Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
13 июля 2023 года 92RS0№-16
город Севастополь Дело №
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Кириленко Е.А.,
секретаря судебного заседания ФИО8,
при участии: истца – ФИО1, представителя истцов – ФИО9, ответчиков: ФИО2, ФИО6, ФИО3, ФИО13,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО5, ФИО1 к Правительству Севастополя, ФИО2, ФИО6, ФИО3, ФИО4, третье лицо – Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, о признании права собственности в порядке приобретательной давности,
у с т а н о в и л:
В мае 2023 года истцы обратились с исковым заявлением к Правительству Севастополя, ФИО2, ФИО6, ФИО3, ФИО4 о признании права собственности в порядке приобретательной давности.
Просят: признать в порядке приобретательной давности за ФИО5, ФИО1 право на 5/50 долей в праве обшей долевой собственности на жилой дом с соответствующей долей надворных строений, расположенный по адресу: <адрес>, состоящие из жилого дома лит. «<адрес>» <адрес>, которая состоит из жилой комнаты 3-3 площадью 10,8 кв.м, 1/2 кухни 3-2 площадью 7,4 кв.м, 1/2 коридора 3-1 площадью 7,6 кв.м, 1/2 пристройки лит. «№», состоящая из коридора площадью 2,3 кв.м, из которых за ФИО5 признать право собственности на 5/100 долей в указанном жилом доме с соответствующей долей надворных строений, за ФИО1 признать право собственности на 5/100 долей в указанном доме с соответствующей долей надворных строений.
В обоснование своих требований истцы указали, что сторонам на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом с надворными строениями, расположенный по адресу: <адрес> Данный дом состоит из четырех жилых частей (квартир). С апреля 2005 года истцы длительное время открыто и непрерывно фактически владеют полностью квартирой 3 указанного дома. Данной квартирой они владеют на основании Протокола заседания жилищной комиссии при в/ч 22209 от 04.04.2005 о выделении ФИО10, являющегося супругом истца ФИО5 и отцом ФИО1 В 2007 году ФИО10 оставил во владении и пользовании истцов все жилые и вспомогательные помещения в <адрес>, распорядился имеющимися у него 7/200 долей в жилом доме, подарив их ФИО1, так как стал занимать <адрес> этого же дома.
Истцы не являются собственникам 5/50 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> однако добросовестно, открыто и непрерывно владеют ими как своим собственным имуществом более 15 лет. В Реестре города Севастополя отсутствуют информация в отношении указанного объекта недвижимости, во внесении в ГКН сведений о помещении, расположенном по адресу: <адрес>, истцам было отказано, поскольку заявленное помещение является частью жилого дома индивидуальной застройки, зарегистрировано право общей долевой собственности.
В связи с указанным, истцы и вынуждены обратиться в суд с настоящим иском к ответчикам.
В судебном заседании истец, представитель истцов, заявленные требования поддержали, настаивали на их удовлетворении.
Ответчики не возражали против удовлетворения требований.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.
С учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, установив обстоятельства в деле, оценив доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что жилой дом с надворными строениями, расположенный по адресу: <адрес> который по своим техническим характеристикам состоит из четырех жилых частей (квартир), принадлежит на праве общей долевой собственности истцам – ФИО5, ФИО1 и ответчикам - ФИО2, ФИО6, ФИО3, ФИО13
В совместном долевом владении истцов ФИО5 и ФИО1, ответчика ФИО2 в жилом доме с надворными строениями, расположенного по адресу: <адрес> находится одна часть (<адрес>), что составляет 7/50 долей в объекте недвижимости и состоит из жилой комнаты 3-4, площадью 14,6 кв.м, 1/2 кухни 3-2, площадью 7,4 кв.м, ? коридора, площадью 7,6 кв.м, 1/2 пристройки лит.а5, состоящей из коридора, площадью 2,3 кв.м, общей площадью 24,6 кв.м.
Истцу ФИО5 в указанном объекте недвижимости на праве общей долевой собственности принадлежат 7/200 долей в соответствии со свидетельством о праве собственности на жилье и хозбытстроения, выданное ДД.ММ.ГГГГ 1997 ОМИС ЧФ согласно распоряжению №.
Истцу ФИО1 (ранее ФИО11) в указанном объекте недвижимости на праве общей долевой собственности принадлежат 7/200 долей в соответствии со свидетельством о праве собственности на жилье и хозбытстроения, выданное 12 июля 2000 года 1997 ОМИС ЧФ согласно распоряжению № и 7/200 долей в соответствии с договором дарения долей от 9 августа 2007 года, подаренными ФИО14.
Данной квартирой они владеют на основании Протокола заседания жилищной комиссии при в/ч 22209 от 04.04.2005 о выделении ФИО10, являющегося супругом истца ФИО5 и отцом ФИО1 В 2007 году ФИО10 оставил во владении и пользовании истцов все жилые и вспомогательные помещения в <адрес>, распорядился имеющимися у него 7/200 долей в жилом доме, подарив их ФИО1, так как стал занимать <адрес> этого же дома.
С апреля 2005 года истцы длительное время открыто и непрерывно фактически владеют полностью квартирой 3 указанного дома, однако не являются собственниками 5/50 долей в праве общей долевой собственности на указанный жилой дом.
