Судья Черепанова А.Г.
УИД 59RS0011-01-2022-001167-68
Дело № 7-999/2022 (№ 5-268/2022)
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 19 мая 2022 г.
Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника акционерного общества «Тандер» М. на постановление судьи Березниковского городского суда Пермского края от 1 апреля 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Тандер»,
у с т а н о в и л:
Постановлением судьи Березниковского городского суда Пермского края от 1 апреля 2021 г. акционерное общества «Тандер» (далее АО «Тандер») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник юридического лица просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях общества состава вменяемого нарушения, ссылается на неверную квалификацию вменяемого обществу деяния.
В судебном заседании в краевом суде законный представитель АО «Тандер», защитник М., извещенные надлежаще, участие не принимали.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему.
Часть 2 статьи 6.3 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Статья 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ) под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями предусматривает организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
В силу пункта 1 статьи 2 названного Федерального закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ).
Пункт 3 статьи 29 данного Закона устанавливает, что санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ.
Согласно пункту 2 статьи 50 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, в том числе о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» (с последующими изменениями) коронавирусная инфекция (2019-nCoV) относится к заболеваниям, представляющим опасность для окружающих.
Как следует из материалов дела, предписанием должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный контроль (надзор), о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий № 805 от 15 апреля 2020 г. заместителем главного государственного санитарного врача по Пермскому краю в целях предотвращения угрозы распространения заболеваемости новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) АО «Тандер» предписано, в том числе организовать ежедневный перед началом рабочей смены «входной фильтр» с проведением контроля температуры тела каждого работника с применением аппаратов для измерения температуры бесконтактным или контактным способом (электронные, инфракрасные термометры, переносные тепловизоры) с обязательной дезинфекцией приборов для контактного применения после каждого использования способом протирания рекомендованными для этих целей средствами. Лица с повышенной температурой тела и /или признаками инфекционного заболевания подлежат отстранению от нахождения на рабочем месте.
Предписание № 805 от 15 апреля 2020 г. получено АО «Тандер» 22 апреля 2020 г. по месту регистрации юридического лица.
При проведении 30 декабря 2021 г. с 12:07 до 12:30 часов проверки выполнения предписания в магазине «***» АО «Тандер» по адресу: ****, должностными лицами Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю были выявлены нарушения законодательства санитарно-эпидемиологического благополучии населения, а именно: для организации ежедневного перед началом рабочей смены «входного фильтра» с проведением контроля температуры тела каждого работника имеется аппарат для измерения температуры бесконтактным способом, имеется журнал здоровья сотрудников магазина, однако, из 5-ти работающих ежедневно на смене в магазине человек 28.12.2021 отметка об измерении температуры тела стоит только у 1-го работника – В., 29.12.2021 отметка о проведении термометрии стоит у 5-ти сотрудников (Старкова, Тимофеева, Трясцина, Митрофанова, Улицук), 30 декабря 2021 г. отметка об измерении температуры тела стоит только у 1-го работника – У., у остальных 4-х сотрудников, находящихся на смене в магазине, отметки о проведении термометрии за 30 декабря 2021 г. отсутствуют, что свидетельствует о невыполнении пункта 1 предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических мероприятий № 805 от 15 апреля 2020 г., а также противоэпидемических мероприятий, предусмотренных требованиями пункта 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», пункта 1.3 МР 3.1/2.3.5.0191-20 «Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли», пункта 1.1 МР 3.1/2.2.0170/3-20 «Рекомендаций по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников», статьи 11, 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки выполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических мероприятий № 17 от 30 декабря 2021 г.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 4 марта 2022 г. должностным лицом Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в отношении АО «Тандер» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Судья городского суда, оценив добытые доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, пришел к обоснованному выводу о наличии вины АО «Тандер» нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в невыполнении в установленный срок законного требования (предписания, постановления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения опасного заболевания или проведения ограничительных мероприятий (карантина), а его действия правильно квалифицировал по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Факт совершения АО «Тандер» вменяемого административного правонарушения, подтверждается имеющимися в деле доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении № 1039 от 04 марта 2022 г., предписанием должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный контроль (надзор) о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий № 805 от 15 апреля 2020 г., актом проверки выполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических мероприятий № 17 от 30 декабря 2021 г. и другими материалами дела, всесторонняя, полная и объективная оценка которым дана судьей городского суда при рассмотрении дела.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у АО «Тандер» имелась возможность для соблюдения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия человека, за нарушение которых частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Объективных данных, свидетельствующих о том, что у АО «Тандер» отсутствовала возможность для соблюдения требований пункта 1 предписания № 805 от 15 апреля 2020 г., а также убедительных доказательств, свидетельствующих о том, что им были предприняты все необходимые и достаточные меры для соблюдения указанных норм, материалы дела не содержат, в связи с чем юридическое лицо обосновано привлечено к административной ответственности. Оснований полагать об отсутствии вины юридического лица не имеется.
