Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 июня 2023 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.
при секретаре Карвась В.Д.
с участием прокурора Колчиной Е.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело № 3а-1284/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Волжский продукт» о признании недействующими нормативных правовых актов в части,
с участием представителя административного истца по доверенности Рузаевой Е.Н.,
представителя УФНС России по Самарской области Мегрелишвили Т.Р.,
У с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью «Волжский продукт» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующими со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233, в части включения в него под пунктом 22408 нежилого здания с кадастровым номером №, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года № 2077, в части включения в него под пунктом 22066 нежилого здания с кадастровым номером №
Требования обоснованы тем, что административный истец является собственником указанного нежилого здания. Включение здания в Перечни считает необоснованным, поскольку в техническом паспорте отсутствуют характеристик, позволяющие отнести объект к офисам, торговым объектам, объектам общественного питания и бытового обслуживания. Здание используется самим административным истцом, а также передано в аренду различным организациям под офисы- помещения площадью 363,6 кв.м., остальные помещения -под гараж, производственные и складские помещения. Земельный участок под зданием имеет вид разрешенного использования: под комбинат. Включение объекта в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество юридических лиц, нарушая права и законные интересы.
В судебном заседании представитель административного истца Рузаева Е.Н. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель заинтересованного лица- УФНС России по Самарской области по доверенности Мегрелишвили Т.Р. оставил разрешение требований на усмотрение суда.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что нежилое здание включено в Перечни в соответствии с его наименованием –бытовой корпус, в связи с чем министерство правомерно включило его в оспариваемые Перечни на основании п.3 ст. 378.2 НК РФ.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержден приказом № 2233 от 22 октября 2021 года.
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержден приказом № 2077 от 8 ноября 2022 года.
Нежилое здание с кадастровым номером 63:01:0926004:894 включено в Перечень на 2022 год - под пунктом 22408, в Перечень на 2023 год - под пунктом 22066.
Приказ министерства № 2233 от 22 октября 2021 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.
Приказ министерства № 2077 от 8 ноября 2022 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022, на
официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.11.2022 года.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что обществу с ограниченной ответственностью «Волжский продукт» на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером № площадью 8342,7 кв. м, расположенное по адресу: <адрес> количество этажей- 4, в том числе подземных 1, назначение - нежилое, наименование –нежилое здание (бытовой корпус).
Согласно представленного административным истцом технического паспорта на нежилое здание, выполненного филиалом ФГУП «РОСТЕХИНВЕНТАРИЗАЦИЯ» по состоянию на 16 августа 2005 года, в здании расположены склады, лифты, коридоры, лестничные клетки, тепловой пункт, котельная, бойлерная, раздевалки, подсобные, гараж, мастерская, санузлы, душевые. кабинеты, комната охраны, оружейная, гардероб, лаборатория, моечные, производственные, мед.комнаты, помещения, столовые площадью 174,7 кв.м. и 73,1 кв., вент.камеры лифтовая, галерея.
Судом были сделаны запросы в филиал ППК Роскадастр по Самарской области в порядке электронного документооборота, в филиалом ФГУП «РОСТЕХИНВЕНТАРИЗАЦИЯ», ООО «БТИ Самара», ГУП «ЦТИ» об истребовании технического плана ( паспорта) на указанное здание.
ППК «Роскадастр» в лице филиала ППК Роскадастр по Самарской области сообщила об отсутствии технического плана в реестровом деле.
ООО «БТИ Самара» указало, что оно не проводило работ по изготовлению технического паспорта на здание в <адрес> ГУП «ЦТИ» сообщило об отсутствии у него технического паспорта на здание.
ФГУП Ростехинвентаризация представило подлинные материалы инвентаризации по пр. Мальцева, 4, в числе которых технический паспорт на здание бытового корпуса, в котором указаны помещения, идентичные тем, которые содержатся в техническом паспорте, представленном административным истцом.
Помещения, которые следует отнести к объектам общественного питания – это столовые площадью 174,7 кв.м и 73,1 кв., что составляет 247,8 кв.м, ( 2,97 % от общей площади здания).
Торговые, офисные помещения, помещения бытового обслуживания в здании отсутствуют. Наименование «кабинет» не тождественно наименованию «офис».
Наименование «бытовой корпус» не свидетельствует о том, что данный объект недвижимости относится к объектам бытового обслуживания.
Нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером № с видом разрешенного использования: под комбинат, не предполагающим размещение на нем офисных или торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
В связи с изложенным сведения технического учета и вид разрешенного использования земельного участка не позволяли Министерству включить здание в Перечни.
Административным ответчиком не производился осмотр здания на предмет его фактического использования на даты утверждения оспариваемых Перечней, доказательства фактического использования нежилого здания в качестве офисного, торгового объекта, объекта общественного питания иди бытового обслуживания административным ответчиком не представлены.
В этой связи суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2022- 2023 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административных истцов будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р е ш и л :
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ 2022 ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 22 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ № 2233, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░ 22408 ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ 2023 ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 8 ░░░░░░ 2022 ░░░░ № 2077, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░ 22066 ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░: ░.░.░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 4 ░░░░ 2023 ░░░░.