Арбитражный суд Тамбовской области
392020, г. Тамбов, ул.Пензенская, 67/12
http://tambov.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тамбов
20 мая 2013 г. Дело №А64-1513/2013
Резолютивная часть решения объявлена 16 мая 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 20 мая 2013 года.
Арбитражный суд Тамбовской области в составе
судьи С.А. Сучкова
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васильевой Т.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению
Индивидуального предпринимателя Ветровой Ольги Петровны, г. Тамбов
к Комитету по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова, г.Тамбов
об обязании заключить договор купли-продажи нежилого помещения
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Хлудов А.В., представитель по доверенности от 11.03.2013г.;
от ответчика: Курушова Е.В., представитель по доверенности №01-32(15)717 от 01.04.2013
установил:
Индивидуальный предприниматель Ветрова Ольга Петровна обратилась в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова обобязании заключить договор купли-продажи нежилого помещения.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик в отзыве на иск заявленные требования не признал по мотивам, изложенным в отзыве на иск. Представитель ответчика в судебном заседании оставил вопрос удовлетворения или не удовлетворения заявленных требований на усмотрение суда.
Как следует из материалов дела, между истцом, ответчиком и МЛПУ «Городская больница № 3» был заключен договор субаренды нежилого помещения № 29/са от 28.12.2001, согласно которому во временное пользование индивидуального предпринимателя Ветровой О.П. передано нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Тамбов, ул. Советская д. 165, для использования под медицинские услуги, на срок с 15.02.2002 по 31.12.2002.
Данный договор был неоднократно пролонгирован на новый срок по 30.12.2004 (дополнительное соглашение от 10.02.2004), по 29.12.2005 (дополнительное соглашение от 07.02.2005), по 28.12.2006 (дополнительное соглашение б/н, б/д), по 27.12.2007 (дополнительное соглашение от 16.01.2007).
Все существенные условия владения и пользования помещением были регламентированы между истцом (именуется в договоре «Субарендатор») и Комитетом по управлению имуществом г. Тамбова, правопредшественником ответчика (именуется в договоре «Комитет»). Так, например, цена договора — размер платы за пользование помещением и сроки её внесения определял ответчик; плату за пользование помещением истец оплачивал ответчику, а не в МЛПУ «Городская больница № 3»; ответственность за неисполнение истцом обязательств по договору наступала перед ответчиком, правом на расторжение договора обладал также ответчик и т.п. Согласно условиям трехстороннего договора субаренды № 29/са от 28.12.2001, МЛПУ «Городская больница № 3» (именуется в договоре «Арендатор» фактически выполняло функции балансодержателя помещения (контроль за техническим состоянием помещения, коммунальные и эксплуатационные расходы).
Более того, третья сторона договора № 29/са от 28.12.2001 — МЛПУ «Городская больница № 3» в принципе не могла отвечать признакам арендатора, содержащимся в ст.ст. 606, 614, 615 ГК РФ, поскольку никогда не оплачивал ответчику арендную плату за владение и пользование имуществом и не получала субарендной платы от истца за владение и пользование помещением. МЛПУ «Городская больница № 3», являясь по своему правовому статусу муниципальным учреждением, фактически обладала правом оперативного управления имуществом (ст. 296 ГК РФ), а не правом аренды.
Таким образом, по трехстороннему договору субаренды № 29/са от 28.12.2001 фактически возникли не отношения субаренды между истцом и МЛПУ «Городская больница № 3», а именно отношения аренды между истцом и ответчиком.
Исходя из положений договора № 29/са от 28.12.2001, муниципальное образование, на стороне которого выступали Комитет по управлению имуществом г. Тамбова и МЛПУ «Городская больница № 3», предоставило с 15 февраля 2002 года индивидуальному предпринимателю Ветровой О.П. за плату во временное владение и пользование нежилое помещение по ул. Советской, 165 города Тамбова. В силу ст. 606 ГК РФ, это означает, что истец с 15 февраля 2002 года является арендатором помещения.
