Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-461/2024 (2-5770/2023;) ~ М-5369/2023 от 15.09.2023

2-461/2024

УИД 22RS0068-01-2023-006403-31

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 апреля 2024 года г. Барнаул

Центральный районный суд .... края в составе:

председательствующего Корольковой И.А.,

при секретаре ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к ОСФР по .... о защите пенсионных прав,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 обратился в суд с иском Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по .... (ОСФР по ....) с требованиями с учетом уточнений в последней редакции:

- признать незаконным решение ОСФР по .... от ДД.ММ.ГГГГ незаконным,

- признать право ФИО4 на досрочное назначение страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ,

- включить в специальный стаж истца периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - ученик подземного проходчика, подземный проходчик на руднике 40 летия ВЛКСМ Лениногорского полиметаллического комбината Республики Казахстан, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – проходчик на руднике имени 40 летия ВЛКСМ, Алтайском, Риддер-Сокольском руднике Риддерского горно – обогатительного комплекса АО «Казцинк».

В обоснование иска указано, что ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ обратился в ОСФР по .... с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по пп.1 п.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ.

Решением ОСФР по .... от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемых страхового и специального стажа работы.

Истец в судебное заседание не явился, извещения вернулись с отметкой «истек срок хранения».

Представитель ответчика не явился, извещен надлежаще.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, данных об уважительности неявки не представлено, ходатайств об отложении не заявлено.

Исследовав материалы гражданского дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, как того требует статья 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.

Согласно Конституции РФ в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7, ч.3 ст. 37, ч.1 ст. 39).

Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность.

При этом должен быть соблюден принцип равенства, который в сфере пенсионного обеспечения должен гарантировать защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.

Принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1,2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18,19 и 55 (часть 1) Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной и правоприменительной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратился в ОСФР по .... о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости, представил необходимые документы.

Решением ОСФР по .... от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 отказано в назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемых страхового и специального стажа.

Не включены в специальный стаж периоды работы:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - ученик подземного проходчика, подземный проходчик на руднике 40 летия ВЛКСМ Лениногорского полиметаллического комбината Республики Казахстан – поскольку не представлены подтверждающие данный период документы,

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – проходчик на руднике имени 40 летия ВЛКСМ, Алтайском, Риддер-Сокольском руднике Риддерского горно – обогатительного комплекса АО «Казцинк» - поскольку отменено назначение льготных пенсий с ДД.ММ.ГГГГ в Казахстане, не подтвержден факт уплаты страховых взносов в компетентные органы Республики Казахстан.

Страховой стаж истца составил 16 лет 9 месяцев 1 день, специальный стаж по Списку – 9 месяцев 1 день.

При разрешении спора суд руководствуется следующими нормами специального законодательства.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Частью 1 ст. 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» определено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» возраст, страховой стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч.3 ст.30 указанного Федерального закона).

Как предусмотрено ч. 4 ст. 30 указанного Федерального закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В целях реализации ст.ст.30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

В соответствии с п. «а» п. 1 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяются:

список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;

список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.

В соответствии с подразделом 1 «Подземные работы в шахтах, рудниках и на приисках по добыче полезных ископаемых; в геологоразведке; на дренажных шахтах; на строительстве шахт, рудников, приисков» раздела 1 «Горные работы» Списка №1 1991 года, право на досрочное пенсионное обеспечение предоставлено всем рабочим, занятым полный рабочий день на подземных работах, руководителям и специалистам подземных участков в шахтах, рудниках по добыче полезных ископаемых.

С учетом того, что в спорные периоды трудовая деятельность ФИО4 проходила в ...., к спору подлежат применению положения международного законодательства.

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств (в том числе, Республики Казахстан), урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

13 марта 1992 года между государствами - участниками СНГ: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной было подписано Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее – Соглашение от 13 марта 1992 года).

В соответствии со статьей 1 названного Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 года предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года закрепляет, что государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

В настоящее время вступил в силу Закон от 11 июня 2022 года №175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения», вступающий в силу 30 июня 2022 года, о выходе России из Соглашения о гарантиях прав граждан СНГ в области пенсионного обеспечения.

Вместе с тем данным актом гарантировано сохранение ранее установленного объема прав по соглашению до 31 декабря 2022 года.

Обращение истца в пенсионный фонд, как и периоды работы имели место до вступления в силу нового правового регулирования. Таким образом, при разрешении спора суд руководствуется положениями вышеприведенного соглашения.

