявления истцом, до настоящего времени техническими средствами реабилитации в полном объеме он не обеспечен. Считает, что непринятие Фондом мер к своевременному обеспечению истца средствами технической реабилитации, нарушает его право на социальную помощь в гарантированном государством объеме. Кроме того, в связи с длительным не предоставлением истцу указанных технических средств реабилитации ему причинен моральный вред. В связи с чем, просит обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу предоставить АльмухА.у А.В. средства технической реабилитации: ортопедическую обувь сложную без утепленной прокладки (пара) – 1 пара, ортопедическую обувь сложную на утепленной прокладке (пара) – 1 пара, также просит взыскать с ответчика в пользу АльмухА.а А.В. компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.

Протокольным определением от <дата> к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Альмухаметова Р.А.

Истец АльмухА. А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.

Помощник прокурора города Нижневартовска Бугрова А.Е. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала в полном объеме.

Представитель ответчика Долбенев Д.В. в судебном заседании с требованиями о возложении обязанности по предоставлению средств технической реабилитации не согласился, ссылаясь, что услуга была оказана, также возражал относительно требований о компенсации морального вреда.

Третье лицо Альмухаметова Р.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

В силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Суд, заслушав помощника прокурора и представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24.111995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

В соответствии со ст.1 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ч.1 ст.9 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации (ст.10 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

К техническим средствам реабилитации инвалидов, в силу статьи 11.1 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний (ч.3 ст.11.1 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

В соответствии с ч.14 ст.11.1 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).

В абзаце втором пункта 2 названных Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Частью 1 статьи 11 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

Из приведенных нормативных положений следует, что государство гарантирует инвалидам получение технических средств реабилитации, предусмотренных федеральным перечнем технических средств реабилитации и предоставляемых им за счет средств федерального бюджета. Необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации для компенсации или устранения стойких ограничений его жизнедеятельности устанавливается по медицинским показаниям и противопоказаниям и предусматривается в индивидуальной программе реабилитации инвалида, разработанной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы и являющейся обязательной для исполнения.

В судебном заседании установлено, что АльмухА.у А. В., <дата> года рождения, <дата> установлена <данные изъяты>, бессрочно.

Индивидуальной программой реабилитации или абилитации АльмухА.а А.В. предусмотрен перечень технических средств реабилитации, в который включены трость опорная, регулируемая по высоте, с устройством противоскольжения, ортопедическая обувь сложная без утепленной прокладки (пара), ортопедическая обувь сложная на утепленной прокладке (пара).

Из материалов дела следует и не оспорено ответчиком, что <дата> законный представитель АльмухА.а А.В. обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре с запросом на предоставление средств технической реабилитации согласно индивидуальной программе реабилитации.

Согласно п.4 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).

В силу п. 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Согласно ответу Фонда от <дата> , на дату подачи заявления законного представителя АльмухА.а А.В., не обеспечение инвалида средствами технической реабилитации обусловлено недостаточным финансированием данного направления, а также отсутствием заявок на участие в соответствующем конкурсе на поставку ТСР от хозяйствующих субъектов

Вместе с тем, как следует из материалов дела, 29.12.2023 ответчиком выданы законному представителю истца направления на получение: ортопедической обуви сложной без утепленной подкладки (пара) и ортопедической обуви сложной на утепленной подкладке (пара).

В силу п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Из положений подп. «а» п.10 Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации..., утвержденного приказом ФСС РФ от 16.05.2019 № 256, результатами предоставления государственной услуги являются, в частности, выдача заявителям направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации.

В связи с изложенным, принимая во внимание установленный судом факт выдачи истцу направления на получение средств технической реабилитации, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований в части возложения на ответчика обязанности по предоставлению АльмухА.у А.В. средства технической реабилитации, поскольку в данном случае ответчиком государственная услуга оказана путем выдачи истцу указанного выше направления.

Рассматривая требования о компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.

Статьей 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная <данные изъяты>, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (п.1 ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (п.1 ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Под физическими страданиями следует понимать физическую боль, связанную с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо заболевание, в том числе перенесенное в результате нравственных страданий, ограничение возможности передвижения вследствие повреждения здоровья, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы, а под нравственными страданиями - страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной <данные изъяты>, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции) (п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).

Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага (п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация.

Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства. Имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности, условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами, учреждениями нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

На основании ст.1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Принимая во внимание изложенное, учитывая, что предоставление средств реабилитации направлены на защиту личных неимущественных прав инвалидов для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, социальную адаптацию, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество, длительная задержка предоставления гарантированных государством средств повлияла на качество жизни АльмухА.а А.В., что нарушило личные неимущественные права истца в части сохранения жизненного уровня, необходимого для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности, причинив ему нравственные страдания, суд считает возможным взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по ХМАО-Югре в пользу АльмухА.а А.В. компенсацию морального вреда в заявленном размере 5 000 рублей.

Доводы ответчика о необоснованности требований о взыскании компенсации морального вреда, об отсутствии причинно-следственной связи между непредставлением технических средств реабилитации, основаны на неправильном толковании норм материального права, поскольку судом установлено, что по вине учреждения длительный период времени инвалид, нуждающийся в средстве реабилитации, не обеспечивался техническим средством реабилитации.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

взыскать с отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры (ОГРН 1028600517054) в пользу АльмухА.а А. В. (паспорт <данные изъяты>) компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Мотивированное решение составлено 20.03.2024.

Судья                                                     А.В. Латынцев

2-2052/2024 ~ М-8361/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Альмухаметов Амир Винирович
Прокурор г. Нижневартовска в интересах Альмухаметова А.В.
Ответчики
Отделение пенсионного фонда России в Ханты-Мансийском Автономном округе
Другие
Альтмухаметова Раиса Абдулахатовна
Суд
Нижневартовский городской суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
Судья
Латынцев А.В.
Дело на странице суда
vartovgor--hmao.sudrf.ru
25.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.12.2023Передача материалов судье
26.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.01.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
17.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.02.2024Подготовка дела (собеседование)
08.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.02.2024Судебное заседание
13.03.2024Судебное заседание
20.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее