Судья: Лазарев Р.Н. адм. дело № 33а-6111/2023
(2а-370/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 мая 2023 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Вачковой И.Г.,
судей Ромадановой И.А., Мыльниковой Н.В.,
при секретаре Исмаилове Э.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Учуваткина В.А. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 06 февраля 2023 г. по административному делу № 2а-370/2023 по административному иску Учуваткина В.А. к военному комиссариату Октябрьского, Куйбышевского, Ленинского и Самарского районов г. Самары, призывной комиссии Ленинского внутригородского района г. Самары, военному комиссариату Самарской области о признании незаконным решения призывной комиссии, признании незаконной повестки для отправки к месту прохождения военной службы,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Ромадановой И.А., доводы административного истца Учуваткина В.А., его представителя Спиридонова Д.Г., представителя административного ответчика (по доверенности) Халименко К.Н., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Учуваткин В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к военному комиссариату Октябрьского, Куйбышевского, Ленинского и Самарского районов г. Самары, призывной комиссии Ленинского внутригородского района г. Самары, военному комиссариату Самарской области о признании незаконным решения призывной комиссии, признании незаконной повестки для отправки к месту прохождения военной службы.
В обосновании заявленных требований административный истец указал, что решением призывной комиссии Ленинского внутригородского района г.о. Самары, он признан «Б» - годным к военной службе с незначительными ограничениями и призван на военную службу. 02.11.2022 г. военным комиссариатом Октябрьского, Куйбышевского, Ленинского и Самарского районов г. Самары ему была вручена повестка серия №, согласно которой он обязан явиться 24.11.2022 г. для отправки к месту прохождения военной службы. Считает указанное решение призывной комиссии Ленинского внутригородского района г.о. Самары незаконным поскольку, в настоящее время Учуваткин В.А. является студентом и обучается на <данные изъяты> по очной форме обучения, окончание обучения – 31.08.2027 г., что подтверждается справкой № от 09.09.2022 г. Указанная справка была предоставлена призывной комиссии, в связи с чем он имеет право на отсрочку от призыва на военную службу.
Кроме того, решение призывной комиссии было принято без учета состояния здоровья Учуваткина В.А. и наличия у него заболеваний, подтвержденных медицинскими документами. Так, согласно заключению <данные изъяты> № от 22.10.2018г. у Учуваткина В.А. установлены <данные изъяты>, а согласно выписке из медицинской карты стационарного больного № ГБУЗ СО «Самарская городская клиническая больница <данные изъяты>», 21.07.2022 г. истец перенес оперативное вмешательство (хирургическое лечение <данные изъяты> Указанные документы также были представлены призывной комиссии. В нарушение п 13 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2006г. №, призывная комиссия не направила Учуваткина В.А. на дополнительное амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, не была назначена явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил суд признать незаконным решение призывной комиссии Ленинского внутригородского района г.о. Самары (протокол № от 02.11.2022 г.) о признании Учуваткина В.А. «Б» - годным к военной службе с незначительными ограничениями и о призыве его на военную службу; признать незаконной повестку военного комиссариата Октябрьского, Куйбышевского, Ленинского и Самарского районов г. Самары серия №, согласно которой Учуваткин В.А. обязан явиться 24.11.2022 г. для отправки к месту прохождения военной службы.
Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 06 февраля 2023 г. административное исковое заявление Учуваткина В.А. оставлено без удовлетворения (л.д. 62-67).
В апелляционной жалобе представитель административного истца Учуваткина В.А. по доверенности Спиридонов Д.Г. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований (л.д. 69-70).
Учуваткин В.А., его представитель Спиридонов Д.Г. просили решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Военного комиссариата Самарской области Халименко К.Н., просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ст. 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 7 статьи 28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд.
Согласно пункту 1 статьи 28 названного Федерального закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Таким образом, решение призывной комиссии зависит от результатов медицинского освидетельствования.
Медицинское освидетельствование призывников осуществляется в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 565 от 4 июля 2013 года (далее - Положение о военно-врачебной экспертизе).
Из материалов дела следует, что 30.01.2019 г. административный истец Учуваткин В.А. принят на первоначальный воинский учет комиссией по постановке граждан на воинский учет военного комиссариата <адрес> и <адрес>, где ему была определена категория годности Б-3.
15.01.2021 г. Учуваткин В.А. снят с учета военного комиссариата <адрес>
С 16.10.2020 г. призывник Учуваткин В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на воинском учете в военном комиссариате Ленинского района г. Самары.
Согласно выписке из приказа «<данные изъяты>» №-у от 31.08.2020 г. Учуваткин В.А. зачислен на первый курс Самарского государственного медицинского университета по специальности «Лечебное дело».
Согласно материалам дела, решением призывной комиссии от 08.04.2021 г. Учуваткину В.А. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по подпункту "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службы" до 2026 года (результаты освидетельствования призывника за 2021 г., раздел V).
Согласно выписке из приказа «<данные изъяты>» №-у от 18.02.2022 г. Учуваткин В.А., обучающийся на 2 курсе, отчислен из университета как не ликвидировавший в установленные сроки академическую задолженность, не выполнивший обязанности по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана с 15.02.2022 г.
Согласно материалам дела, 09.08.2022 г. Учуваткин В.А. обратился с заявлением в <данные изъяты>» о восстановлении на 2 курсе по специальности «Лечебное дело».
Согласно выписке из приказа «<данные изъяты>» №-у от 31.08.2020 г. Учуваткин В.А. восстановлен в число студентов с 01.09.2022 г., зачислен в группу с последующей ликвидацией академической задолженности в связи с расхождением учебного плана в срок до 31.05.2023 г.
Согласно ответу <данные изъяты>» от 17.01.2023 г. № Учуваткин В.А. , ДД.ММ.ГГГГ г.р., является студентом 2 курса Института <данные изъяты> «Лечебное дело», в число студентов 1 курса зачислен приказом №-у от 31.08.2020 г., дата начала обучения – 01.09.2020 г., отчислен из числа обучающихся приказом №-у от 18.02.2022 года с формулировкой, как не ликвидировавший в установленные сроки академическую задолженность, не выполнивший обязанности по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана; восстановлен в число студентов 2 курса Института клинической медицины приказом №-у от 31.08.2022 г.; предполагаемый срок окончания обучения – 31.08.2027 г., форма обучения очная.
22.10.2018 г. Учуваткин В.А. прошел обследование в КГБУЗ «<данные изъяты>», выдано заключение № согласно которому административному истцу установлены <данные изъяты>
Согласно выписке из медицинской карты стационарного больного № ГБУЗ СО «Самарская городская клиническая больница <данные изъяты>», административному истцу установлен диагноз: <данные изъяты>
Решением призывной комиссии Ленинского внутригородского района городского округа Самара (протокол № от 02.11.2022 г.) Учуваткин В.А. , ДД.ММ.ГГГГ, признан годным к военной службе с незначительными ограничениями (категория Б), с диагнозом <данные изъяты>, призван на военную службу, административный истец получил повестку с обязанием явиться 24.11.2022 г. в военный комиссариат Октябрьского, Куйбышевского, Ленинского и Самарского районов г. Самары для отправки к месту прохождения военной службы.
Согласно заключению карты медицинского освидетельствования от 02.11.2022 г. по результатам освидетельствования Учуваткину В.А. установлено наличие заболеваний соответствующих статье 45 «г»; 66 «г»; 65 «г» о чем указано в итоговом заключении, при этом категория годности установлена "Б-4" - годен к военной службе с незначительными ограничениями, аналогичные сведения отражены в решении призывной комиссии (при первоначальном воинском учете - 30.01.2019 г., а также 08.04.2021 г. в итоговом заключении, категория годности установлена «Б-3»).
Оставляя административные исковые требования без удовлетворения, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствуют основания для предоставления Учуваткину В.А. повторной отсрочки от призыва, так как административный истец восстановился в образовательном учреждении после отчисления по инициативе образовательной организации, кроме того срок обучения после восстановления в образовательном учреждении в соответствии с приказом <данные изъяты>» №-у от 31.08.2020 г. увеличился на 1 год (до 2027 г.).
У судебной коллегии не имеется оснований не согласиться с указанными выводами, поскольку они соответствуют материалам дела и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.
Вопросы об отсрочке от призыва граждан на военную службу урегулированы статьей 24 ФЗ "О воинской обязанности и военной службы".
Согласно абз. 8 подпункта «а» пункта 2 статьи 24 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане: обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию: программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам специалитета.
В соответствии с абз. 10 подпункта «а» пункта 2 статьи 24 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев, если: первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым настоящего подпункта.
Согласно абз. 14, абз. 15, абз. 16 подпункта «а» пункта 2 статьи 24 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" право на предусмотренную настоящим подпунктом отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином:
- получившим во время освоения образовательной программы академический отпуск или перешедшим в той же образовательной организации с одной образовательной программы на другую имеющую государственную аккредитацию образовательную программу того же уровня образования либо переведенным в другую образовательную организацию для освоения имеющей государственную аккредитацию образовательной программы того же уровня образования. Право на отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином по основаниям, предусмотренным настоящим абзацем, только при условии, если общий срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данной образовательной организации или в образовательной организации, из которой осуществлен перевод, не увеличивается или увеличивается не более чем на один год;
- восстановившимся в той же образовательной организации (за исключением граждан, восстановившихся в образовательных организациях после отчисления по инициативе образовательной организации), если срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данной образовательной организации, не увеличивается.
В силу пункта 1 статьи 26 ФЗ "О воинской обязанности и военной службы" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 ФЗ "О воинской обязанности и военной службы").
На основании п. 4 ст. 26 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами.