Из изложенного следует, что при установлении пенсий в рамках названного Соглашения с бывшими республиками СССР территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации необходимо осуществлять подтверждение трудового (страхового), льготного стажа, приобретенного на территории государств - участников соглашения, а также подтверждение о сохранении института досрочных страховых пенсий путем направления запросов в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств. Решение об установлении пенсии должно выноситься на основании документов о трудовом (страховом) стаже и только при условии надлежащего их подтверждения.

Таким образом, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, руководствуясь нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, должны предъявлять соответствующие требования к оформлению и подтверждению документов о трудовом (страховом) стаже и заработке граждан, приобретенных на территории государств - участников соглашения.

Согласно ст.11 необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

Распоряжением Правления ПФ РФ от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР.

На основании п.4 данных Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.

Для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР (п.5 Рекомендаций).

Законом Республики Казахстан от 20 июня 1997 года №136-1 «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», вступившим в силу с 1 января 1998 года, определены новые правовые и социальные основы пенсионного обеспечения граждан в Республике Казахстан, в частности в ст.ст.8-9 указаны категории граждан, имеющие право на получение пенсионных выплат до достижения общего пенсионного возраста. Право на досрочное пенсионное обеспечение лицам, работавшим на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, законодательством Республики Казахстан с 1 января 1998 года не предусмотрено.

Учитывая вышеприведенные правовые нормы при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае специальный стаж на работах с вредными условиями труда), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерации из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Периоды работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерации из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами российской Федерации после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В частности, согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 9 апреля 2008 года №ЛЧ-25-25/3283, в Казахстане органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Республиканское Государственное Казенное Предприятие «Государственный центр по выплате пенсий».

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств – участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства – участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

С 1 января 2021 года уступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза, подписанное 20 декабря 2019 года, предусматривающее установление и выплату пенсий гражданам государств – членов и членам их семей каждой договаривающейся стороной в соответствии со своим законодательством и положениями названного Соглашения.

С вступлением в силу с 1 января 2021 года Соглашения ЕАЭС пенсионное обеспечение граждан, проживающих на территории РФ и имеющих стаж, приобретенный с 13 марта 1992 года на территориях государств – членов Соглашения ЕАЭС (Республика Казахстан), осуществляется с применением норм Соглашения ЕАЭС независимо от наличия стажа в РФ с 1 января 2021 года.

Оценивая требования истца о включении в специальный стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующим выводам.

Решением Отделения истцу не включены в специальный стаж спорные периоды, поскольку не представлены сведения об уплате страховых взносов, кроме того на территории Республики Казахстан с 1998 года отменен институт досрочных пенсий. По периоду работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не представлено подтверждающих документов.

Как следует из трудовой книжки истца:

- ДД.ММ.ГГГГ принят на рудник имени 40 - летия ВЛКСМ учеником проходчика на подземных работах,

- ДД.ММ.ГГГГ переведен проходчиком на подземных работах,

- ДД.ММ.ГГГГ уволен в связи с переводом в ОАО «Казцинк»,

- ДД.ММ.ГГГГ принят на рудник им. 40 летия ВЛКСМ проходчиком на полный рабочий день на подземных работах,

- ДД.ММ.ГГГГ переведен на Алтайский рудник,

- ДД.ММ.ГГГГ принят переводом на Алтайский рудник,

- ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию.

Из пенсионного дела истца следует, что периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включены в страховой стаж.

Согласно архивной справки КГУ «Государственный архив» Управления цифровизации и архивов ВКО от ДД.ММ.ГГГГ в архивных документах рудника им. 40 – летия ВЛКСМ Лениногорского полиметаллического комбината и АО «Лениногорский полиметаллический комбинат» в приказах по личному составу и в личной карточку формы Т-2 имеются записи: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ДД.ММ.ГГГГ принят учеником проходчика на подземных работах (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ переведен проходчиком на подземных работах (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ присвоен 4 разряд, ДД.ММ.ГГГГ присвоен 5 разряд, ДД.ММ.ГГГГ уволен в связи с переводом в ЛГМК ОАО «Казцинк» (приказ от ДД.ММ.ГГГГ).

Отпусков без содержания, ученических отпусков, прогулов, простоев, работа сокращенным рабочим днем, командировки – не было. На комбинате добывалась руда открытым и закрытым способами, переработка и сбыт свинца, цинка и побочных продуктов цветной металлургической промышленности.

В справке содержатся сведения о переименовании предприятия.

