Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Черлак 02 марта 2020 г.
Дело № 2-130/2020
55RS0038-01-2020-000117-12
Резолютивная часть решения оглашена 02.03.2020 г.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 05.03.2020 г.
Черлакский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Околелова Ю.Л.
с участием помощника прокурора Черлакского района Яшкина А.Ю.,
при секретаре Жуковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Черлакского района в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Иртышская СОШ» о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Черлакского района Омской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Иртышская СОШ», в котором просит обязать ответчика установить при входе в здание МБДОУ «Иртышская СОШ» с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 метров от входа информационную мнемосхему (тактильную схему движения), отображающую информацию о помещениях в здании, не мешающую основному потоку посетителей, на основных путях движения предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м. в срок до 01.05.2020 г.
В обоснование заявленных требований сослался на то, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, в ходе которой было установлено, что информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании МБОУ «Иртышская СОШ» отсутствует. В адрес руководителя образовательного учреждения прокурором района внесено представление об устранении нарушений законодательства, однако нарушения не устранены.
В судебном заседании представитель прокуратуры Черлакского района Омской области Яшкин А.Ю. заявленные требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МБОУ «Иртышская СОШ» Черлакского муниципального района Омской области в судебном заседании отсутствовала, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом. Директор школы Беляева Ф.Н. просила рассмотреть дело в ее отсутствие, с заявленными исковыми требованиями согласилась, просила установить срок для устранения нарушений до 01.09.2020 г., в связи с тем, что во время учебного процесса проводить ремонтные работы не представлется возможным, и в летнее время нарушения будут устранены.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью социальной политики государства и является публичной обязанностью органов местного самоуправления, а также организаций, осуществляющих деятельность объектов социальной инфраструктуры. Граждане указанной категории, как правило, в силу своего здоровья, а также отсутствия достаточных материальных средств, для обращения за квалифицированной юридической помощью, не могут самостоятельно обратиться за судебной защитой нарушенных прав.
Согласно п. п. 7, 8 ч. 1 ст. 3 Федерального закона РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в том числе на следующих принципах: свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека.
Статьей 5 Федерального закона N 273-ФЗ установлено, что в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.
На территории Черлакского района Омской области проживают и получают образование дети-инвалиды, в силу закона каждому из этих детей государством гарантируется право на образование независимо от места жительства, а также других обстоятельств.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Как следует из ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 181-ФЗ, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе:
- условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
- возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
- сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
- надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
- дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
- оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
В целях реализации мер для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги в сфере образования, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 года N 1309 был утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.
Согласно указанному выше Порядку руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам в том числе следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:
- возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них;
- сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта;
- надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
Кроме того, руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам, в том числе следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:
- наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
- оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий.
Закрепляющие названную обязанность положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 181-ФЗ и Порядка носят общий характер. Конкретизация данных положений, в частности, в законодательстве о местном самоуправлении, градостроительной деятельности, техническом регулировании определяет деятельность органов местного самоуправления и иных управомоченных субъектов в указанной сфере. Одним из средств конкретизации положений ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 181-ФЗ и Порядка является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями, в том числе заключающегося в оборудовании указанных зданий и сооружений информационными мнемосхемами и тактильными направляющими полосами.
Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями указаны в строительных нормах и правилах (СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"), где в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам предусмотрено, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей.
В соответствии с п. 8.1.6 СП 59.13330.2016 Свода правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденного Приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 г. № 798/пр, установлено, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м от входа. На основных путях движения в соответствии с заданием на проектирование обустраиваются направляющие тактильно-контрастные указатели, шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм.
Согласно ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов (в связи с ратификацией конвенции о правах инвалидов)" положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 181-ФЗ, в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам и средствам. В соответствии с ч. 8 ст. 15 Федерального закона N 181-ФЗ в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального района меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
В ходе проведенной проверки установлено, что в МБОУ «Иртышская СОШ» отсутствуют информационная мнемосхема и тактильно-контрастные указатели.
Поскольку образовательным учреждением меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги не приняты, то исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Предусмотренная федеральным законодательством публичная обязанность по обеспечению доступности зданий для инвалидов возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. При этом нормы Федерального закона N 181-ФЗ не разграничивают ответственность за осуществление такой обязанности между субъектами и не ставят исполнение этой обязанности в зависимость от права собственности на помещение либо отсутствие таковой.
Согласно Уставу к основным целям деятельности МБОУ «Иртышская СОШ» является образовательная деятельность по образовательной программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Таким образом, МБОУ «Иртышская СОШ» относится к субъектам, на которые законодателем возложена обязанность создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в целях реализации права на получение образовательных услуг, что соответствует предмету и цели деятельности, определенной Уставом учреждения. Согласно Уставу учредителем образовательного учреждения является Черлакский муниципальный район Омской области, функции учредителя осуществляет Комитет по образованию администрации Черлакского муниципального района Омской области.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Из содержания приведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса сторон.
Разрешая вопрос о сроке, в течение которого ответчик обязан исполнить решение суда, учитывая характер допущенного нарушения, необходимость реального исполнения судебного постановления, обеспечения наиболее разумного и справедливого баланса публичных интересов и интересов ответчиков, с учетом необходимости совершения ответчиками действий, связанных с выделением бюджетных средств и проведением необходимых мероприятий, суд полагает разумным установить срок устранения нарушений до 01.09.2020 г.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Черлакского района Омской области удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Черлакского муниципального района Омской области «Иртышская средняя общеобразовательная школа» установить при входе в здание МБОУ «Иртышская СОШ», расположенное по адресу: Омская область, Черлакский район, с.Иртыш, ул.Ленина, д.96, с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 метров от входа информационную мнемосхему (тактильную схему движения), отображающую информацию о помещениях в здании, не мешающую основному потоку посетителей, на основных путях движения предусмотреть направляющие тактильно-контрастные указатели, шириной от 0,15 до 0,30 м. с высотой рифов 4 мм. в срок до 01.09.2020 г.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Черлакский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.Л. Околелов