Пунктом 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 г. № 15, установлены мероприятия, направленные на «разрыв» механизма передачи инфекции, в том числе организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу.
Согласно методическим рекомендациям «МР 3.1/2.3.5.0191-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.3.5. Предприятия торговли. Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли. Методические рекомендации» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 01 июня 2020 г.) в рамках профилактических мер по предотвращению заноса инфекции на предприятиях торговли рекомендуется организация ежедневного перед началом рабочей смены «входного фильтра» с проведением контроля температуры тела работника и обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и/или с признаками респираторного заболевания; уточнением состояния здоровья работника и лиц, проживающих вместе с ним, информации о возможных контактах с больными лицами или лицами, вернувшимися из другой страны или субъекта Российской Федерации (опрос, анкетирование и др.) (пункт 1.3).
Аналогичные требования содержатся в пункте 1.1 МР 3.1/2.2.0170/3-20 «Рекомендаций по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников».
Требование по организации ежедневного перед началом рабочей смены «входного фильтра» предусмотрено пунктом 1 предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических мероприятий № 805 от 15 апреля 2020 г., выданного АО «Тандер» и являющегося обязательным для выполнения в силу положений статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ.
Между тем при проведении проверки выполнения предписания 30 декабря 2021 г. было установлено невыполнение пункта 1 предписания.
АО «Тандер», осуществляя деятельность в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в том числе осуществлять обязательные противоэпидемические мероприятия, и предвидеть последствия совершения или не совершения юридически значимых действий, нести всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений.
Доводы жалобы о выполнении требования по организации ежедневного перед началом рабочей смены «входного фильтра» с проведением контроля температуры тела каждого работника, опровергаются представленными доказательствами, из которых следует, что по состоянию на 30 декабря 2021 г. сведения о проведении контроля температуры тела четырех работников из пяти в журнале отсутствуют. В связи с обязательными требованиями о проведении противоэпидемических мероприятий в отсутствие иных доказательств именно надлежащее ведение журнала термометрии свидетельствует о соблюдении юридическим лицом требований приведенных выше нормативных актов.
Доводы заявителя жалобы о необходимости квалификации действий АО «Тандер» по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ со ссылкой на «Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 3» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17 февраля 2021 г.), не могут служить основанием для отмены или изменения постановления судьи городского суда, поскольку при рассмотрении дел об административном правонарушении учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу. Данные доводы основаны на ошибочном толковании заявителем норм права и не свидетельствуют о нарушении в рамках настоящего дела судьей городского суда норм материального и процессуального права.
В данном случае невыполнение выданного в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, законного предписания должностного лица, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Несогласие заявителя с выводами судьи городского суда и оценкой имеющихся в деле доказательств правовым основанием к отмене постановления не является.
Из представленных материалов не усматривается наличие каких-либо противоречий и неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи городского суда о доказанности вины АО «Тандер» в совершении вменяемого ему административного правонарушения. Совершенное юридическим лицом административное правонарушение квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ. Вывод судьи городского суда о наличии в действиях АО «Тандер» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, является правильным и не противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Вместе с тем, постановление судьи подлежит изменению в части размера назначенного АО «Тандер» административного наказания.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
На основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 3.3 статьи 4.1 настоящего Кодекса).
С учетом положений части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа для АО «Тандер» не может быть менее 100 000 рублей.
Принимая во внимание характер административного правонарушения, то обстоятельство, что при проведении осмотра все иные мероприятия, предусмотренные предписанием № 805 от 15 апреля 2020 г., АО «Тандер» были выполнены, с учетом имущественного и финансового положения в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции, судья краевого суда приходит к выводу о наличии исключительных обстоятельств, свидетельствующих о возможности изменения назначенного АО «Тандер» административного наказания, а именно его назначения с учетом положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ в размере 100000 рублей.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
р е ш и л:
постановление судьи Березниковского городского суда Пермского края от 1 апреля 2022 г., вынесенное в отношении АО «Тандер», по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить, снизить размер административного штрафа до 100 000 рублей.
В остальной части указанное постановление оставить без изменения, жалобу защитника М. - без удовлетворения.
Судья - (подпись)