Декларативное (формальное) обладание МЛПУ «Городская больница № 3» статусом «арендатора» не может ущемлять прав истца как надлежащего арендатора помещения. Тем более, что обладание МЛПУ «Городская больница № 3» статусом «арендатора» муниципального имущества противоречило ст. 296 ГК РФ, согласно которой муниципальное имущество закрепляется за муниципальным учреждением на праве оперативного управления. То есть придание МЛПУ «Городская больница № 3» статуса «арендатора» было незаконным (ничтожным), и не может порождать негативных последствий для других участников рассматриваемых имущественных отношений.
Впоследствии вышеназванные несоответствия были устранены. На основании постановления Администрации г. Тамбова от 20.12.2007 № 8681 договор субаренды № 29/са от 28.12.2001 был расторгнут (дополнительное соглашение от 16.01.2008), и между истцом, ответчиком и МЛПУ «Городская больница № 3» был заключен новый трехсторонний договор аренды нежилого помещения по ул. Советской, 165: № 450/а от 16.01.2008 на новый срок по 18.12.2008.
Стороны и условия договора № 450/а от 16.01.2008 остались прежними, что и в договоре № 29/са от 28.12.2001, но в отличие от предыдущего договора уже не применялось слово «субаренда», теперь договор именовался «аренда», ответчик именовался «Арендодатель», МЛПУ «Городская больница № 3» именовалась «Балансодержателем», а истец именовался «Арендатор». То есть недостатки договора № 29/са от 28.12.2001 были устранены только в январе 2008 года: название договора и названия сторон договора стало соответствовать предмету и содержанию договорных арендных отношений.
Дополнительным соглашением от 15.01.2009 договор № 450/а от 16.01.2008 был пролонгирован на новый срок: с 19.12.2008 по 17.12.2009.
9-го февраля 2010 года, на основании постановления Администрации г. Тамбова от 09.02.2010 № 837, договор аренды № 450/а был заключен на новый срок с 18.12.2009 по 18.11.2010.
8-го февраля 2011 года, на основании постановления Администрации г. Тамбова от 25.01.2011 № 374, договор аренды № 450/а был заключен на новый срок с 19.11.2010 по 17.10.2011.
1-го ноября 2011 года, на основании постановления Администрации г. Тамбова от 01.11.2011 № 7790, договор аренды № 450/а был заключен на новый срок с 18.10.2011 по 17.09.2012. В отличие от предыдущих договоров, договор аренды № 450/а от 01.11.2011 был не трёхсторонним, а двусторонним. Третья сторона договора — МЛПУ «Городская больница № 3» («балансодержатель»), начиная с ноября 2011 года, больше не участвовала в рассматриваемых отношениях. Постановлением Администрации г. Тамбова от 01.11.2011 № 7790 нежилое помещение по ул. Советской, 165 было изъято из оперативного управления МЛПУ «Городская больница № 3» и включено в состав муниципальной казны.
Помимо изменений договорных отношений в части их оформления, так же претерпели изменение (уточнение) и технические характеристики объекта аренды — нежилого помещения по ул. Советской, 165 города Тамбова. Так, в период с февраля 2002 года по сентябрь 2012 года на основании результатов технической инвентаризации помещения, дополнительных соглашений, расчетов арендной платы, договоров аренды на новый срок, неоднократно уточнялись площадь арендованного помещения, номера комнат в помещении, номер помещения.
По результатам последней технической инвентаризации, выполненной МУП «Тамбов-недвижимость», было определено, что арендованному истцом нежилому помещению по ул. Советской, 165 присвоен № 81, площадь помещения составляет 71.5 кв.м., помещение состоит из комнат №№ 1, 2, 2а, 3, 4, 5, 5а, 6, 7, 8, 9.