В соответствии с архивной справкой ТОО «Казцинк» от ДД.ММ.ГГГГ имеются сведения о работе ФИО4: ДД.ММ.ГГГГ рудник 40 лет ВЛКСМ, проходчик, занятый полный рабочий день на подземных работах (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ переведен на Алтайский рудник проходчиком (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ Алтайский рудник переименован в Риддер-Сокольский рудник (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ уволен по своему желанию (приказ от ДД.ММ.ГГГГ). Указаны периоды отпусков без содержания.

Согласно справке ТОО «Казцинк» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 работал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на Риддер-Сокольском руднике с подземной добычей руды во вредных, тяжелых условиях труда, в качестве проходчика, занятого полный рабочий день на подземных работах, который проходил горизонтальные и наклонные горные выработки, бурил шпуры и скважины. Работа проходчика протекала полный рабочий день в подземных условиях, что предусмотрено Списком , утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10. Все работы выполнялись в течении полного рабочего дня, полной рабочей недели. Указаны периоды отпусков без содержания.

Представлены справки ТОО «Казцинк» от 17 октября 2023 года, от 24 января 2024 года, от 19 апреля 2022 года о размере заработной платы ФИО4 за период с апреля 1997 года по октябрь 2010 года.

Таким образом, данная работа относилась к Списку №1 1991 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона Республики Казахстан от 17 июня 1991 года № 675-XII «О пенсионном обеспечении граждан в Республике Казахстан» право на пенсию на льготных условиях имели право мужчины по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 на работах, занятых полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, по Списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.

Действие вышеуказанного Закона Республики Казахстан было приостановлено до 1 января 2001 года в соответствии со статьями 2, 5 Закона Республики Казахстан от 16 июля 1996 года № 32-I «О внесении изменений и дополнений в Закон Казахской СССР «О пенсионном обеспечении граждан в Казахской СССР» со дня опубликования Закона от 16 июля 1996 года № 32-I (с 27 июля 1996 года).

Институт досрочной пенсии указанной категории работников в Республике Казахстан отменен в связи с принятием Закона Республики Казахстан от 20 июня 1997 года № 136 «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», действующим с 1 января 1998 года, которым назначение досрочной страховой пенсии по старости указанной категории работников не предусмотрена.

Вместе с тем, вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 этого же Соглашения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсии на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Анализ п. 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 года содержится в решении Экономического Суда СНГ от 7 апреля 2005 года № 01-1/6-04, консультативном заключении Экономического Суда СНГ № 01-1/4-12 от 29 ноября 2012 года о толковании п. 2 ст. 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, в которых отмечается, что при определении трудового стажа граждан государств-участников Соглашения должны учитываться: во-первых, трудовая деятельность на территории любого государства-участника Соглашения; во-вторых, трудовая деятельность на территории бывшего СССР до вступления в силу Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.

Таким образом, по смыслу положений п. 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 года при установлении пенсий гражданам государств - участников Соглашения стран СНГ, учитывается трудовой стаж, в том числе специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсий, приобретенный на территории любого из этих государств независимо от времени его приобретения, а также на территории бывшего СССР до 13 марта 1992 года.

Аналогичная правовая позиция была изложена и в Обзоре законодательства судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2010 года (в редакции от 29 декабря 2010 года).

Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года № 1-369-18 разъяснялось, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, может быть учтен и трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время после 13 марта 1992 года.

Согласно Решению Экономического Суда СНГ № 01-1/6-04 от 7 апреля 2005 года «О толковании применения пункта 2 статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года» в соответствии с положениями пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения, включая пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, учитываются: трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории любого из государств-участников Соглашения; трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории бывшего Союза ССР за время до вступления в силу Соглашения.

В силу пункта 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, являющихся Приложением № 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года № 203-16).

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Из анализа указанных положений следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Таким образом, отмена института досрочных пенсий на территории Республики Казахстан не является безусловным основанием для не включения спорных периодов работы истца в специальный страховой стаж, поскольку оценка пенсионных прав истца, в настоящее время постоянно проживающего на территории Российской Федерации, на назначение досрочной страховой пенсии осуществляется в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, а не законодательства Республики Казахстан. Соглашение от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» не содержит в себе положений, препятствующих досрочному назначению пенсии гражданину, переехавшему на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.

Согласно справке АО «Единый накопительный пенсионный фонд» от 5 июня 2023 года на ФИО4 перечислялись обязательные пенсионные взносы. Представлены сведения о перечислении страховых взносов за период с марта 1998 года по август 2012 года.

Доводы ответчика о том, что периоды работы с 1 января 2002 года засчитываются в специальный стаж при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», не могут быть приняты по внимание, поскольку факт уплаты страховых взносов на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтвержден документами об уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение либо на социальное страхование на территории Республики Казахстан.

