Мировой судья судебного участка № 1
Тамбовского района Тамбовской области
Косых Е.В.
№12-38/2019
Р ЕШЕ Н И Е
19 февраля 2019 года г. Тамбов
Судья Тамбовского районного суда Тамбовской области Симонова Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Тамбовского района Тамбовской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 КоАП РФ, в отношении Паршина В.И.,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Тамбовского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 КоАП РФ в отношении Паршина В.И. прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением, Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области подало в суд жалобу, в которой просит его отменить, возвратить дело на новое рассмотрение мировому судье. В жалобе указав, что в соответствии с ФЗ РФ от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователями являются в том числе физические лица. Если страхователь одновременно относится к нескольких категориям страхователей исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию. Паршин В.И. зарегистрирован в УПФР в качестве страхователя 21.11.2017 года, следовательно, именно он является субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель ГУ-УПФ РФ в г.Тамбове и Тамбовском районе по доверенности Сапрыкина А.А. доводы жалобы поддержала в полном объеме.
В судебном заседании Паршин В.И. возражал относительно удовлетворения жалобы.
Изучив доводы жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему выводу.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст.15.33.2 КоАП РФ, непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", страхователи обязаны своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а так же для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с п.2.2 ст.11 Федерального Закона от 01.04.1996 года N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно ст.2.4 КоАП РФ, ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.15.33.2 КоАП РФ, подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, связанных с организацией предоставления отчетности.
Материалами дела подтверждается, что заместителем начальника Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области Виноградовым В.В. ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол № об административном правонарушении в отношении Паршина В.В. по ст. 15.33.2 КоАП РФ, в котором указано, что ДД.ММ.ГГГГ Паршин В.В. представил сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М с типом «исходная» за январь 2018 года на лиц, на которых ранее индивидуальные сведения не предоставлялись, ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением установленного срока ДД.ММ.ГГГГ на 4 календарных дней.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Тамбовского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 КоАП РФ в отношении Паршина В.И. прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. При этом, мировым судьей установлено, что Паршин В.И. является физическим лицом, производящим выплаты физическим лицам, следовательно, не подпадает под понятие «должностного лица», как то указано в диспозиции ст. 15.33.2 КоАП РФ, следовательно, он не является субъектом правонарушения.
Согласно части 5 статьи 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Обеспечивая соблюдение этого правила, данный Кодекс закрепляет, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при выявлении, в частности, наличия по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела (пункт 7 части 1 статьи 24.5).
Постановлением Конституционного Суда РФ от 4 февраля 2019 г. N 8-П «По делу о проверке конституционности статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки У.М. Эркеновой» установлено, что действующее правовое регулирование не содержит специальных норм, определяющих соотношение мер ответственности, предусмотренных частью третьей статьи 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и статьей 15.33.2 КоАП Российской Федерации, применительно к ситуациям, когда нарушение установленных законодательством Российской Федерации требований, связанных с представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, допущено индивидуальным предпринимателем. Не исключается привлечение к административной ответственности, установленной статьей 15.33.2 КоАП Российской Федерации, индивидуального предпринимателя, ранее уже привлеченного к ответственности по части третьей статьи 17 данного Федерального закона за несвоевременное или неполное (недостоверное) представление указанных сведений за тот же отчетный период (а равно наоборот: привлечение к ответственности по части третьей статьи 17 данного Федерального закона такого лица, уже привлеченного к ответственности по статье 15.33.2 КоАП Российской Федерации), - несмотря на то, что объективную сторону обоих составов правонарушений составляет одно деяние, совершенное при одних и тех же фактических обстоятельствах.
Подобный подход не только ведет к нарушению статьи 50 (часть 1) Конституции Российской Федерации, но и противоречит принципу равенства, провозглашенному в ее статье 19 (части 1 и 2), который выступает одним из конституционных критериев оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых на основании закона.
Таким образом, статья 15.33.2 КоАП Российской Федерации не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (часть 1), 50 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой данное законоположение по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, позволяет привлекать к административной ответственности как должностных лиц граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ранее привлеченных в связи с теми же обстоятельствами за то же правонарушающее деяние к ответственности, установленной частью третьей статьи 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Материалами дела подтверждается, что решением заместителя начальника Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области Виноградова В.В. от ДД.ММ.ГГГГ Паршин В.В. привлечен к административной ответственности за нарушение ч. 3 ст. 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в виде штрафа в размере 500 рублей за представление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М с типом «исходная» за январь 2018 года на лиц, на которых ранее индивидуальные сведения не предоставлялись, лично ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением установленного срока ДД.ММ.ГГГГ на 4 календарных дней.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Паршин В.И. уже привлечен к ответственности по части третьей статьи 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" вышеуказанным решением должностного лица, вывод мирового судьи о прекращении производства по делу об административной правонарушении, является верным.
Оснований для переоценки установленных при рассмотрении дела обстоятельств и для отмены постановления мирового судьи не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 1 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 15.33.2 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ (░░) ░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░