Данные технические характеристики помещения нашли отражение в договорных отношениях. В 2012 году между истцом и ответчиком было заключено два договора аренды в отношении нежилого помещения № 81 по ул. Советской, 165. В первом договоре № 1855/к от 03.04.2012, заключенном на основании постановления Администрации г. Тамбова от 03.04.2012 № 2519, была предусмотрена аренда комнат №№ 1, 2, 2а, 3, 7, 8, 9 общей площадью 31.6 кв.м. в помещении № 81 по ул. Советской, 165. Во втором договоре № 450/а от 17.09.2012, заключенном на основании постановления Администрации г. Тамбова от 11.09.2012 № 7254, была предусмотрена аренда комнат №№ 4, 5, 5а, 6 общей площадью 39.9 кв.м. в помещении № 81 по ул. Советской, 165. То есть истец по каждому договору арендует одну из двух частей помещения (комнаты в помещении), а в целом владеет и пользуется всем нежилым помещением.
4-го августа 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В силу статьи 3 данного закона субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии,
что:
1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
3) площадь арендуемых помещений не превышает установленный законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Истец соответствует критериям отнесения к субъектам малого предпринимательства (микропредприятиям), указанным в статье 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»: средняя численность работников за 2012 год составила 12 человек, выручка от реализации товаров (работ, услуг)/балансовая стоимость активов за 2012 год не превысила предельного значения в 60 млн. руб., установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 556.
Арендованное помещение используется под медицинскую лабораторную диагностику, и находится в непрерывном владении и пользовании истца уже тринадцать лет, из них более шести лет до дня вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Задолженности по арендной плате за пользование помещением у истца нет, о чем свидетельствует справка, выданная Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Администрации г. Тамбова от 25.01.2013 № 01-32(16)116.
Площадь арендованного помещения (71.5 кв.м.) не превышает предельного значения (3 000 кв.м.), установленного статьей 2 Закона Тамбовской области от 6 октября 2008 года № 441-3 «Об установлении предельных значений площади арендуемого имущества и срока рассрочки оплаты приобретаемого имущества при реализации преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Тамбовской области или муниципальной собственности».
Рассматриваемое помещение не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Как следует из пункта 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 ноября 2009 года № 134 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», объектом договора купли-продажи может быть только имущество, являющееся недвижимой вещью в силу статьи 130 ГК РФ, в отношении которого должен быть осуществлен государственный кадастровый учет по правилам Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" и права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В связи с этим реализация права на приобретение и последующее заключение с субъектом малого или среднего предпринимательства договора купли-продажи в отношении части здания или части нежилого помещения (например, торгового места) не допускается, за исключением случаев, когда на основе этих частей может быть сформировано нежилое помещение как обособленный объект.
В нашей ситуации как раз тот случай, когда истец по двум договорам арендует две части одной недвижимой вещи. В целом арендованные части составляют единый обособленный объект недвижимости — нежилое помещение № 81 по ул. Советской, 165 города Тамбова, что подтверждается технической документацией МУП «Тамбов-недвижимость» и свидетельством о государственной регистрации права 68-АА 760302, выданным 15.01.2008 Управлением Федеральной регистрационной службы по Тамбовской области.
Вышеназванные обстоятельства свидетельствуют о том, что истец обладает преимущественным правом на приобретение в собственность арендованного нежилого помещения № 81 по адресу: г. Тамбов, ул. Советская, д. 165.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене. равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Oб оценочной деятельности в Российской Федерации».
По результатам оценки, произведенной ООО «ФинГрупп» по заказу Комитета по управлению муниципальным имуществом города Администрации г. Тамбова, рыночная стоимость арендованного истцом помещения составляет 1 941 110 руб. без НДС и 2 290 510 руб. с НДС.
В силу пункта 12 части 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ не признаются объектом налогообложения для налога на добавленную стоимость (НДС) операции по реализации (передаче) муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Арендованное истцом помещение, составляет муниципальную казну городского округа - город Тамбов, что подтверждается выпиской из Реестра муниципального имущества № 421 от 31.01.2013, выданной Комитета по управлению муниципальным имуществом города Администрации г. Тамбова.
Учитывая положения вышеназванных законов, договор о выкупе истцом арендованного помещения подлежит заключению по цене равной его рыночной стоимости без учета НДС, то есть по цене - 1 941 110 рублей.
Согласно статье 5 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» оплата недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, осуществляется единовременно или в рассрочку.
Срок рассрочки оплаты приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства такого имущества при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества устанавливается законами субъектов Российской Федерации.
Право выбора порядка оплаты (единовременно или в рассрочку приобретаемого арендуемого имущества, а также срока рассрочки принадлежит субъекту малого или среднего предпринимательства.
В силу статьи 3 Закона Тамбовской области от 6 октября 2008 года № 441-З «Об установлении предельных значений площади арендуемого имущества и срока рассрочки оплаты приобретаемого имущества при реализации преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Тамбовской области или муниципальной собственности» срок рассрочки оплаты приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства имущества, находящегося в государственной собственности Тамбовской области или в муниципальной собственности, при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не может превышать пяти лет.
26 октября 2012 года истец обратилась к ответчику с заявлением о выкупе арендованного помещения (письмо от 16.10.2012 исх. № 02/09) с рассрочкой платежа на пять лет.
Однако ответчик отказал в продаже помещения: письмом от 13.11.2012 № 01-10-8114 истцу было сообщено об отсутствии преимущественного права на приобретение арендованного помещения в собственность.
Таким образом, реализация истцом права, возникшего в силу Федерального закона от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и заключение договора о выкупе арендованного помещения возможно только в судебном порядке.
На основании изложенного, истец просит суд:
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом города Администрации города Тамбова заключить с индивидуальным предпринимателем Ветровой Ольгой Петровной (09.06.1959 г.р., паспорт РФ 68 04 143613 выдан Ленинским РОВД г. Тамбова 17.08.2004, ОГРНИП 304682934100212, ИНН 683102297498) договор купли-продажи нежилого помещения, площадью 71,5 кв.м., 1 этаж, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Советская, д. 165, № 81 в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», по цене 1 941 110 (один миллион девятьсот сорок одна тысяча сто десять) рублей, с рассрочкой платежа на пять лет.
Ответчик представил в материалы дела отзыв на заявленные требования
Согласно Федеральному законуот 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого недвижимого имущества из муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества.
При этом данное преимущественное право распространяется на арендаторов, соответствующих установленным статьей 3 данного Федерального закона требованиям, а именно, арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В реестре муниципального имущества числится нежилое помещение № 81, площадью 71,5 кв.м, расположенное по адресу: г.Тамбов, ул.Советская, д. 165 (свидетельство о регистрации права муниципальной собственности от 15.01.2008).
Индивидуальныйпредприниматель О.П. Ветрова начала использовать часть данного помещения площадью 16,2 кв.м на основании договора субаренды объекта муниципального нежилого фонда от 28.12.2001 № 29/СА. Арендатор - муниципальное лечебно-профилактическое учреждение «Городская больница № 3» города Тамбова.
16.01.2008 был заключен договор аренды объекта муниципального нежилого фонда № 450/а на площадь 16,2 кв.м. В связи с увеличением площади до 39,9 кв.м заключается договор аренды объекта муниципального нежилого фонда от 09.02.2010 № 450/а. Данный договор был перезаключен на договор от 08.02.2011 № 450/а. Данное имущество находилось в оперативном управлении у муниципального лечебно-профилактического учреждения «Городская больница № 3» города Тамбова.
Действие вышеуказанного закона не распространяется на недвижимое имущество, принадлежащее муниципальным учреждениям на праве оперативного управления.
Учитывая изложенное, в предоставлении индивидуальному предпринимателю О.П.Ветровой преимущественного права выкупа нежилого помещения № 81, расположенного по адресу: г.Тамбов, ул.Советская, д. 165 комитетом было отказано.
Исследовав материалы дела, заслушав стороны, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат, при этом руководствуясь следующим.
Порядок реализации преимущественного права арендатора на приобретение арендуемого имущества определен Федеральным законом от 22.07.2008 №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 №159-ФЗ).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 №159-ФЗ, субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в РФ».
При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии,
что:
1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
3) площадь арендуемых помещений не превышает установленный законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135- ФЗ "Об оценочной деятельности" отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, предусмотренным данным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в данном отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Законом N 159-ФЗ предусмотрено приобретение арендуемого имущества по рыночной цене, достоверность которой в случае наличия разногласий сторон подлежит установлению судом, в том числе путем проведения судебной экспертизы.
Рассматриваемое помещение не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Как следует из пункта 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 ноября 2009 года № 134 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», объектом договора купли-продажи может быть только имущество, являющееся недвижимой вещью в силу статьи 130 ГК РФ, в отношении которого должен быть осуществлен государственный кадастровый учет по правилам Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" и права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В связи с этим реализация права на приобретение и последующее заключение с субъектом малого или среднего предпринимательства договора купли-продажи в отношении части здания или части нежилого помещения (например, торгового места) не допускается, за исключением случаев, когда на основе этих частей может быть сформировано нежилое помещение как обособленный объект.
Из материалов дела следует, что в реестре муниципального имущества числится нежилое помещение № 81, площадью 71,5 кв.м, расположенное по адресу: г.Тамбов, ул.Советская, д. 165 (свидетельство о регистрации права муниципальной собственности от 15.01.2008).
Индивидуальныйпредприниматель О.П. Ветрова начала использовать часть данного помещения площадью 16,2 кв.м на основании договора субаренды объекта муниципального нежилого фонда от 28.12.2001 № 29/СА. Арендатор - муниципальное лечебно-профилактическое учреждение «Городская больница № 3» города Тамбова.
16.01.2008 был заключен договор аренды объекта муниципального нежилого фонда № 450/а на площадь 16,2 кв.м. В связи с увеличением площади до 39,9 кв.м заключается договор аренды объекта муниципального нежилого фонда от 09.02.2010 № 450/а. Данный договор был перезаключен на договор от 08.02.2011 № 450/а. Данное имущество находилось в оперативном управлении у муниципального лечебно-профилактического учреждения «Городская больница № 3» города Тамбова.
Действие вышеуказанного закона не распространяется на недвижимое имущество, принадлежащее муниципальным учреждениям на праве оперативного управления.
Учитывая изложенное, в предоставлении индивидуальному предпринимателю О.П.Ветровой преимущественного права выкупа нежилого помещения № 81, расположенного по адресу: г.Тамбов, ул.Советская, д. 165 комитетом было отказано, по мнению суда правомерно.
В соответствии с п.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений. Тем самым суд считает, что истцом не представлены доказательства подтверждающие обстоятельства дела и исковые требования.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Согласно статье 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства представляются лицами, участвующими в деле. Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в статье 9 названного Кодекса, а также положений статей 65, 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий не совершения им соответствующих процессуальных действий.
В силу части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исходя из изложенного, суд делает вывод, что исковые требования удовлетворению не подлежат. Расходы по оплате государственной пошлины на основании ст.110 Арбитражного процессуального кодекса РФ отнести на истца, истцом госпошлина уплачена при подаче искового заявления.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
СУД РЕШИЛ:
Исковые требования Индивидуального предпринимателя Ветровой Ольги Петровны, г. Тамбов к Комитету по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова, г.Тамбов об обязании заключить договор купли-продажи нежилого помещения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, находящийся по адресу: 394018, г.Воронеж, ул.Платонова, д.8 через Арбитражный суд Тамбовской области.
Судья С.А. Сучков