В материалах дела содержится информация, предоставленная АО «Единый накопительный пенсионный фонд» о том, что за истца с марта 1998 года поступали взносы на индивидуальный пенсионный счет.

В данном случае уплата взносов производилась в пенсионные органы другого государства, в связи с чем требование об уплате страховых взносов по тарифам, установленным законом Российской Федерации, не обоснованно.

На основании изложенного, периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в специальный стаж.

Оценивая порядок включения спорных периодов в специальный стаж календарно или по фактически отработанному времени, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п.1 и п.2 ст.14 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) и деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документах, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведи индивидуального (персонифицированного) учета.

На основании подп. "а" п. 2 Постановления Правительства РФ от 2 октября 2014 года N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

В силу п. п. "б" п. 4 указанного Постановления периоды работы и иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица засчитываются в страховой стаж на основании сведений персонифицированного учета.

На основании п. 43 указанного Постановления, периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда РФ на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

При этом, стаж работы после 1 января 2002 года на размер страховой пенсии не влияет, а влияет сумма страховых взносов, начисленных и уплаченных в пенсионный орган и учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.

Таким образом, за период с 1993 года по 2010 годы в специальный стаж подлежат включению спорные периоды по фактически отработанному времени.

Расчет фактически отработанного времени за указанный период обусловлен нестабильностью экономики в Российской Федерации и Республике Казахстан в связи с распадом СССР, что вызвало простои предприятий, прекращение их деятельности, сокращение производств и рабочих.

В материалы дела представлены документы из компетентных органов иностранного государства, содержащие сведения о работе истца, размере заработной платы, отработанном времени.

На основании данных документов специалистом пенсионного органа произведен предварительный расчет отработанного времени за период 1993 – 2010 годы включительно, специальный стаж по составит 17 лет 8 месяцев 6 дней. При учете данных о заработной плате по архивной справке от 19 апреля 2022 года, отношение заработков для расчета пенсии составит 1,2. Величина ИПК составит 36,667.

Сторона истца не оспаривает расчеты пенсионного фонда.

Оценивая право истца на назначение пенсии, суд приходит к следующим выводам.

Назначение пенсии носит заявительный характер, поскольку в соответствии с п.п. 1, ч.2 ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

С учетом включенных пенсионным фондом периодов работы по списку № 1 в бесспорном порядке и периодов, включенных судом, специальный стаж истца составит по предварительным расчетам 17 лет 8 месяцев 16 дней, страховой стаж – 25 лет 6 месяцев 18 дней. ИПК достаточно для назначения страховой пенсии (36,667).

Таким образом, ФИО4 выработан требуемый специальный стаж в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», в связи с чем он имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по достижении возраста 50 лет.

С заявлением о назначении пенсии истец обратился 1 апреля 2022 года.

В соответствии с положениями ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, достиг возраста 50 лет - ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, пенсия подлежит назначению с ДД.ММ.ГГГГ (дата подачи заявления). Более ранних обращений по пенсионному делу не установлено.

На основании вышеизложенного, на ответчика подлежит возложению обязанность включить в специальный стаж периоды работы истца, назначить досрочно пенсию по старости с момента подачи заявления по наиболее выгодному варианту с учетом сведений о заработной плате в справке от ДД.ММ.ГГГГ.

Оснований для признании решения пенсионного фонда незаконным при рассмотрении настоящего спора суд не усматривает. Оценка принятого решения является основанием спора о праве на включение периодов в специальный стаж, назначение пенсии и не требует самостоятельного разрешения.

На основании изложенного, суд удовлетворяет требования в полном объеме.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 300 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по .... (ОСФР по ....) включить ФИО4 (СНИЛС 170-733-962 74) в специальный стаж периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; назначить страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ по наиболее выгодному варианту с учетом сведений о заработной плате в справке от ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с ОСФР по .... в пользу ФИО4 расходы по оплате государственной пошлины 300 руб.

Решение может быть обжаловано в ....вой суд через Центральный районный суд .... в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Королькова И.А.

....

....

2-461/2024 (2-5770/2023;) ~ М-5369/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Иванов Сергей Сергеевич
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по АК
Суд
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края
Судья
Королькова Ирина Алексеевна
Дело на странице суда
centralny--alt.sudrf.ru
15.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.09.2023Передача материалов судье
22.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.09.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
23.10.2023Предварительное судебное заседание
30.11.2023Судебное заседание
16.01.2024Судебное заседание
12.03.2024Судебное заседание
18.04.2024Судебное заседание
25.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее