Мировой судья Голубцова Е.В.
судебный участок № 1
дело № 12 – 302/2022
Р Е Ш Е Н И Е
город Пермь 25 мая 2022 года
Судья Индустриального районного суда г. Перми Старцева Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе начальника отдела взаимодействия со страхователями № 2 Управления персонифицированного учета ОПФР по Пермскому краю Чирковой С.В. на постановление мирового судьи судебного участка № Индустриального судебного района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ,
у с т а н о в и л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Индустриального района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ в отношении Волковой М.В. прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Начальник отдела взаимодействия со страхователями № 2 Управления персонифицированного учета ОПФР по Пермскому краю Чиркова С.В. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление от ДД.ММ.ГГГГ отменить и возвратить дело на новое рассмотрение, поскольку Волкова М.В. была надлежащим образом извещена о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Начальник отдела взаимодействия со страхователями № 2 Управления персонифицированного учета ОПФР по Пермскому краю Чиркова С.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Волкова М.В. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, по адресам, указанным в материалах дела, направлялись судебные извещения, которые возвращены в суд с отметкой «истек срок хранения».
Частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 данного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении судья выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Из пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что в целях соблюдения установленных статьей 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку указанный Кодекс не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС- извещения адресату).
При таких обстоятельствах, учитывая, что – участники процесса надлежащим образом извещались о дне рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Суд, изучив доводы жалобы, материалы дела, пришел к следующему.
В силу п. 1 ст. 11 ФЗ от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее Закон № 27-ФЗ) страхователи обязаны предоставлять сведения, предусмотренные пунктами 2-2.2 указанной статьи в территориальный орган ПФР по месту регистрации.
Согласно п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) сведения по форме «Сведения о застрахованных лицах» (форма СЗВ-М).
На основании ч. 1 ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ч. 1 ст. 1.6. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Статьей 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Статьей 25.15 КоАП РФ предусмотрено, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (ч. 1). Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. При этом место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ч. 2).
В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Из материалов дела следует, что в отношении директора ООО «Электромедь» Волковой М.В., был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ, выразившемся в нарушении п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ, а именно, являясь страхователем за отчетный период № Волкова М.В. не представила сведения в отношении каждого работающего у страхователя застрахованного лица по форме СЗВ-М, по сроку представления не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Указанные сведения были предоставлены только ДД.ММ.ГГГГ, то есть после установленного законодательством срока.
Согласно сведениям, отдела адресно – справочной работы УВМ ГУ МВД России по Пермскому краю, Волкова М.В. зарегистрирована по адресу: <адрес>,
Извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении направлялось Волковой М.В. по адресу: <адрес>, а также путем направления уведомления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в порядке предусмотренном правилами электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, утвержденного Постановлением Правительства Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации № 178 п от 11 марта 2020 года.
Мировой судья, прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении Волковой М.В. по ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ исходил из того, что должностным лицом доказательств надлежащего извещения Волковой М.В. о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении не представлено.
В жалобе должностным лицом приведены доводы о надлежащем извещении Волковой М.В. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении не только посредством отправки заказного письма с уведомлением по почте, но и путем отправки уведомления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, в силу чего Волкова В.М. была надлежащем образом извещена о дне и месте составления протокола об административном правонарушении.
Данные доводы не влекут отмену составившегося по делу судебного акта и сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств.
В соответствии с п.п. 2,3 Порядка электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета (Зарегистрировано в Минюсте России 05.06.2020 N 58604), утвержденного Постановлением Правления ПФ РФ от 11 марта 2020 года N 178п, участниками информационного обмена при осуществлении электронного документооборота являются: страхователи, признаваемые таковыми в соответствии с абзацем четвертым статьи 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"; Пенсионный фонд Российской Федерации; операторы, обеспечивающие обмен открытой и конфиденциальной информацией по телекоммуникационным каналам связи в рамках электронного документооборота между Пенсионным фондом Российской Федерации и страхователями (далее - Оператор).
Индивидуальные сведения могут быть представлены страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, с использованием Личного кабинета страхователя на официальном сайте Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Кабинет страхователя), обеспечивающих возможность направления и получения однозначной и конфиденциальной информации, а также промежуточных сообщений и ответной информации в электронном виде, в том числе с использованием электронной подписи, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации /3/.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», извещение лиц, участвующих в деле, может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
Из анализа вышеуказанных правовых положений следует, что предусмотренный порядок электронного документооборота между страхователями и Пенсионным Фондом Российской Федерации (далее - ПФР), предусмотрен для сокращения трудозатрат как организаций, так и территориальных органов ПФР при приеме и обработке отчетности, обеспечения своевременности и оперативности представления отчетности страхователями, но не является способом отправления извещений о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Таким образом, мировой судья пришел к обоснованному выводу о том, что при составлении протокола об административном правонарушении должностным лицом допущены существенные процессуальные нарушения требований КоАП РФ, влекущие нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
Доказательств того, что Волковой М.В. давалось согласие о направлении ей вышеуказанным способом уведомлений, не связанных с документооборотом по персонифицированному учету, не представлено.
На основании вышеизложенного, мировым судьей протокол об административном правонарушении обоснованно признан недопустимым доказательством по настоящему делу об административном правонарушении, так как составлен с нарушением требований названного КоАП РФ.
Принимая во внимание, что согласно ч.ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Учитывая, что протокол об административном правонарушении составлен с существенным нарушением требований КоАП РФ и является недопустимым доказательством по делу, основания для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении Волковой М.В. отсутствовали.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5. КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании вышеизложенного, мировой судья принял законное и обоснованное решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Волковой М.В. по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в её действиях состава вмененного административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
постановление мирового судьи судебного участка № 1 Индустриального судебного района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ, - оставить без изменения, жалобу начальника отдела взаимодействия со страхователями № 2 Управления персонифицированного учета ОПФР по Пермскому краю Чирковой С.В., - без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу.
Судья Т.В. Старцева
Подлинный документ подшит в деле