Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3581/2023 ~ М-2103/2023 от 30.05.2023

Дело № 2-3581/2023

УИД 91RS0024-01-2023-002650-63

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ялта                                4 июля 2023 г.

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Корпачевой Л.В. при секретаре Копыловой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малютиной Виктории Владимировны к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымские морские порты» о взыскании индексации заработной платы, компенсации за задержку её выплаты,

у с т а н о в и л :

Малютина В.В. обратилась в суд с иском к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымские морские порты» о взыскании индексации заработной платы в размере 29 200,68 рублей, компенсации за задержку её выплаты за период с 1 июня 2022 г. по 31 декабря 2022 г. по состоянию на 29 мая 2023 г. в размере 3 312,96 рублей с последующим начислением по день фактической уплаты, исчисленную из расчёта 1/150 ключевой ставки Банка России, действующей за периоды задержки выплат..

Исковые требования мотивированы тем, что до 10 мая 2023 г. она истец работала в филиале Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» «Ялтинский торговый порт» в должности экономиста 2 категории отдела планово-экономической и коммерческой. Оклад определялся по соответствующей формуле. Коллективным договором определён следующий механизм индексации заработной платы: при увеличении минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ) пропорционально увеличивается минимальный оклад на предприятии и оклад работника. С 1 января 2022 г. МРОТ составил 13 890 рублей, в связи с чем работодатель произвёл индексацию заработной платы, должностной оклад истца с 1 января 2022 г. составил 35 680 рублей. С 1 июня 2022 г. МРОТ установлен в размере 15 279 рублей (увеличение на 10 %), а с 1 января 2023 г. – 16 242 рублей (увеличение на 16,9 % по отношению к МРОТ от 1 января 2022 г.). Ответчик добровольно произвёл индексацию 10 мая 2023 г. за период с 1 января 2023 г. по 30 апреля 2023 г. (по день увольнения) и перечислил истцу за указанный период сумму 27 206,54 рублей и компенсацию за задержку заработной платы в размере 525,47 рублей. Вместе с тем, за период с 1 июня 2022 г. по 31 декабря 2022 г. работодатель не повысил установленный истцу трудовым договором оклад, не произвёл индексацию её заработной платы в установленном коллективным договором порядке. С 1 июня 2022 г. оклад (0,8 ставки) должен быть составить 39 200 рублей.

В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие истца Малютиной В.В., представителя ответчика Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты», надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьёй 37 Конституции Российской Федерации установлено право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера, оплаты труда.

Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объёме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

В соответствии со статьёй 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

На основании статьи 134 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными правовыми актами.

Статьёй 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Судом установлено, что на основании трудового договора от 30 мая 2014 г. №<номер> Малютина В.В. работала в филиале Государственного унитарного предприятия «Крымские морские порты» «Ялтинский торговый порт» экономистом 2 категории сектора планово-экономической работы с 30 мая 2014 г.

В соответствии с дополнительным соглашением от 21 марта 2022 г. № 32 к трудовому договору Малютиной В.В. с 1 января 2022 г. установлен должностной оклад в сумме 35 680 рублей (80% должностного оклада 44 600 рублей), а также компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные локальными актами работодателя, коллективным договором.

Коллективным договором Государственного унитарного предприятия «Крымские морские порты» на 2022-2024 годы предусмотрена система оплаты труда, а также механизм индексации заработной платы работников.

Так, в соответствии с пунктами 3.2-3.4 коллективного договора оклады (должностные оклады) работников рассчитывается на основании: минимального оклада (должностного оклада), определённого на уровне минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного Федеральным законом на очередной год (но не ниже величины минимального размера оплаты труда в Республике Крым); коэффициента соотношения оклада (должностного оклада) работника к минимальному окладу (должностному окладу), определённому в размере 1,2; коэффициента оклада (должностного оклада) работника в зависимости от занимаемой им должности в соответствии с Приложением № 1 к коллективному договору.

Приложением 1 к коллективному договору (таблица 9.3) коэффициент оклада экономиста 2 категории отдела планово-экономический и коммерческий определён в размере 2,67.

Таким образом, согласно установленной на предприятии системе оплаты труда, должностной оклад Малютиной В.В. рассчитывается по следующей формуле: МРОТ (не ниже действующего на территории Республики Крым) х 1,2 х 2,67 х 0,8 (размер ставки).

При этом пунктом 3.5 коллективного договора в качестве индексации заработной платы работников установлен следующий механизм: увеличение окладов (должностных окладов) производится с 1 января каждого года в соответствии с установленным минимальным окладом (должностным окладом), определённым пунктом 3.2 коллективного договора.

Согласно справке от 15 мая 2023 г. филиала Государственного унитарного предприятия «Крымские морские порты» «Ялтинский торговый порт» заработная плата Малютиной В.В. начислена и выплачена за период с 1 июня 2022 г. по 31 декабря 2022 г. в соответствии с утверждённым штатным расписанием с 1 января 2022 г., которое введено в действие по предприятию приказом Государственного унитарного предприятия «Крымские морские порты» от 21 марта 2022 г. №<номер>.

10 мая 2023 г. Малютиной В.В. подано заявление с просьбой проиндексировать её заработную плату за период с <дата> по <дата>, а также выплатить компенсацию за задержку выплаты заработной платы с учётом индексации, исчисленную из расчёта 1/150 ключевой ставки Банка России, действующей в периоды задержки выплат.

Согласно справке филиала Государственного унитарного предприятия «Крымские морские порты» «Ялтинский торговый порт» от <дата> заработная плата, начисленная Малютиной В.В. за период с <дата> по <дата>, подлежащая индексации составила июнь <данные изъяты>

Федеральным законом от 8 марта 2022 г. № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительству Российской Федерации предоставлено право в 2022 и 2023 годах принимать решения, предусматривающие особенности исчисления и установления минимального размера оплаты труда, предусмотренного Федеральным законом от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (пункт 18 части 1 статьи 18).

Постановлением Правительства от 28 мая 2022 г. № 973 «Об особенностях исчисления и установления в 2022 году минимального размера оплаты труда, величина прожиточного минимума, социальной доплаты к пенсии, а также об утверждении коэффициента индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, коэффициента дополнительного увеличения стоимости одного пенсионного коэффициента и коэффициента дополнительной индексации пенсий, предусмотренных абзацами четвертым – шестым пункта 1 статьи 25 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлено, что с 1 июня 2022 г. минимальный размер отплаты труда, установленный с 1 января 2022 г. Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда», подлежит увеличению на 10 процентов.

На основании статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации Советом министров Республики Крым, республиканскими объединениями профсоюзов и объединениями работодателей 30 апреля 2021 г. заключено Соглашение о минимальной заработной плате в Республике Крым на 2021-2023 годы.

Пунктом 1.1 указанного Соглашения стороны определили, что минимальная заработная плата для работников – не бюджетников устанавливается на уровне не ниже МРОТ, утверждённого Федеральным законом от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

Таким образом, Постановлением Правительства от 28 мая 2022 г. № 973 «Об особенностях исчисления и установления в 2022 году минимального размера оплаты труда, величины прожиточного минимума» стало основанием для повышения МРОТ в Республике Крым с 1 июня 2022 г. до утверждённого указанным постановлением уровня – 15 279 рублей.

По результатам анализа установленной в Государственном унитарном предприятия «Крымские морские порты» коллективным договором системе оплаты труда суд приходит к выводу, что размер оклада работника напрямую зависит от показателя МРОТ, действующего на территории Республики Крым.

Следовательно, при изменении величины МРОТ, действующей на территории Республики Крым, изменению подлежит и минимальный оклад (должностной оклад) работника, из которого согласно коллективному договору рассчитывается его заработная плата.

Аналогичным образом на предприятии также реализуется механизм индексации заработной платы, установленной пунктом 3.5 коллективного договора.

Учитывая, что МРОТ, входящий в установленную коллективным договором формулу расчёта оклада работников Государственного унитарного предприятия «Крымские морские порты», дополнительно увеличен с 1 июня 2022 г., работодатель обязан был с этой даты производить расчёт заработной платы истца с учётом изменённого оклада.

Вместе с тем Государственное унитарное предприятие «Крымские морские порты» в нарушение установленной системы оплаты труда с 1 июня 2022 г. не произвёл перерасчёт оклада Малютиной В.В., чем нарушил требования статьи 135 Трудового кодекса Российского Федерации.

Согласно представленному расчёту с учётом индексации заработной платы за период с 1 июня 2022 г. по 31 декабря 2022 г. истцу не доплачена заработная плата в размере 29 200,68 рублей.

В соответствии со статьёй 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчёта включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Согласно представленному расчёту компенсация за задержку выплаты заработной платы за период с <дата> по <дата> по состоянию на <дата> составлял 3 312,96 рублей, а по состоянию на <дата> (день принятия судом решения ) 3 828,34 рублей.

Ответчиком вышеуказанные расчёты не оспорены, контррасчёты не представлены.

С учётом изложенного, исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

В связи с удовлетворением исковых требований в соответствии со статьёй 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 191 рубль, от уплаты которой истец была освобождена в силу закона.

Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

иск Малютиной Виктории Владимировны к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымские морские порты» о взыскании индексации заработной платы, компенсации за задержку её выплаты удовлетворить.

Взыскать с Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» в пользу Малютиной Виктории Владимировны индексацию заработной платы в размере 29 200,68 рублей, компенсацию за задержку выплаты проиндексированной заработной платы в размере 3 828,34 рублей с продолжением начисления процентов, начиная с 5 июля 2023 г. по день фактической выплаты долга из расчёта 1/150 ключевой ставки Банка России, действующей в период задержки выплаты.

Взыскать с Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» в доход муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым государственную пошлину, в размере 1 191 рубль.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия мотивированного решения путём подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья                                Л.В. Корпачева

2-3581/2023 ~ М-2103/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Малютина Виктория Владимировна
Ответчики
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымские морские порты"
Суд
Ялтинский городской суд Республики Крым
Судья
Корпачёва Любовь Викторовна
Дело на сайте суда
yalta--krm.sudrf.ru
30.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.05.2023Передача материалов судье
02.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.06.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
04.07.2023Предварительное судебное заседание
04.07.2023Судебное заседание
11.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее