Дело №5-263/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тотьма 11 июня 2020 г.
Тотемский районный суд Вологодской области в составе:
судьи Цыгановой О.В.
при секретаре Дранициной И.Л.
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Баженова С.С.,
установил:
В суд поступил протокол об административном правонарушении от 30.04.2020, согласно которого 22.04.2020 в 15 час. 02 мин. Баженов С.С., проживающий по адресу: ... находился в магазине ООО «ДНС Ритейл» по адресу: г. Тотьма, ул. Советская д. 26, в нарушение п. 3.2 Постановления Правительства Вологодской области от 27.03.2020 № 286, не выполнив правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории Тотемского муниципального района Вологодской области, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, нарушив режим самоизоляции в период ограничительных мероприятий, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Баженов С.С. не явился, извещен надлежащим образом.
Лицо, составившее протокол об административном правонарушении, заместитель руководителя, управляющий делами администрации Тотемского муниципального района Вологодской области Рычкова М.А. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу статьи 26.2 названного Кодекса являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными указанным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Из содержания пункта 4 части 1 статьи 29.4 указанного Кодекса следует, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Согласно части 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (частью 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Толкование положений частей 4, 4.1, 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в их системной взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что изменения сведений, ранее внесенных в протокол об административном правонарушении, производятся в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.
Иное толкование вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное участие его при составлении, в том числе, протокола об административном правонарушении и внесении в него изменений.
Как следует из материалов дела 07.05.2020 в Тотемский районный суд поступил протокол об административном правонарушении № ... от 30.04.2020 в отношении Баженова С.С. по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ по факту нарушения им 22.04.2020 в 15 час. 02 мин. правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
13 мая 2020 года судьей принято решение о возвращении административного дела должностному лицу для устранения недостатков (в связи с имеющимися разночтениями по времени указанному в протоколе и в уведомлении).
25.05.2020 в суд вновь поступил протокол об административном правонарушении № ... от 30.04.2020 в отношении Баженова С.С. по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ и приложенные к нему материалы.
Как следует из протокола об административном правонарушении №... от 30.04.2020, в него внесены изменения, а именно отсутствует время его составления, при этом отметок о внесении изменений, в том числе даты внесения изменений, указанный протокол не содержит.
В материалах дела имеется уведомление о необходимости прибыть на составление протокола об административном правонарушении 30.04.2020 в 10 час. 00 мин., которое Баженову С.С. вручено 22.04.2020. Иных уведомлений Баженова С.С. о необходимости явки к должностному лицу на пересоставление протокола или внесение изменений в протокол об административном правонарушении, материалы дела не содержат.
Таким образом, суд приходит к выводу, что изменения в протокол об административном правонарушении № ... от 30.04.2020 внесены должностным лицом без надлежащего уведомления лица, привлекаемого к административной ответственности, что является нарушением процессуальных требований административного законодательства.
Нарушение процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, допущенное при составлении протокола об административном правонарушении, является существенным, влекущим нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, и признание данного доказательства недопустимым.
Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Следовательно, протокол об административном правонарушении № ... от 30.04.2020 по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ в отношении Баженова С.С. как доказательство не может быть положено в основу выводов о виновности этого лица в совершении противоправного деяния.
Учитывая изложенное, в отсутствие протокола об административном правонарушении, у суда не имеется достаточных доказательств полагать, что Баженов С.С. совершил административное правонарушение, предусмотренное ст.20.6.1 ч.1 КоАП РФ.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 24.5 ст.ст.29.9-29.11 КоАП РФ, суд
постановил:
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.1 ░░.20.6.1 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.2 ░.1 ░░. 24.5 ░░░░ ░░ - ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░