На момент получения 12 июля 2000 года истцами свидетельства о праве собственности на жилье по адресу: <адрес> на 7/50 долей в праве общей долевой собственности, жилой дом находился в Управлении 1997 ОМИС ЧФ.
В 2005 году, в 2007 году находился на учете 1997 ОМИС ЧФ, что подтверждается протоколами жилищной комиссии в/ч 22209 № о выделении ФИО10 жилых помещений в этом жилом доме.
Вместе с тем, согласно ответу 1997 ОМИС ЧФ от 24.01.2011 жилой дом по адресу: г. Севастополь, Шабалина 30, на учете 1997 ОМИС ЧФ не состоял.
Согласно сведениям ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации жилой дом по адресу: <адрес> в федеральную собственность не передавался.
Кроме того, по информации Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 16.01.2023 в Реестре собственности города Севастополя отсутствуют сведения в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Севастополь, Шабалина 30.
Ответчик ФИО2 (ранее ФИО12) являясь собственником 7/200 долей в соответствии со свидетельством о праве собственности на жилье и хозбытстроения, выданное ДД.ММ.ГГГГ 1997 ОМИС ЧФ согласно распоряжению №, свои права на долю в объекте недвижимости не заявляет.
Совладельцы долей в праве общей долевой собственности в жилом доме, расположенном по адресу: г. Севастополь, Шабалина 30, а именно ФИО6, владеющей 6/25 доли (квартир №), ФИО3, у которой 6/75 долей в праве общей долевой собственности (квартира №) и ФИО13, владеющая 12/75 долями в праве общей долевой собственности (квартира №) не оспаривают законность владения истцами 5/50 долей в праве общей долевой собственности на жилой <адрес>.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В частности, гражданские права и обязанности возникают в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
В силу пункта 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных названным кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
На основании пункта 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо – гражданин или юридическое лицо, – не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
- давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
- давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
- давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (пункт 3 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации);
- владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Из указанных выше положений закона и разъяснений пленумов следует, что приобретательная давность является самостоятельным законным основанием возникновения права собственности на вещь при условии добросовестности, открытости, непрерывности и установленной законом длительности такого владения.
При этом, в пункте 16 указанного выше совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации также разъяснено, что по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Из содержания указанных норм и акта их толкования следует, что действующее законодательство, предусматривая возможность прекращения права собственности на то или иное имущество путем совершения собственником действий, свидетельствующих о его отказе от принадлежащего ему права собственности, допускает возможность приобретения права собственности на это же имущество иным лицом в силу приобретательной давности.
При этом к действиям, свидетельствующим об отказе собственника от права собственности, может быть отнесено, в том числе, устранение собственника от владения и пользования принадлежащим ему имуществом, непринятие мер по содержанию данного имущества.
Согласно абзацу первому пункта 19 этого же постановления, возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
Давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею, то есть в тех случаях, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).
Наличие титульного собственника само по себе не исключает возможность приобретения права собственности другим лицом в силу приобретательной давности.
Для приобретения права собственности в силу приобретательной давности не является обязательным, чтобы собственник, в отличие от положений статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, совершил активные действия, свидетельствующие об отказе от собственности, или объявил об этом. Достаточным является то, что титульный собственник в течение длительного времени устранился от владения вещью, не проявляет к ней интереса, не исполняет обязанностей по ее содержанию, вследствие чего вещь является фактически брошенной собственником.
Осведомленность давностного владельца о наличии титульного собственника сама по себе не означает недобросовестности давностного владения.
Таким образом, закон допускает признание права собственности в силу приобретательной давности не только на бесхозяйное имущество, но также и на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лиц.
Применительно к положениям статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации предполагается, что в отношении недвижимого имущества давностный владелец всегда осведомлен об отсутствии у него права собственности на это имущество, поскольку такое право подлежит регистрации в публичном реестре (статья 8.1 названного Кодекса), однако это обстоятельство само по себе не исключает возможность приобретения права собственности на недвижимую вещь в силу приобретательной давности.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 194, 196, 197, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковое заявление ФИО5, ФИО1 к Правительству Севастополя, ФИО2, ФИО6, ФИО3, ФИО4 о признании права собственности в порядке приобретательной давности, удовлетворить.
Признать в порядке приобретательной давности за ФИО5, ФИО1 право на 5/50 долей в праве обшей долевой собственности на жилой дом с соответствующей долей надворных строений, расположенного по адресу: <адрес>, состоящие из жилого дома лит. «№» <адрес>, которая состоит из жилой комнаты 3-3 площадью 10,8 кв.м, 1/2 кухни 3-2 площадью 7,4 кв.м, 1/2 коридора 3-1 площадью 7,6 кв.м, 1/2 пристройки лит. «а5», состоящая из коридора площадью 2,3 кв.м, из которых за ФИО5 признать право собственности на 5/100 долей в указанном жилом доме с соответствующей долей надворных строений, за ФИО1 признать право собственности на 5/100 долей в указанном доме с соответствующей долей надворных строений.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Судья | (подпись) | Е.А. Кириленко |
Мотивированное решение составлено
18 июля 2023 года
<данные изъяты>
<данные изъяты>