В соответствии с п. 1 ст. 28 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно пункта 1 статьи 31 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (пункт 2 статьи 31 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
В соответствии с п. 1 ст. 5.1 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (пункт 2 статьи 5.1 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Согласно пункту 3 ст. 5.1 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565 (далее по тексту Положение).
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию (пункт 4 ст. 5.1 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Пунктом 4 Положения определено, что военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.
В соответствии с пунктом 6 Положения, годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу, граждан, призываемых на военные сборы, граждан, проходящих военные сборы, граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в мобилизационный людской резерв, пребывающих в мобилизационном людском резерве, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих и лиц, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно Приложению № 1.
Категория годности к военной службе при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу определяется в соответствии с графой I Расписания болезней (Приложение № 1 к Положению о военно-врачебной экспертизе - «Требования к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе вооруженных сил Российской Федерации»)
Положением статьи 45 «г» Расписания болезней, являющегося приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565 (далее по тексту Расписание болезней) предусмотрено освидетельствование по заболеваниям: врожденные аномалии развития и последствия повреждений аорты, магистральных и периферических артерий и вен, лимфатических сосудов при наличии объективных данных без нарушения кровообращения и функций с присвоением категории "Б-3" - годен к военной службе с незначительными ограничениями.
Положением статьи 66 "г" Расписания болезней предусмотрено освидетельствование по заболеваниям: болезни позвоночника и их последствия: фиксированный сколиоз II степени с углом искривления позвоночника 11 - 17 градусов, без нарушения функций с присвоением категории "Б-4" - годен к военной службе с незначительными ограничениями.
Положением статьи 65 "г" Расписания болезней предусмотрено освидетельствование по заболеваниям: хирургические болезни и поражения костей, крупных суставов, хрящей при наличии объективных данных без нарушения функций с присвоением категории "Б-3" - годен к военной службе с незначительными ограничениями.
Согласно пункту 20 Положения, в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания. При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование. По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.
На основании пункта 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" (далее по тексту - Положение о призыве на военную службу) при наличии оснований, предусмотренных ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
Пунктом 13 Положения о призыве на военную службу предусмотрено, что призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) и соответствующие медицинские организации (пункт 18 Положения о призыве на военную службу).
Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях (пункт 19 Положения о призыве на военную службу).
Довод апелляционной жалобы о том, что административный истец не может быть лишен права на отсрочку от призыва на военную службу в случае реализации его права на ускоренное обучение по индивидуальному учебному плану, является необоснованным, поскольку в положениях пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ установлен исчерпывающий перечень лиц, имеющих право на отсрочку от призыва на военную службу.
Довод жалобы о том, что в нарушение п. 13 Положения о призыве на военную службу граждан призывная комиссия не направила Учуваткина В.А. на дополнительное амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, не была назначена явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, отклоняется судебной коллегией.
Согласно пункту 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе; в случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Аналогичная норма предусмотрена пунктом 20 Положения о военно-врачебной экспертизе.
Таким образом, из указанных выше правовых норм следует, что направление призывника на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение осуществляется только в случае невозможности дать медицинское заключение на основании имеющихся данных о состоянии здоровья призывника и медицинских документов в результате медицинского освидетельствования.
Установлено, что медицинские документы и данные медицинского освидетельствования административного истца позволили медицинской комиссии дать заключение о категории годности: Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями, а, следовательно, не имелось оснований, указанных в пункте 4 статьи 5.1 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и пункте 20 Положения о военно-врачебной экспертизы, для его направления на амбулаторное или стационарное обследование.
Доводы апелляционной жалобы о том, что опрошенные в судебном заседании специалисты ФИО9, ФИО10 подлежали отводу в связи с тем, что врачи, чье заключение оспаривается административным истцом, заинтересованы в исходе дела, поскольку их заключение ставится под сомнение, судебной коллегией признаны несостоятельными, поскольку доказательств их заинтересованности в исходе дела не представлено, а сам факт работы того, что указанные врачи включены, в состав врачей, привлекаемых к работе в составе постоянно действующей ВВК не является для этого достаточным основанием. Кроме того, специалисты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации (л.д. 26).
Ссылка в апелляционной жалобе на предусмотренное пунктом 2 части 1 статьи 310 КАС РФ безусловное основание для отмены решения суда является несостоятельной, поскольку исходя из материалов дела, суд предпринял все предусмотренные законодательством меры для соблюдения прав административного ответчика и его надлежащего извещения.
В силу положений части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (статья 227 КАС РФ).
Судебной коллегией совокупности таких условий не установлено. Административным истцом в нарушение пункта 1 части 9, части 10 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доказательств нарушения прав, свобод и законных интересов в суд апелляционной инстанции не представлено.
Каких-либо новых обстоятельств, ставящих под сомнение правильность выводов суда и влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
При рассмотрении дела судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не допущено, вывод суда соответствуют обстоятельствам дела, оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Самары от 06 февраля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Учуваткина В.А. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции и в Верховный суд Российской Федерации в течение шести месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: